Основные причины аварийности маломерных судов
Ежегодно ГИМС России фиксирует сотни аварийных происшествий с маломерными судами. Эти происшествия зачастую связаны с гибелью и увечьем людей. Анализом аварийности маломерных судов за многие годы установлено, что 60–70% маломерные суда были не исправные, около 40% всех аварий совершено в состоянии алкогольного опьянения, у половины лиц, совершивших аварии на катерах и моторных лодках, отсутствуют удостоверения на право управления маломерным судном. Большинство аварийных случаев с маломерными судами происходит во время рыбной ловли и охоты (более 60%). Нередки случаи группой гибели людей на моторных и гребных лодках из-за превышения норм пассажировместимости и при плавании в штормовую погоду.
Основными причинами аварийности являются:
– нарушение судоводителями правил пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах;
– неправильное размещение людей и груза;
– превышение установленных норм пассажировместимости и грузоподъемности;
– плавания в ложных гидрометеоусловиях и в темное время суток.
Судоводителям следует обратить внимание и на необходимость непрерывного наблюдения за окружающей обстановкой во время движения, так как до 10% аварийных случаев происходит из-за отсутствия такого наблюдения.
Аварийность на катерах составляет 3-5% от общего числа случаев. Доля аварийности на внутренних водных путях – более 50%, на несудоходных водоемах – до 40%, в прибрежных участках морей – от 5–7%.
Основными видами аварийных происшествий являются:
– опрокидывание (около 55%) и затопление (15%).
До 25% случаев гибели людей с маломерных судов происходит при падении людей за борт во время плавания и при купании (нырянии) с плавсредств.
Судоводитель должен помнить, что нередко, принимаемые в самый последний момент действия для избежания столкновения с другим плавсредством, приводит к опрокидыванию судна с человеческими жертвами. Поэтому судоводитель обязан внимательно следить за окружающей обстановкой и заблаговременно совершать манёвры, обеспечивающие безопасное расхождение судов.
Игарский инспекторский участок Центра ГИМС ГУ МЧС России по Красноярскому краю.