Рожденная революцией. Валентина Петровна Остроумова
В истории нашего города имя этой женщины занимает особое место. Два года (1935–1937) своей недолгой жизни были отданы ей заполярной Игарке. За такой короткий период Остроумова успела сделать многое и для города, и для его жителей. В начале тридцатых Игарка гремела на всю страну. Первый город-порт за Полярным кругом, «форпост социализма на Крайнем Севере». Узнали о ней и за рубежом после посещения нашего города иностранными журналистами. Позже немалый вклад в признание Игарки и у нас в стране и в мире внесла Валентина Петровна. По роду своей деятельности она была здесь самым известным человеком, так как занимала сразу два ответственных поста: первого секретаря горкома и начальника политотдела Главного управления Северного морского пути (ГУСМП). Но как эта женщина попала в наш город? Кто назначил ее на столь ответственную и серьезную работу? Чтобы найти ответы на эти вопросы, нужно познакомиться с некоторыми фактами из биографии В.П. Остроумовой.
Валентина рано лишилась родителей. Ее воспитала старшая сестра, у которой было своих 11 детей. С ее помощью девушка окончила семь классов гимназии, где прошла обучение машинописи и стенографии. С 14 лет она уже сама зарабатывала себе на жизнь. С 1916 года Россия в водовороте политических событий, а затем и двух революций, идеи которых Остроумова сразу поддержала. После октябрьских событий 1917 года работала секретарем во ВЦИКе, а затем в аппарате ЦК партии. Стенографировала на заседаниях политбюро, пленумах и т. д. Позже в автобиографии она написала, что «имела счастье работать непосредственно с Владимиром Ильичем и товарищем Сталиным». Достоверно известно, что выступления Ленина ей приходилось стенографировать не один раз. Она даже разработала своего рода несколько советов для начинающих стенографов, которые были опубликованы в журнале «Вопросы стенографии». Там же она поделилась и своими ощущениями при стенографировании речей Ленина. Именно с этого периода политическая и профессиональная карьера Валентины начала набирать обороты.
В 1918 году Остроумова впервые попала за границу с делегацией Вацлава Воровского, заключившего мирный договор с Финляндией, которая отсоединилась от России. После возвращения она с Михаилом Калининым, будущим всесоюзным старостой, 12 раз ездила по фронтам гражданской войны в агитпоезде «Октябрьская революция». Вернулась в сыпном тифе. Несмотря на это, ее приняли в партию, но документы из-за болезни окончательно выправили в январе 1920 года. Оправившись от болезни, посетила Лондон вместе с Львом Каменевым. Через два года после этого Валентина стенографировала на Генуэзской конференции. Овладела английским языком.
В 1924 году после смерти В. И. Ленина была назначена ответственным секретарем комиссии по захоронению и увековечиванию памяти вождя мирового пролетариата. По решению этой комиссии тело Ленина было помещено в мавзолей на Красной площади для того, чтобы потомки могли своими глазами увидеть его. Именно тогда «вошло в моду» – видных политических деятелей хоронить у кремлевской стены. Позже, уже находясь в Игарке, Остроумова применила это новое веяние. Погибших недалеко от Дудинки в авиакатастрофе летчика Григория Максимовича Чернявского и инженера Нордвикстроя Ивана Кузьмича Федотова в 1936 году похоронили на городской площади у стен местного кремля, т.е. горкома партии. В настоящее время могила находится на прежнем месте в старой части города.
В конце 1924 года Остроумова уехала на Алтай вместе с женой М. И. Калинина Екатериной, с которой подружилась в поездках по фронтам. После двух лет партийной работы на Алтае вернулась в Москву, где окончила курсы марксизма-ленинизма при ЦК. После курсов ее как подкованного партийного работника отправили работать в город Бийск, где она год была секретарем райкома. Затем из Сибири молодая женщина сразу попала в Берлин. Там она полтора года проработала секретарем в советском полпредстве. После Германии работала в одном из райкомов Ивановской области.
В 1934 году Валентину Петровну назначили помощником заведующего политико-административным отделом ЦК ВКП(б). Это назначение открывало дорогу к самостоятельной должности в высшей партийной номенклатуре, но в марте 1935 года Остроумову неожиданно отправили в заполярную Игарку – быстроразвивающийся центр лесопильной промышленности, главный северный порт, через который осуществлялся экспорт ценного сибирского леса. Валентину назначили, как уже было сказано выше, начальником Игарского политотдела ГУСМП. Эта организация отвечала за экономическое и культурное развитие районов, находящихся вдоль северных границ Советского Союза. Местная газета «Северная стройка» от 15 апреля 1935 года писала о двухдневной городской партийной конференции, на которой Остроумова с большим успехом выступила со своим докладом по вопросу о подготовке к Карской экспедиции. После ее выдвинули в бюро городского комитета партии, а затем единогласно избрали секретарем. Она понимала, что ей придется работать в непростых условиях, в городе, где 75% населения состояло из спецпереселенцев. И хотя, игарчане, закаленные Севером, тяжелым трудом в суровых условиях, к «москвичке» отнеслись с некоторой настороженностью, Остроумова на новом месте быстро взяла инициативу в свои руки. Она сама побывала на лесокомбинате, ознакомилась с работой его цехов и, спустя месяц опубликовала статью в местной газете, критикующую продолжающееся отставание работ, которое повлечет за собой неустойку, государство получит меньше валюты, а Игарка потеряет свою репутацию на мировом лесном рынке. Остроумова призвала рабочих помочь, и 18 мая 1935 года состоялся городской субботник, в котором участвовала и сама Валентина Петровна. Через три недели после этого субботника 99,5% древесины было подготовлено к вывозке, доставлено, кроме того, 86% свежеспиленного леса. Иностранные суда загрузились вовремя! За два года работы в Игарке успешное проведение Карских операций Остроумова ставила на первое место.
