«Они называют меня «мама» или просто Люба…»

«Они называют меня «мама» или просто Люба…»

Многие люди, даже спустя годы, с теплом вспоминают своих классных руководителей, которые выпустили их во взрослую жизнь. Самых первых учителей, которые за руку привели нас в первый класс, тоже сложно забыть. А много ли повзрослевших ребят, помнящих того, кто с самых малых лет учил их простым и важным истинам, кормил манной кашей по утрам и помогал складывать разноцветные пирамидки?

Во времена, когда Игарка процветала и носила статус одного из крупных центров северного лесного экспорта, в городе располагалось несколько детских садов и яслей. Рабочая жизнь в городе кипела, времени родителям не хватало, а детям нужно было находиться под чутким присмотром. Так, на улице Спортивной, рядом с телецентром, находились ясли, принадлежащие городскому отделу здравоохранения. Именно в них и начинала свой профессиональный путь Любовь Максимовна Шалатова, которая вот уже более 50 лет воспитывает игарских ребят и до сих пор трудится в «Сказке». Мы встретились на рабочем месте, в стенах детского сада, когда ее юные воспитанники досматривали свои послеобеденные сны.

Любовь Максимовна родилась в Игарке в 1955 году, окончила здесь же среднюю школу и курсы «Медицинская сестра-воспитатель для работы в группах раннего возраста». Эти курсы длиною в год стали первой преодоленной ступенькой в профессиональной деятельности.

«Я не уезжала поступать никуда после школы, подумала: «Пойду немного в ясли, поработаю, нянечкой». Хотя в школе думала только о профессии медика. Потом заведующая яслями заметила меня и предложила пойти на курсы – обучиться за год, а после работать, – рассказывает об учебе Любовь Максимовна. – Я с удовольствием согласилась. Тогда в ясли горздрава для работы с маленькими детьми брали именно людей с медицинским образованием. Это пригодилось в дальнейшем: мы кварцевали, делали массажи, занимались уходом. Я и числилась официально как медсестра-воспитатель. Шесть лет проработала в горздраве, а после выхода из декретного отпуска перешла в новый детский сад «Сказка».

Сейчас «Сказке» уже 44 года, и не верится, что тогда, в далеком 1979 году, энергичная Любовь Максимовна встречала самых первых ребят, которых родители записывали в только открывшийся сад. «Тогда работали 12 рабочих групп, 4 ясельных. Деток нам отдавали очень маленьких – до года», – вспоминает воспитательница.

Впрочем, возраст ее воспитанников кардинально не изменился. Говоря о ребятах, с которыми работает Любовь Максимовна, старший воспитатель «Сказки» Татьяна Александровна Чеснокова отмечает особенности этого периода: «Дети из группы раннего возраста, а это от полутора до трех лет, еще не умеют самостоятельно ухаживать за собой, поэтому каждого надо умыть, покормить, да и просто посадить на горшок».

«Да, – дополняет Любовь Максимовна, – зачастую, они приходят только «из дома», не готовыми ни к чему. Многие не только оторваны от родителей, а в прямом смысле от груди. Кто-то еще сосет пустышки или бутылочку, другой любит спать с одеялком, с игрушкой. Это все такие тонкости в характере и привычках».

Главная сложность в работе с такими детьми – это правильно адаптировать их к детскому саду. Именно первый воспитатель выстраивает связь ребенка с группой и помогает привыкнуть к садику.

«Я работаю с младшим воспитателем, и мы обе для ребят как мамы, – поясняет Любовь Максимовна. – С утра и до вечера рядом. Конечно, за 2–3 дня дети привыкают и уже не плачут и не просятся обратно домой. Кстати, важную роль играет и работа с родителями. Мы настраиваем их на нужный лад, рассказываем и показываем, как происходит работа с детьми, даже обучаем в некоторых моментах. Кажется, каких-то особенных трудностей не возникает».

В ответ на последнюю фразу Татьяна Александровна добродушно смеется: «Да, для Любови Максимовны трудностей уже нет. Чтобы подобрать к каждому ребенку свой ключик, нужен опыт. Воспитателю надо за короткий период времени найти индивидуальный подход и заинтересовать ребенка, помочь ему преодолеть адаптацию, поддержать. Для родителей это тоже стресс. Часто они видят, как детки утром плачут и просятся на руки, но не видят то, как они спокойно и с удовольствием занимаются в саду. Любовь Максимовна как раз умеет настроить и детей, и родителей. Первые воспринимают ее как близкого человека, а вторые спокойно доверяют ей своих деток».

Стоит сказать, что Татьяна Александровна не просто так присоединилась к нашей беседе. По словам старшего воспитателя, именно Любовь Максимовна Шалатова наставляла и помогала ей в первые годы работы в детском саду.

«Любовь Максимовна научила меня работать именно так, как нужно, показала, как это может быть интересно. Теория и практика совсем разные вещи. Другие молодые воспитатели, работавшие с Любовью Максимовной, учились у нее организации занятий, коммуникации с детьми, профессиональным приемам, просили советы. Не зря одно из ее замечательных качеств – умение общаться с людьми. Это настоящий талант. В свое время, я часто спрашивала, как лучше донести до родителей ту или иную информацию, просьбу. Любовь Максимовна всегда знает, что можно сказать прямо, а о чем лучше поговорить более деликатно. Она остается для многих наставником до сих пор, и мы благодарны за то, что она вывела нас в профессию».

