Интервью с победительницей муниципального этапа конкурса «Воспитатель года – 2023»

Интервью с победительницей муниципального этапа конкурса «Воспитатель года – 2023»

Не так давно в Туруханске прошел районный конкурс профессионального мастерства педагогов дошкольного образования района «Воспитатель года – 2023». Изучая официальное Положение, можно понять, что целей и задач конкурс ставил перед собой множество: формирование позитивного имиджа педагогического труда, мотивация педагогов к активному использованию новых техник и методик работы, развитие творческих инициатив и, конечно же, представление эффективных образовательных практик. Подробнее о конкурсе, условиях участия и возникших сложностях рассказала в беседе его абсолютная победительница Олеся Николаевна Кашурина, которую многие игарчане знают как воспитателя МКДОУ «Детский сад «Кристаллик».

– Здравствуйте, Олеся Николаевна. Расскажите немного о себе: где вы родились, учились?

– Я уроженка Игарки. Училась тоже здесь, окончила Игарское педагогическое училище народов Севера в 1998 году. Пришла работать в «Кристаллик» и до сих пор занимаю здесь должность воспитателя.

– Вы не раз принимали участие в профессиональных конкурсах, на сайте «Кристаллика» очень много информации об этом. Чем мотивировано это желание?

– На это влияют несколько факторов. Во-первых, хочется, чтобы люди знали о профессионализме и высоком уровне образования наших воспитателей. Мы всегда с интересом участвуем не только в районных конкурсах, но и в региональных, всероссийских. Также сама занимаюсь саморазвитием, а конкурсы – это хорошая причина познания новых методов и технологий работы с ребятами. Интересные нововведения подчерпываешь из литературы, опыта коллег и начинаешь внедрять в свою работу.

Из скольких этапов состоял конкурс? Какие задачи стояли перед педагогами?

– В конкурсе 3 этапа: муниципальный, краевой и Всероссийский. На прошедшем этапе мы демонстрировали одну из педагогических технологий, подготавливали мастер-класс по ней. В этом году я взяла такую методику, как «квест-игра». В своей презентации рассказала о том, что это за термин, какие бывают виды квест-игр, и как применять их для работы с детьми в садике. Практическое занятие и конспекты также строились на этой технологии. В день, когда проводилась квест-игра, перед детьми встала проблема: исчезли все принадлежности для рисования. Следуя карте, дети выполняли задания, «путешествовали» по группе, находили сюжетные уголки. Они выполнили все задания и нашли сундучок с красками. То есть, для них это увлекательная игра. В «Кристаллике» давно применяется подобная технология, например, на праздничных мероприятиях.

– Конкурс проходил дистанционно?

Да, все материалы отправлялись по интернету: визитка с информацией о себе, презентация мастер-класса и конспект с поставленными задачами и целями занятия, видеоматериал и самоанализ. Жюри конкурса оценивало участников по балльной системе.

– Могли ли участники видеть работы друг друга? Допустим, для обмена опытом.

– При желании, мы можем обратиться в Туруханск, и методисты предоставят нам занятия коллег. Мы часто учимся друг у друга.

Сложно ли было морально готовиться к участию в конкурсе?

– К любому открытому занятию всегда готовишься, хочется показать самое лучшее. Конечно, есть тревога, но я уже столько раз участвовала в конкурсах такого рода, что просто настраиваюсь и спокойно подбираю материал, тему, соотношу с планами. Волнение присутствовало только во время занятия. Я никогда не подготавливаю ребят к ним как-то по-особенному: что они скажут или сделают, то и останется. Не всегда происходящее соответствует желаемому, но в самоанализе я этого не скрываю. Например, если поставлена задача сделать порядковый счет до 10, а кто-то из детей смог только до 8, то указываю на дальнейшую индивидуальную работу с этим ребенком. Конечно, не может все пройти идеально.

– Как вы узнали о своей победе?

