Нам есть, что помнить, есть, чем гордиться

Нам есть, что помнить, есть, чем гордиться

Павел Стефанович Федирко

Почетный гражданин Красноярского края Павел Стефанович Фе-дирко оставил след в истории Игарки, а память о нем до сих пор хранят многие игарчане. Сегодня предлагаем вспомнить ранее опубликованный текст об этом человеке.

В текущем году Павлу Стефановичу Федирко исполняется 92 лет. Он работал в нашем городе более трех лет. Но какие это были годы?!

Павел Стефанович был направлен на восстановление города после большого пожара 1962 года. Летом вспыхнула биржа пила, огромные бревна летели во все стороны. По воспоминаниям сторожилов города: старушки с иконами подошли к проходной лесокомбината и молили Бога, что бы пожар не перекинулся на жилые дома Старого города. Выгорел бугор Медвежьего лога, где располагались объекты культсоцбыта и жилые дома. В то время сгорел до тла интерклуб, краеведческий музей, аптека и жилые дома. Люди уехали в отпуска с чемоданами в руках и вернулись с теми же чемоданами на пепелище. Перед П. С. Федирко была поставлена задача: успешно завершить погрузку пиломатериалов на экспорт, до наступления холодов обеспечить жильем погорельцев. Да и в целом нормализовать жизнь города после пережитого несчастья.

Павел Стефанович Федиркородился 13 сентября 1932 года в станице Екатериновской Крыловского района Краснодарского края в семье служащих.

Закончил Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта, заочно Высшую партийную школу при ЦК КПСС, доктор экономических наук, профессор.

Трудовой путь начал в 1954 году мастером паровозовагоноремонтного завода, затем заведующий отделом, второй секретарь, первый секретарь Норильского горкома ВЛКСМ (1954-1958 г.г.), главный инженер, начальник ремонтно-механического завода Норильского горнометаллургического комбината (1958–1960 гг.), первый заместитель председателя Норильского горисполкома (1960–1962 гг.), первый секретарь Игарского горкома КПСС (1962-1965 гг.), заведующий отделом Красноярского крайкома партии, первый секретарь Красноярского горкома КПСС, второй секретарь Красноярского крайкома КПСС (1967–1972 гг.), первый секретарь Красноярского крайкома КПСС (1972–1987 гг.), председатель правления Центрального союза потребительских обществ «Центросоюза» (1987–1991 гг.), избирался депутатом Верховного Совета РСФСР 8-го созыва, являлся депутатом Верховного Совета СССР 9-го, 10-го, 11-го созывов, народный депутат СССР с 1989 г. по 1992 г., Был президентом общества дружбы «СССР–ЙАР», был президентом советско-йеменской дружбы, был вице-президентом Международного кооперативного альянса. С 1999 г. по 2001 г. – заместитель губернатора Красноярского края, руководитель Представительства администрации края при Правительстве РФ.

С ноября 2001 г. – член Союза Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – представитель в совете Федерации от администрации Красноярского края, председатель подкомитета по атомной промышленности Комитета Совета Федерации по промышленной политике.

В декабре 2002 г. Повторно назначен членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – представителем в Совете Федерации от Совета администрации Красноярского края. В настоящее время – заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, член Совета Федерации.

Задачи, возложенные на Федирко, были полностью выполнены. Помимо этого, был решен ряд вопросов социального и культурного развития.

В то время в крае внедрялось телевидение. Игарка одна из первых получила такую возможность. Благодаря П. С. Федирко, за счет внутренних возможностей закупили аппаратуру, приспособили один жилой кирпичный дом, создали там телестудию.

По инициативе П. С. Федирко при доме культуры начинает свою работу Народный драматический театр.

На берегу Енисея был открыт парк с атракционами и спортивными площадками. Игарчане с удовольствием проводили там свободное время. Особую радость у детворы вызывала карусель с разноцветными лошадкам и оленями.

Этот нелегкий период работы в Игарке заложил определенную школу к подходу в решении важных вопросов, что в дальнейшем способствовало успешному руководству П. С. Федирко Красноярским краем.

То, что наш край имеет мощный производственный потенциал, в большой степени заслуга одного из самых ярких людей нашего края, можно сказать и нашего города, члена Совета Федерации Павла Стефановича Федирко, на протяжении 15 лет руководившего нашим регионом. 11 лет отдано северу, из них 3 года – это игарский период, когда Павел Стефанович Федирко был направлен в наш город, чтобы в кратчайшие сроки восстановить его после пожара 1962 года.

Павлу Стефановичу Федирко, первому в истории края, присвоено звание почетного жителя Красноярского края, о чем выдано соответствующее удостоверение № 1.

