Его называли ледовым комиссаром

Его называли ледовым комиссаром

Обилие ума и обилие сердца.

Легендарный полярник, один из первых Героев Советского Союза. А еще академик, вице-президент Академии наук СССР. Блестящий математик и страстный альпинист. Государственный деятель и создатель одной из теорий происхождения Земли. Ученый-энциклопедист.

О. Ю. Шмидт разрабатывал космогоническую гипотезу образования тел Солнечной системы. Им написаны труды по высшей алгебре. Внес вклад в изучение северных полярных территорий. В начале 30-х годов был начальником экспедиции, которая впервые в истории совершила проход по Северному морскому пути за одну навигацию. Инициатор и идейный вдохновитель создания «Большой советской энциклопедии», являлся главным редактором по поручению правительства Советского Союза. Был инициатором создания академического института геофизики.

Неистовый Шмидт.

1929–1930 гг. Шмидт начальник экспедиций на Землю Франца-Иосифа, а затем на Северную землю на ледокольном пароходе «Г. Седов».

Экспедиция была несколько необычной, даже по названию: научно-дипломатическая. Ее задача: оградить архипелаг от иностранных посягательств и организовать постоянно действующую научную станцию. Сначала над Шмидтом даже слегка посмеивались. Начальник экспедиции впервые в жизни вышел в море, впервые увидел полярные льды. Нарушая морскую терминологию, о выходе в море он говорил «выехали», швартовый конец называл веревкой. Но очень скоро ироничное отношение сменилось чувством глубокого уважения. Смелость, предприимчивость и верность всегда были в цене в Арктике.

Случилось так, что оставив людей достраивать станцию в бухте Тихой, на одном из островов, «Седов» с научными работниками ушел на север. А потом не мог пробиться назад, чтобы забрать строителей. Кругом был лед! Капитан предложил уходить – надвигающаяся осень грозила зимовкой судну.

По воспоминаниям участника экспедиции журналиста Б. Громова:

«В кают-компании… мгновенно стало тихо, – Шмидт окинул всех быстрым взглядом своих серых глаз и сказал:

– Я, как начальник экспедиции, не могу бросить доверенных мне людей на произвол судьбы. Мы не уйдем от Земли Франца-Иосифа до тех пор, пока я не увижу, что радиостанция построена, что полярники находятся в тепле. Я не дам сигнала к отходу до тех пор, пока не заберу на борт наших строителей. Поэтому сегодня вечером отправляюсь пешком к острову, чтобы все проверить на месте и, если нужно, переправить людей».

Вместе со Шмидтом пошли еще три человека, и, правду сказать, все они чудом остались живы. Навалился туман, маленькая брезентовая лодочка, которую они взяли, чтобы переправляться через разводья, получила пробоину, а льды неумолимо выносили ее в открытый океан. Лишь с большим трудом им удалось выбраться – не к полярной станции, а на крохотный островок. Когда «Седов» все же пробился к островку, когда поднялись они на борт, капитан Владимир Иванович Воронин сурово бросил:

– Поздравляю… вы были на пороге смерти…

Прав капитан: Шмидт рисковал бессмысленно, по-мальчишески, он еще не знаком с суровым нравом Арктики. Но и сам капитан, и все седовцы вполне оценили настойчивость начальника экспедиции, его верность слову – строителей все-таки удалось забрать.

1932 год. После экспедиций на «Седове», благодаря кипучей деятельности Шмидта, был организован первый сквозной рейс по трассе Северного морского пути: Архангельск–Владивосток на пароходе ледокольного типа «А. Сибиряков».