Она считала главной задачей увеличение удельного веса экспортного пиловочника в производственной программе игарских лесозаводов, повышение выхода пиломатериалов от сырья, использование отходов лесопиления. Все эти вопросы были изложены В. П. Остроумовой и председателем горсовета И. В. Брилинским в брошюре «Игарка», выпущенной на правах рукописи в 1935 году в связи с докладом Игарского горсовета правительству. В перспективе предлагалось строительство завода гидролиза древесины и пластмасс, производство мебели и стройдеталей кормового сахара из отходов древесины. Следующим этапом стало уточнение деталей намечаемого расширения сырьевой базы Игарки. Все эти факты говорят о том, Валентина Петровна была не только опытным партийным работником, но и сильным хозяйственником.
Летом 1935 года, собрав делегацию из игарских активистов, Валентина приехала в столицу и, воспользовавшись старыми связями, провела делегатов по самым нужным людям партийной элиты. Северян приняли в 12 наркоматах, затем они выступили по всесоюзному радио, побывали на приеме у Всесоюзного старосты Михаила Калинина. Состоялась встреча и секретарем ЦК Николаем Ежовым. Тот поинтересовался, как идет перевоспитание ссыльных и даже разрешил восстанавливать в правах заслуженных рабочих и принимать в пионеры их детей. Наркомлес выделил деньги на сушилку и бондарный цех для лесокомбината. Совнарком ассигновал средства на постройку дороги, чтобы возить чистую питьевую воду. Председатель ВЦСПС предложил объединить мелкие союзы в один крупный профсоюз, выделил деньги на клуб и пообещал средства на строительство местного Дома отдыха. Наркомфин дал премию для строительства Дома финударников за удачное распространение займа пятилетки. Наркомсвязи обязался наладить круглогодичную доставку в Игарку почты самолетами. Так всего одна поездка в Москву по инициативе Остроумовой помогла решить ряд важных вопросов.
Другая проблема, которой занялась Валентина Петровна, это снабжение города продуктами. Расширение полярного совхоза шло полным ходом. В совхозе имелось семь теплиц, дававших салат и огурцы, которых здесь никогда и не видели. На мясо вырастили 52 коровы и 30 свиней. Появились в городе и первые цветы. Когда в сентябре в Игарку приехал академик Отто Юльевич Шмидт, в то время начальник ГУСМП, его встречали дети с корзинами цветов, огурцов, редиски и помидоров, выращенных в Заполярье.
Обеспокоена была Остроумова и большими затратами на обеспечение Игарки рабочими и служащими. По ее почину в городе были организованы курсы для обучения людей 14 различным профессиям, что позволяло экономить значительные средства. Несмотря на это, кадров все равно не хватало. За короткий сезон Карской экспедиции (август-сентябрь) в Игарский порт заходили по 40-50 морских судов за экспортным пиломатериалом. Закончив их погрузку, сезонные рабочие покидали Заполярье. При Остроумовой осенью 1935 года на зимовку в Игарке остались 100 сезонников. Они согласились 2-3 года поработать по контракту.
С 1929 года пароходы в Игарке загружались лесом с понтонов. Поэтому правительство обязало ГУСМП реконструировать порт и с осени 1934 года началось строительство причалов, которое было продолжено при В. П. Остроумовой. К 1936 году построили 7 причалов длиной 715 метров при глубине 8-10 метров, что позволяло швартоваться океанским судам.
Город рос и развивался усиленными темпами. Как следствие, катастрофически не хватало жилья. Людей заселяли в не отапливаемые сараи, бани и прочие неприспособленные помещения. Поэтому Остроумова взялась за строительство жилых бараков. К 7 ноября 1935 года было построено 300 новых комнат, а к новому году планировали сдать еще 350-400 комнат и заселить в них 150 семей стахановцев. Наряду с жильем строился и зимний клуб. В 1937 году в Игарке уже было 187 жилых домов, две бани на 70 мест, прачечная и парикмахерская, действовал водопровод.
Остроумова развернула большую культурно-просветительную работу. Она сама много писала для газет и охотно общалась с журналистами. В 1936 году по ее инициативе начала выходить газета на английском языке «Большевик Арктики» для иностранных матросов. Для них же проводились экскурсии и всевозможные диспуты, а также футбольные матчи с местными командами на стадионе, находящемся прямо напротив горсовета.