Мы вступили в переписку с П. С. Федирко, когда планировали подготовить к публикации книгу «История города в лицах и биографиях». Павел Стефанович охотно откликнулся на нашу просьбу и сегодня мы публикуем его воспоминания о работе в нашем городе:

«Как известно, свою деятельность я начал в Норильске после завершения института в Ростове-на-Дону и направления на работу в Норильский комбинат . Работа в Игарке в мои планы не входила и только стечение обстоятельств привело к тому, что Игарка оставила в моей жизни и моей трудовой деятельности определенный след, я должен сразу признаться, достаточно хороший след.

А случилось это следующим образом. Я в Норильске уже работал первым заместителем председателя горисполкома, когда в Игарке в 1962 году случился большой пожар, сгорела большая часть лесобиржи, то есть, склада готовых к отправке на экспорт пиломатериалов. Поскольку был большой пожар, сгорели прилегающие к этому складу жилые дома. Жилые дома были в основном в виде небольших домиков, балков, как на Севере их называли. Размещались и с одной стороны вокруг биржи, ибо биржа делила город примерно пополам.

В итоге этот вопрос рассматривался на бюро краевого комитета партии, в краевых инстанциях. Был снят с работы, не знаю, насколько это было правомерно, первый секретарь Игарского городского комитета партии в числе других, понесших наказание за этот пожар.

Нужно было восстанавливать и город Игарку, нужно было восстанавливать и потерянные лесоматериалы, восстанавливать саму биржу, т. е. сам склад для складирования этих пиломатериалов. Плюс к этому восстанавливать ряд объектов социально-культурного назначения, которые так же сгорели в этот пожар.

Поскольку в этот период были совнархозы, – в том числе и в крае был совнархоз, возгловлял его в тот период Ксентарис Василий Николаевич, – стали обсуждать вопрос о том, кого направить в Игарку для того чтобы быстрее восстановить сгоревшее. Пожар был летом, в жаркие дни, надо было к зиме создать, во-первых, все условия для нормального функционирования города, расселения населения, я уже не говорю о том, что надо было выполнить эспортные программы по поставке леса за рубеж.

Было в то время такое мнение, – в частности, выдвигалось оно совнархозом, – о том , что надо теснее Игарку для ее более полного экономического развития, для создания необходимых условий для жизни и быта завязать на Норильск с тем, чтобы Игарка работала на Норильск, и, соответственно, было единое производственно-экономическое образование Норильского промышленного района, хотя он в то время еще не был промышленным районом, был просто комбинат и город Норильск, и город Игарка.

И соответсвенно пришли к мнению, что нужно в Игарку послать кого-то из работников, которые прошли школу Норильского комбината и города Норильска.

Поскольку в то время я был достаточно молодой, еще не было 30 лет, почему– то выбор пал на меня и меня направили на работу в Игарку с этими задачами, восстановить Игарку, восстановить ее производство и ее потенциал и осуществить программу дальнейшего развития. Я еще раз говорю, что мне еще не было 30 лет. По прибытию в Игарку меня избрали первым секретарем Игарского городского комитета партии, и я проработал в Игарке чуть более 3-х лет.

Могу сразу сказать, что задачи, которые были поставлены, за этот период были полностью выполнены, выполнен первый этап, то есть созданы условия для обеспечения жизни в зимний период. И, между прочим, была выполненна программа поставки лесоматериалов на экспорт. Но, вникая в проблемы, мы решили сформулировать для себя более обширные задачи.

Первый вопрос, который возник, надо было прежде всего определиться с генеральным планом города Игарки и понять, что из себя будет представлять город. Надо прямо сказать, что во всей этой работе большую помощь мне, как первому секретарю, оказывал и Совет народного хозяйства, и долгое время, особенно на первом этапе восстановления после пожара, находился в Игарке рядом заместитель Председателя Красноярского совета народного хозяйства – тем, кто забыл, могу напомнить Воробиевский Мирон Демидович, очень умный и хороший организатор. Также активное участие и большую работу провел Бабенко Александр, который занимался непосредственно организацией строительства.

Пригласили мы сегодня уже всем известного в крае, а тогда еще молодого, но талантливого архитектора из Краснояркого института «Гражданпроект» Димерханова Арега Саркисовича, который во многом помог в формировании генерального плана города, в решении ряда архитектурных проектов сооружений города.

Должен сказать, что Игарка в тот период жила своим уровнем жизни, я совсем не хочу сказать, что скажем, тот уровень жизни был каким-то неустроенным, наоборот, этот уклад был своеобразный для небольшого городка или крупного поселка северного типа. Небольшие дома зимой по крышу заносились снегом, узкие проходы от снега, отсутствие транспортных коммуникаций, дорог, отопление дровами и прочее-прочее.

Но люди жили, патриоты, – очень интересные. И, скажем, все эти трудности объединяли их. И как в любом в тот период северном поселке или городе, конечно, они формировали свой характер, свою стойкость, свою выдержку и свое трудолюбие в этих сложных условиях.

