«Анатолий Чмыхало» помог пассажирам первых теплоходов

«Анатолий Чмыхало» помог пассажирам первых теплоходов

«Анатолий Чмыхало» – такое название носит пассажирский паром, который уже несколько лет служит игарчанам. В летнее время существует не так много способов перебраться на остров, где расположен аэропорт – важнейший пункт связи с «большой землей». Именно паром, названный в честь Почетного гражданина г. Красноярск, писателя и автора множества произведений о важнейших событиях истории Сибири и Енисейской земли, помогает жителям добраться до этого пункта.

Прежде чем прибыть в Игарку, «Анатолий Чмыхало», равно как и многие другие судна, получает заключение о готовности к плаванию, проходя многочисленные проверки Госморречнадзора. Только после окончания всех обязательных проверок паром может выдвигаться в Заполярье.

Своим ходом судно идет до п. Подтесово, где находятся плавучие причалы. «Там мы их осматриваем, – рассказывает капитан «Анатолия Чмыхало» Сергей Тихонов, – передаем на состав для буксирующих судов, идущих вниз, для отправки в Игарку».

После прибытия парома и доставки причалов в пункт назначения последние устанавливают согласно штатным местам. Так начинается ежегодная работа «Анатолия Чмыхало» в нашей протоке.

По плану паром должен был приступить к деятельности по перевозке пассажиров с 13 июня. В этом году период ледохода на Енисее затянулся, и некоторые суда, например, баржи, испытывали трудности с причаливанием к берегу. Особенности позднего ледохода ощутил на себе и «Анатолий Чмыхало».

«Основной судовой ход Енисея был чист, – вспоминает Сергей Тихонов. – Мы прошли без препятствий, но были вынуждены ждать момента подъема воды и выхода льда из протоки «Игарская». Так как уровень воды был невысок, то лед не мог сдвинуться с места. В этом году нам пришлось заходить «сверху», со стороны Губенской протоки, как раз, потому что нижняя часть Игарской была заблокирована льдом».

После того, как пассажирский паром оказался в Игарке, нижняя часть протоки освободилась ото льдов, однако, плавучие причалы пришлось временно оставить около острова. По словам капитана судна, в этом тоже виноваты льды, занявшие пространство береговой полосы протоки (со стороны старого города).

«Думаю, в тот момент сдвинулась основная часть льда из Губенской протоки, – предположил Сергей Тихонов. – Поэтому выставить причалы и работать не смогли, ведь это небезопасно для перевозки пассажиров».

Капитан судна отметил, что подобные ландшафтно-климатические условия не являются новинкой или проблемой, которая может серьезно помешать началу деятельности парома.

«Эти моменты предполагаемы. Поэтому даже когда паром пришел и должен был встать на линию, суда на воздушной подушке отработали за нас два дня в целях сохранения безопасности пассажиров. Такие условия, как поздний ледоход, предусмотрены договором, заключенным с администрацией г. Игарки».

Затянувшаяся прохладная весна этого года повлияла и на первые рейсы пассажирских теплоходов, прибывших в Игарку. «Валерий Чкалов» не имел возможности безопасной высадки и посадки пассажиров из-за ледовой обстановки на реке. Подобная ситуация произошла и с теплоходом «Александр Матросов», которому также понадобилась сторонняя помощь.

Как рассказывает капитан «Анатолия Чмыхало» Сергей Тихонов, экипаж парома помог пассажирам теплохода достичь дебаркадера, а после вновь вернуться на теплоход.

«Когда «Валерий Чкалов» шел сверху, то пассажиры переправлялись на лодках, а когда он следовал из Дудинки, то мы помогали людям. Пришедший из Красноярска «Александр Матросов» не смог подойти к дебаркадеру, хотя ему удалось войти в протоку. «Анатолий Чмыхало» исполнял роль перевозчика в этих случаях, – вспоминает Сергей Тихонов. – Погодные условия не всегда предсказуемы, ледовая обстановка в этом году оказалась крайне тяжелой».

Как отметил капитан парома, взаимопомощь и выручка в судоходстве значит очень многое. За девятую навигацию в акватории нашего города опыт совместной работы с пассажирскими теплоходами у «Анатолия Чмыхало» появился только в этом году. Само судно в период навигации проблем почти не испытывало. Однако в июле, когда город застала самая настоящая буря, одна из молний ударила всего в двух-трех метрах от пассажирского парома. За этим последовало выключение света, которое оперативно устранили члены экипажа судна.

«Анатолий Чмыхало» служит игарчанам почти десятилетие, и каждый год жителей волнует вопрос повышения цен на услуги. В 2024 году тарифы изменились: если в прошлом году пассажир платил 73 рубля, то в текущем – стоимость проезда выросла до 86. Машины (по тоннажу) ранее переправлялись за 850 рублей, сейчас цена таких услуг около 966 рублей.

Напомним, что паром был построен по заказу краевого правительства для Туруханского района. Предоставлением субсидий для АО «ПассажирРечТранса» на организацию деятельности занимается горадминистрация,которая, по словам главы Туруханского района Олега Шереметьева, ежегодно выделяет на эти цели около 10.000.000.

После завершения навигационного периода и прибытия в Красноярск судно осмотрят специалисты Российского Классификационного Общества, (в прошлом организация носила название Российский Речной Регистр), органа, который осуществляет деятельность по классификации и освидетельствованию плавательных судов. Затем «Анатолия Чмыхало» ждет осмотр корпуса и механизмов с проведением необходимых замеров и анализов. По результатам судну присваивается оценка технического состояния (негодное/годное) и назначается объем предстоящего ремонта. Этот процесс называют «дефектацией».

«Только после сборки всех систем заново и повторного освидетельствования Российским Классификационным Обществом мы сможем спуститься на воду», – пояснил Сергей Тихонов, капитан «Анатолия Чмыхало». Так как пассажирский паром – «молодое» судно, то подобная тщательная процедура пройдет для него впервые за десять лет, после – каждые пять лет.

Свой последний рейс «Анатолий Чмыхало» выполнит 20 октября.

Н. НЕПОКРЫТЫХ.

Фото М. ФИРСОВОЙ, О. ЗАКАРАЕВОЙ.