Мы помним тех моряков

Мы помним тех моряков

Война в Арктике
В годы войны Игарка, как все города и села нашей страны, провожала на фронт своих сыновей, получала «похоронки», жила суровой, голодной и холодной военной жизнью. Она считалась глубоким тылом. Но и наш далекий край война на миг задела, опалила своим огненным крылом. Она вторглась на Енисейский Север 27 августа 1942 года, и хотя бой продолжался всего два часа, ему отведено немало места в истории Великой Отечественной. Сегодня мы не можем не вспомнить о нем, о том сражении, которое проходило совсем рядом с нами.

Первыми заметили немецкий крейсер «Адмирал Шеер» c ледокольного парохода «А. Сибиряков», следовавшего на Северную Землю с людьми и оборудованием для новой полярной станции. Фашисты потребовали от нашего судна данных о ледовой обстановке, о конвое, караване транспортных судов. Таких данных они, естественно, не получили. Не подчинились советские моряки и приказу сдаться без боя. Бой был неравным и коротким. Пароход затонул, оставшиеся в живых члены экипажа попали в плен. Но капитан «А. Сибирякова» A. A. Качарава успел дать на Диксон радиограмму о неизвестном корабле.

Как попал «Адмирал Шеер» в наш глубокий тыл? Арктика необъятна, а нам приходилось рассеивать свои силы по всему Северному морскому пути. О постоянном контроле всего этого пространства не могло быть и речи, и фашисты знали это. Рейдер «Адмирал Шеер» пошел на свою пиратскую вылазку с заданием: уничтожать суда, особенно ледоколы, совершить обстрел портов Амдерма и Диксон. Операция получила условное название «Вундерланд» – страна чудес.

Но не таких чудес ждали фашисты, какими встретила их Советская Арктика.

Получив радиограмму с «А. Сибирякова», на острове Диксон готовили отпор врагу. Силы были неравным. На фашистском рейдере было 14 орудий крупного калибра, большое количество зенитных пушек и пулеметов. Дальность стрельбы орудий превышала 36 км, экипаж состоял из 926 человек.

В порту в это время находились три наших парохода ледокол «Дежнев», «Революционер» и «Кара». «Кара» была загружена взрывчаткой, «Революционер» – игарским лесом. Их вооружение состояло из нескольких пушек небольшого калибра, снаряды которых не могли пробить броню рейдера. Кроме того, на берегу была установлена двухорудийная батарея.

…Самым малым ходом «Адмирал Шеер» подошел к внутренней гавани порта Диксон. Капитан крейсера решил подавить огнем оборону острова, высадить десант, взять в плен штаб морских операций с документами, шифрами и картами, взорвать основные сооружения базы. Гитлеровцы не сомневались в успехе.

И вот тишину нарушил залп тяжелых орудий. Через несколько секунд в ответ заговорили пушки «С. Дежнева», открыла огонь полевая батарея. Гул канонады сотрясал остров. Пароход «Революционер» получил попадание в корму, затем снаряд угодил в корпус «Дежнева». Появились убитые и раненые. Однако и фашисты получили уже три попадания: в надстройки и в корму. Последнее вызвало пожар.

Когда положение «Дежнева» стало угрожающим, он, продолжая стрелять, под дымовой завесой укрылся в Самолетной бухте. Семь членов экипажа были убиты, 21 – ранен. На «Революционере» загорелись надстройки, но команда быстро ликвидировала пожар и продолжала вести огонь по противнику, вступил в бой экипаж парохода «Кара», рискуя мгновенно взлететь на воздух, так как его трюмы были полны взрывчатки.

Сопротивление привело фашистов в замешательство. Они не ожидали такого отпора, о высадке десанта нечего было и думать. «Шеер» на большой скорости стал огибать остров. Он вел огонь по Новому Диксону, радиостанции, полярной станции и другим сооружениям. Но из-за большой дистанции стрельба была малоэффективна. Батарея с берега снова попала в корму крейсера и вызвала пожар – «Шеер» опять закрылся дымовой завесой. Затем он прекратил огонь и скрылся в северо-западном направлении, не выполнив ни одной из своих задач. Немецкий рейдер не сумел разгромить порт и полярную станцию с мощным радиоцентром, не потопил суда, хотя выпустил по ним до ста снарядов крупного калибра.

Операция «Вундерланд» провалилась. «Революционер ушел «залечивать раны» в Игарку. А на Диксоне снова воцарилась северная тишина. Эта тишина стоила жизни семи моряков.

***

Недавно мы, корреспонденты игарской газеты, побывали на острове Диксон. И первое, что мы там увидели из достопримечательностей, – это памятник погибшим в этом бою морякам, установленный на самом высоком месте. А однажды морозным утром нам довелось наблюдать такую картину: маленькая девочка, с трудом взобравшись к памятнику по холму, поставила у его подножия несколько зеленых веточек от домашнего цветка. Конечно, листики тут же замерзли. Но остались зелеными, и хоть ненадолго, но украсили памятник.

– Где ты взяла эти ветки? – спросили мы девочку.

– Мне их дала мама, – ответила она. – Мама рассказала про моряков, про памятник, и мы с ней решили украсить его.

Маленькая девочка с зелеными ветками на краю большой земли… И за нее тоже отдали свои жизни семеро моряков с «Дежнева» 38 лет назад.

 В. Монахова
Газета «Коммунист Заполярья», выпуск № 57 (7426) от 9 мая 1980 года