Сама Любовь Максимовна говорит, что подобные тонкости дела воспитателя, вплоть до тона разговора, это не только огромный опыт, но, скорее, внутреннее качество. По ее словам, для молодого воспитателя важен человек, который раскроет подобные черты, станет наставником и поддержит.

Это справедливо и для детей, которые приходят в первый раз в детсад, многие, даже не умея разговаривать. Чтобы подобрать заветный ключик к ребенку, воспитатель должен обладать не только безусловной любовью к детям, но и внимательным, бережным отношением, уважением к родителям воспитанников, сдержанностью и терпением. Ведь именно первый воспитатель (помимо родителей) учит маленького ребенка доброте, дружбе, взаимопониманию.

«Хоть это и громкие слова, – рассуждает Татьяна Александровна, – однако, все объясняется довольно просто. Допустим, показывает Любовь Максимовна детям собачку и говорит: «Собачке больно, давайте ее пожалеем, обнимем». Так в игровой форме закладываются базовые понятия о сострадании в раннем возрасте. Пришедшие ребята еще не умеют вместе играть, и одна из задач Любови Максимовны: научить их совместному времяпровождению».

Для маленьких детей, с которыми работает Любовь, воспитатель – второй родитель, почти мама, которая как воспитатель обязана научить самообслуживанию и уходу за собой. «Часто ребята нас так и называют: «Мама», либо по имени – мы не заставляем их обращаться по полному имени и отчеству. Например, для них я просто Люба. Некоторые родители не понимают этого, а нам с ребятами так проще. Сразу выстраивается домашняя атмосфера».

Домашняя атмосфера присутствует в саду, даже с учетом обязательного графика детей. Утро воспитателя занимает много забот: встреча ребят, беседы с родителями, гимнастика, завтрак, потом занятия. Физкультурные, музыкальные занятия, театрализованные постановки, рисование, конструирование, ознакомление с окружающим миром – досуг ребят разнообразен. В теплые дни они гуляют, после их ждут сон, полдник. Словом, день ребенка, а с ним и воспитателя, подробно распланирован, а помимо воспитательной работы, Любовь Максимовна занимается и творческой.

«Например, мы делаем открытки к праздникам: Дню Матери, Дню защитника Отечества, Международному женскому дню, – рассказывает воспитательница. – Стараемся подобрать более легкие для выполнения техники, чтобы маленьким ребятам было несложно. Помимо творчества, у нас есть еще и методическая работа, составление планов».

В «Сказке» не раз проходили конкурсы методического пособия, и Любовь Максимовна всегда в них участвовала. Родители малышей заслуженно отмечали интересность, продуманность, творчество пособий воспитательницы.

«Хочу сказать, что Любовь Максимовна – активная участница нашей культурно-досуговой жизни,– дополняет Татьяна Александровна. – Она всегда участвовала и участвует в различных мероприятиях, праздниках. Даже когда мы собираемся дружным коллективом, она всегда поддерживает творческие идеи. Радует иметь таких активных и неравнодушных людей в коллективе, и приятно работать именно с Любовью Максимовной. Во-первых, она очень ответственный человек: любое дело, которое ей поручишь, будет выполнено на «отлично». Очень тактичный человек, настоящий профессионал своего дела. Все, что касается детей раннего возраста, абсолютно любой вопрос, – к ней можно без сомнений подойти за советом. Многие родители, в том числе и я как мать и бабушка, неоднократно обращались по этому поводу.

Многие игарчане знают о таком талантливом воспитателе и стараются записать ребенка в группу Любови Шалатовой. Сейчас в ее группе 16 детей, необходимо учитывать индивидуальные яркие черты каждого и заинтересовать чем-то особенным. «У Любови Максимовны всегда получается найти нестандартный подход, что-то отвлекающее детей от негативных эмоций, возникающих в начале адаптации», – замечает Татьяна Александровна.

Группы раннего возраста – начальный этап ребенка в детском саду. Бывает, дети часто приходят «в гости» к своему первому воспитателю, уже перейдя в старшие группы. «Некоторые детки заходят поздороваться, обняться. Забегают, рассказывают, чем занимались целый день. Кто-то передает привет через родителей, даже повзрослев и учась в ВУЗах, – вспоминает Любовь Максимовна. – Конечно, и я тут же начинаю тосковать по ребятишкам, когда они переходят в старшие группы. За два года все становятся как родные, а уже надо отпускать».

На вопрос, что изменилось в восприятии профессии воспитателя за многие годы, Любовь Максимовна отвечает просто: «Как мне кажется, ничего значимого за годы не изменилось. Я все также люблю каждого из ребят и просто не представляю, чем буду заниматься, если уволюсь».

За значительные успехи в трудовой деятельности Любовь Максимовна награждена благодарностью Министерства образования и науки Российской Федерации.

В Международный женский день хочется напомнить всем нашим читателям: почаще вспоминайте своих воспитателей, учителей и преподавателей. Именно их труд, несомненно тяжелый как морально, так и физически, взращивает в нас ростки самых светлых качеств и помогает вырасти из ребенка, который не хочет идти по утрам в сад, в достойного человека.

Н. НЕПОКРЫТЫХ.
Фото автора.