О героическом рейсе «А. Сибирякова» написано немало. В Чукотском море, когда остались уже позади тысячи миль, в борьбе со льдами обломана одна лопасть винта. Шмидт принимает смелое решение – перегрузив уголь на нос, поднять корму и прямо во льдах заменить винт. Немалый риск. Если ветер разведет льды, не исключено, что судно с нелепо задранной кормой просто перевернется. Но другого выхода нет. В аврале участвует весь экспедиционный состав во главе со Шмидтом. Вернее, не во главе: Отто Юльевич – рядовой грузчик. Нужно перетащить 400 тонн угля. Две бригады – шесть часов работа, шесть часов отдых. Трое суток. Потом двое суток меняли лопасти винта. Потом весь уголь нужно перетащить обратно. Эту работу продолжали уже на ходу, но… 18 сентября случилось непоправимое: вместе с винтом обломан, ушел на дно весь конец гребного вала. Судно недвижимо, дрейфует вместе со льдом. Как напишет позднее один из участников рейса, тогда на «Сибирякове» состоялось «самое короткое собрание полярников, которое я знаю».

Было только одно выступление – Отто Юльевича Шмидта.

– До Берингова пролива осталось 200 километров. Сам корабль этот путь не пройдет, он беспомощен. Ему нужна наша мускульная сила. Мы потащим ледокол тросами от льдины к льдине. Мы используем течение и дрейф. Мы поставим паруса и выйдем изо льда. За дело, товарищи!

…Они взрывали лед, расталкивали льдины шестами. Они подтягивали корабль тросами. Из брезентовых полотнищ, которыми был накрыт уголь, они соорудили паруса. Что такое две сотни километров, когда позади больше шести тысяч!

1 октября «Сибиряков» вырвался на чистую воду в Беринговом проливе. Северный морской путь был впервые пройден за одну навигацию.

1932 год стал знаменательным в истории освоения советской Арктики. В декабре Шмидт вернулся в Москву. Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР была поставлена задача: «Проложить окончательно Северный морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути». Создано Главное управление Северного морского пути (ГУСМП). Начальником его назначили О. Ю. Шмидта. На ГУСМП были возложены освоение и техническое оснащение трассы Северного морского пути, исследование недр полярных территорий. Началось строительство метеостанций вдоль побережья, развитие радиосвязи, полярной авиации, строительство ледоколов и судов ледового класса.

Челюскинская эпопея.

Многим казалось, что успех «Сибирякова» был случайным. Шмидт прекрасно понимал, что практическую возможность регулярных плаваний нужно еще доказывать. И в 1933 году на трассу Северного морского пути вышел «Челюскин», только что построенный в Копенгагене по заказу Совторгфлота. Экспедицию возглавил О. Ю. Шмидт, капитаном в опасный путь вышел В. И. Воронин.

В условиях необычно тяжелой ледовой обстановки «Челюскин» пробился в Берингов пролив, но выйти в Тихий океан не смог: ветры и течение затянули его вместе с ледовым полем обратно в Карское море. Зимовка корабля там стала неизбежной.

13 февраля 1934 г. борт «Челюскина» поврежден и через два часа судно затонуло. За это время выгрузили аварийный запас на заранее подготовленный лед. На огромной льдине оказалось 104 человека, в их числе 10 женщин и двое маленьких детей.

Поддержание дисциплины и бодрости духа на льдине были в значительной мере заслугой «ледового комиссара», пользовавшегося не только авторитетом среди челюскинцев, но и снискавшего их любовь.

Спустя примерно три недели после гибели судна, 5 марта, летчик Анатолий Ляпидевский на самолете АНТ-4 пробился к лагерю и снял со льдины десять женщин и двоих детей. Из-за погодных условий следующий рейс был совершен только 7 апреля. За неделю летчики Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнев, Михаил Водопьянов и Иван Доронин вывезли на материк остальных челюскинцев. Последний рейс был совершен 13 апреля 1934 года.

«Челюскинская эпопея» – эпопея жизни челюскинцев в ледовом «Лагере Шмидта» и их спасения летчиками – потрясла весь мир.

Триумфальным было возвращение челюскинцев поездом из Владивостока в Москву. Состоялась торжественная встреча и митинг на Красной площади с участием руководителей страны.

Все челюскинцы были награждены орденом Красной Звезды, а летчики, спасшие их, первыми были удостоены звания «Герой Советского Союза», именно тогда утвержденного.