– Мне позвонила Надежда Евгеньевна Еремеева, наш методист. Рассказала о победе, поздравила. Я сразу же поделилась с коллегами. Хочу сказать, что каждый год «Кристаллик» участвует в этом конкурсе, и ежегодно кто-то побеждает в разных номинациях. Мы всегда предлагаем коллегам попробовать свои силы и, наверное, 90% сотрудников рано или поздно имеют диплом победителя районного конкурса. Это очень приятно.

– Полезно, чтобы как можно больше воспитателей имело опыт участия в конкурсах.

Да, это и опыт, и стимул к саморазвитию. Как я уже говорила, хочется, чтобы люди знали, что воспитатель – это не только прогулки и игры с детьми, но еще и профессиональные образовательные программы, сетки занятий. Детский сад полезен для развития детей, а конкурсы – для саморазвития воспитателей.

– Вы настраивали себя на достижение высокого результата, или это была очередная проверка своих компетенций?

Всегда надеешься на результат. Не секрет, что в районе очень сильные педагоги, и с ними тяжело конкурировать. Я смотрела открытые занятия и понимаю, что у некоторых воспитателей и стаж побольше, и опыт. Думаю, комиссии всегда тяжело выбирать однозначного победителя, но радует, что Игарка всегда в их числе.

– Какой урок по достижении победы вы извлекли для себя?

– Надо пытаться пробовать свои силы, когда появляется возможность. Мы это делаем не только для себя, но и для детей – находим новые интересные образовательные техники, делимся ими с другими педагогами.

– Далее региональный этап конкурса?

– Нет, региональный этап придется пропустить. Сейчас большая нагрузка по работе, ребят старшего возраста не хочется оставлять.

– Очень жаль, думаю, вы бы показали достойный результат. Но давайте немного отвлечемся от темы прошедшего конкурса. Расскажите о вашей профессиональной деятельности. Какие личностные качества должен сочетать в себе человек, который решил работать с детьми?

– Кроме профессиональных: образования, повышения квалификации, мне кажется, человек должен быть очень терпелив. Терпение – фундамент общения с детьми, без него невозможно увидеть их проблемы и радости, чувства. Также важен интерес к детям: без него не получится работать в педагогической сфере.

– Вы работаете с ребятами старшего возраста. Что важно привить ребенку перед школой?

– Самое главное – это самостоятельность. Из волевых качеств: усидчивость, умение слушать. Поэтому сейчас у ребят очень много игр с правилами, которые нужно внимательно слушать и запоминать. Я очень люблю слово «инструкция», и мои дети его быстро выучили, потому что в играх часто звучит «внимательно изучаем инструкцию, схему». Так мы приучаем их к сосредоточенности.

– Что самое сложное в работе с детьми? К чему надо быть готовым выпускнику или выпускнице педагогического учебного заведения?

– Как всегда везде говорят: «Забудьте, чему вас учили». К сожалению, специалистов среднего специального и высшего образования часто обучают те, кто ни разу не работал в садике или школе. Теоретические знания и практика очень часто не соотносятся друг с другом. Дети разные, родители разные. Каждый выпуск особенный по-своему, за 25 лет работы я не встречала одинаковых по характеру ребят. Сейчас работа становится сложнее в моральном плане. Много требований от государства, вводятся новые стандарты обучения, родители тоже требуют идеальных условий. Поэтому стоит учитывать, что работа нелегкая.

– Что можно сказать человеку, который решил связать свою жизнь с профессией воспитателя? Есть ли какие-то вещи, которые стоит знать заранее?

Знаете, есть распространенная проблема: очень много людей поступают в педагогические заведения, но очень мало идут работать по профессии. Явные причины выделить сложно, но лично я не жалуюсь, работаю, потому что это интересно. Это и есть главное, как я уже говорила, если вам не интересно с детьми, не стоит идти в педагогику.

– Напоследок, что можете пожелать своим коллегам-женщинам в преддверии Международного женского дня?

– Поздравляю всех с наступающим праздником. Желаю всем женщинам быть красивыми, здоровыми и счастливыми. Успехов в работе и благополучия в семьях.

– Благодарю за содержательную беседу.

Н. НЕПОКРЫТЫХ.
Фото автора.