Особое внимание Остроумова уделяла проблемам полярной авиации, без которой само существование северных территорий было очень сложным. Вникнув в работу авиалиний, она серьезно занялась организацией северных полетов. Кроме того, ей часто приходилось участвовать в перелетах на фактории для встреч с местным коренным населением. К середине 30-х годов 60 факторий по заготовке пушнины, которые должны были стать базами социалистической перестройки, были переданы ГУСМП.
Вернемся к уже упомянутой брошюре «Игарка». Ее последняя глава называется «Ближайшие нужды Игарки». Главным Валентина Петровна считала заботу о людях, так как в те годы остро стояла не только проблема дефицита жилья, но и множество других. Важной задачей стало развитие дорожного хозяйства, строительство театра, парка, стадиона, педтехникума, универмага, кирпичного завода. Все из перечисленного Валентиной Петровной скоро появилось в Игарке, и она имела к этому непо-средственное отношение.
В годы работы Остроумовой в нашем городе произошло еще одно важное событие, благодаря которому об Игарке в очередной раз заговорила мировая общественность. В 1938 году в «Лениздате» вышла в свет уникальная книга «Мы из Игарки». О своей жизни в молодом заполярном городе рассказали игарские школьники, т. е. книга стала результатом коллективного творчества детей в возрасте от 12 до 15 лет. План написания книги предложил известный советский писатель А. М. Горький. Составителем стал уральский журналист А. М. Климов, но главным организатором создания книги, конечно, была Валентина Петровна. В 1938 году это издание побывало на международной выставке в Нью-Йорке, где была признана одним из лучших изданий нашей страны.
Между тем, в высших эшелонах власти начались тотальные чистки и ликвидация сталинской оппозиции. Вынесение смертного приговора Льву Каменеву стало грозным предупреждением Остроумовой. Несмотря на ее активную работу, казалось бы, на всех направлениях и партийной и профессиональной деятельности, члены бюро крайкома указали на сильную засоренность троцкистами аппарата территориального управления Главсевморпути и лесокомбината. Остроумовой поручили чистку игарских управленцев и пообещали отправить на помощь оперативников из Красноярского управления НКВД. Начало конца было положено. Этому способствовали также события осени 1936 года. Капитаны флотилии судов, выгрузивших припасы для зимовки на Диксоне и в Игарке, побоялись зайти в Хатангский залив из-за тяжелой ледовой обстановки. Население двух районов, Хатангского и Олекменского, осталось без керосина, соли, спичек, пороха. Люди были обречены на голодную зиму. В первых числах ноября в Хатангском районе было введено военное положение. На запросы Игарского политотдела оттуда отвечали, что в соседнем Олекменском районе массовое восстание и к бунту готово присоединиться все население Хатанги. Положение спасла Остроумова. Она спешно выехала в Хатангу на оленях с грузом продовольствия 37 тонн. Припасы доставили за 18 дней, вместо обычных двух месяцев. Вскоре установился надежный санный путь и в бедствующие районы пошли караваны со всем необходимым. Кроме того, правительство выделило четыре двухмоторных самолета. Полярными летчиками был установлен авиамост с этими районами и, ситуация была взята под контроль. Тем не менее, это не спасло Валентину Петровну Остроумову от резкой критики со стороны крайкома партии. Ее ругали за командование и бездушное отношение к некоторым членам партии, обвинили в том, что она «не вдумалась в решения пленума ЦК, которые говорят о поднятии самокритики, о поднятии активности, о вскрытии недостатков».
Возможно, причина недовольства партийцев заключалась в том, что Остроумова слишком усердно взялась чистить управленческий аппарат ГУСМП от врагов. Бюро крайкома приняло резолюцию «Об ошибках Игарского горкома ВКП (б) и газеты «Большевик Заполярья». Позже в протоколах заседаний бюро от 7 мая 1937 года появилась запись о приобретении для тов. Остроумовой двух путевок для лечения на курорте. Валентина со своими двумя детьми выехала в Москву и в Игарку больше не вернулась.
23 мая в Москве на заседании Оргбюро ЦК удовлетворили просьбу политического управления Главсевморпути об отстранении В.П. Остроумовой от должности начальника Игарского политотдела. Выписку из протокола заседания подписал Николай Ежов. А в листке по учету кадров сделана запись, что Остроумова не избрана в состав горкома, т. к. ей нельзя работать на Севере по состоянию здоровья. Затем в ее личном листке появилась краткая запись «арестована».
Дальнейшая судьба этой женщины, как и многих других невинно оклеветанных, уничтоженных морально и физически, незавидна. Живой из лубянских подвалов ей выйти не удалось. Несмотря на слабое здоровье, Валентина была энергичным, неординарным человеком. Всю свою недолгую жизнь она ставила идеи революции превыше всего. Революция стала ее судьбой. За преданность революции она заплатила собственной жизнью.
И. ШИНОВА, н. с. отд. истории Музея вечной мерзлоты.