После челюскинской эпопеи известный писатель Бернард Шоу, который был довольно саркастичным человеком, воскликнул по этому поводу:

– Что вы за страна!.. Полярную трагедию вы превратили в национальное торжество…

 «Маяк, который виден издалека…»

Дальнейшее развитие Северного морского пути было непосредственно связано с Игаркой. Проведение Карских операций проводилось именно через Игарский морской порт. Шмидту как руководителю ГУСМП не раз приходилось бывать в нашем городе. Последний его визит был совсем недолгим, с 9 по 12 сентября 1935 года. Легендарный «ледовый комиссар» выступил перед игарчанами с балкона здания управления речного порта. Долгое время там находилась памятная доска, посвященная этому событию.

«Теперь страна с гордостью говорит: вот наш заполярный город, наш, потому что Игарку строили не только те рабочие, которые первыми сюда приехали. Игарку строила вся страна, весь народ Советского Союза»

Отто Шмидт, 9 сентября 1935 г.

«Маяк, который виден издалека…» – такие слова сказал О. Ю. Шмидт о нашем городе, но это определение как нельзя лучше характеризует и самого ученого.

В 1937 году произошло еще одно значимое событие в истории нашей страны. Была совершена первая воздушная высокоширотная экспедиция и высадка на дрейфующий лед легендарной четверки под руководством И. Д. Папанина. План экспедиции разработал Шмидт, также он возглавил воздушную часть и переброску на полюс. Морской частью и соответственно зимовкой должен был руководить Папанин. Предполагалось высадить экспедицию в районе Северного полюса на год, в течение которого собрать научные данные по широкому кругу параметров атмосферных явлений, метеорологии, геофизики, гидробиологии.

Полет пяти самолетов, начавшийся в Москве 22 марта, завершился 21 мая 1937 года. В 11 часов 35 минут флагманский самолет под управлением командира летного отряда Героя Советского Союза М. В. Водопьянова опустился на лед, перелетев 20 км за Северный полюс. А последний из самолетов приземлился только 5 июня, столь трудными были условия полета и посадки. Над Северным полюсом 6 июня был поднят флаг СССР, и самолеты отправились в обратный путь. Начала работу первая в мире научно-исследовательская станция на дрейфующих льдах в самом центре Арктики!

Тогда высадка дрейфующей станции на вершине планеты произвела не меньшее впечатление, чем, например, в более позднее время, первый полет человека в космос. Весь мир повторял имена: Шмидт, Папанин, Кренкель, Ширшов, Федоров…

ЦК ВКП(б) и Советское правительство в приветствии участникам полюсной экспедиции подчеркнули: «Эта победа советской авиации и науки подводит итог блестящему периоду работ по освоению Арктики и северных путей, столь необходимых для Советского Союза». О. Ю.Шмидт стал Героем Советского Союза.

За тот период времени, когда Шмидт возглавлял ГУСМП, было сделано немало. Сфера действия Главсевморпути была предельно расширена. Теперь речь шла уже не только об освоении морского пути. В постановлении Совета Народных Комиссаров СССР от 12 июня 1936 года основные задачи были определены так:

«Окончательное освоение Северного морского пути от Баренцева моря до Берингова пролива; организация морских, речных и воздушных сообщений; радиосвязи и научно-исследовательская работа в Советской Арктике; развитие производительных сил и освоение естественных богатств Крайнего Севера; содействие хозяйственному и культурному подъему коренного населения Крайнего Севера и привлечение этого населения к активному участию в социалистическом строительстве».

Фактически Главсевморпуть стал единственным хозяином Советской Арктики.

Отто Юльевич Шмидт — один из тех выдающихся творцов науки и деятелей культуры, уважительный интерес к жизни и деятельности которых сохраняется и в начавшемся тысячелетии, а творческое наследие остается в основе нашей современной культуры.

2021 г.

Н. с отд. истории краеведческого комплекса «Музей вечной мерзлоты»

И. ШИНОВА.