Я могу назвать очень много фамилий энтузиастов, патриотов этого города, которые очень активно подключились к реализации задач, поставленных по ликвидации всех этих невзгод, к реализации и быстрейшему созданию условий для того, чтобы люди могли выйти из этого несчастья, в которое попали в период пожара.

Среди них можно назвать директора комбината Никоненко Николая Афанасьевича, который тоже очень активно включился в эту работу. И практически, скажем, не было людей, которые с таким заполярным, северным упорством, на мой взгляд, стояли бы в стороне, или, тем более, мешали этому процессу. Наоборот, все энергично включились в реализацию задач, которые были определены.

А задачи были такие. Игарку превратить из такого северного обычного поселка, хоть и крупного, в белокаменный город, как тогда называли, со всей инфраструктурой услуг. С учетом реализации и тех особенностей в экономическом развитии Игарки.

А особенности прежде всего заключались в том, что в летний период население Игарки резко увеличивалось, потому что для осуществления навигации привлекалось большое количество временной рабочей силы для востановления экспортной программы поставки леса. Эти люди размещались в бывших «зонах», то есть в восстановленных бараках, освободившихся от бывших «зон» заключения.

Конечно, все ограждения и прочие контрольно-пропускные пункты были сняты, а бараки в какой-то мере отремонтированы. Но это были бараки, это были временные сезонные городки. И одной из задач было поставить новый поселок, более или менее нормальный для жизни, создать общежития для того, чтобы этим, даже временно привлеченным людям, создать на летний период условия для работы. Соответсвенно был спроектирован этот микрорайон города (Северный городок), немножко отдельно стоящий от основного жилого массива. И эта работа была осуществлена.

Что касается семей, которые, потеряли свое жилье, я говорил, в виде временных сооружений зачастую, так называемых балков, то для них тоже был спроектирован целый район города (Черемушки). Он состоял согласно генеральному плану из двухэтажных уже, хоть и деревянных, – поскольку их надо было быстро построить, – но домов на фундаменте, домов с элементами благоустройства: с централизованным отоплением; домов в два этажа и в два подъезда.

Была так же поставлена задача создать в Игарке новый, совершенно городской микрорайон многоэтажных кирпичных зданий. Нашли в районе городской ТЭЦ выход на скалы, и на этом выходе возвели тогда в первых микрорайонах кирпичные жилые дома уже обычной серии, которая была в крае, в том числе кирпичное здание городского комитета партии, горисполкома. Они были городского типа, с канализацией, водоснабжением, отоплением. Не знаю, насколько сегодня это запланированное доведено до конца, но первые пятиэтажные дома в первых микрорайонах были введены, заселены и все очень радовались, что Игарка получила как город совершенно новое звучание.

Надо сказать, что серьезную задачу предстояло решать по выполнению экспортных программ поставки леса, в то время в Игарку ходили иностранные суда. Кстати, для обслуживания иностранцев был построен интерклуб. Это тоже было новое здание и, можно сказать новый подход к обслуживанию иностранцев. Этим было снято много проблем, много претензий, которые раньше приходилось испытывать городским властям от посещения иностранцев.

Была принята программа по решению и ряда социальных вопросов. Надо было строить школы, больничный городок и другие объекты. Тогда только внедрялось в крае телевидение, помимо Красноярска, в других городах. Мы договорились, за счет внутренних возможностей закупили аппаратуру, приспособили один жилой кирпичный дом, создали там телестудию, и фактически в Игарке в числе некоторых других первых телестудий малых городов края заработала так же и Игарская телестудия. Эта была большая победа, и это вызвало у всех игарчан определенный подъем и создавало необходимое настроение.

Были так же проведены работы по реконструкции производственной базы, реконструкции порта, реконструкции самого комбината, были освоены определенные капвложения в другие производства. Я уже не говорю, что для этой цели было укреплено строительное управление и создана соответствующая база стройиндустрии, на лесокомбинате построены новые лесоцеха.

Большая работа была проведена на складе сырья, в том числе на сооружениях по приему плотокараванов, которые проходили по Енисею, с юга края для переработки древесины в Игарке. Можно безусловно, перечислять долго, и много говорить о том, что делалось в тот период, я должен сказать только одно и еще раз подтвердить, что создался очень хороший в тот период костяк кадров, которые болели одним единственным, как Игарку превратить в хороший привлекательный город, как создать необходимое производство, причем не только на лесокомбинате, но и рыбозаводе, реконструкция той же ТЭЦ, база стройиндустрии и некоторых других предприятий.

Я не назвал многие другие вопросы, скажем строительство дорог, думаю, что старые игарчане помнят, что дороги были созданы новые. Не говорил о строительстве аэропорта, который был доведен до резервного для полетов самолетов даже в Норильск, для этого провели полную его реконструкцию. Начали подготовительные работы к строительству Хантайской ГЭС, развитию сельского хозяйства, прежде всего совхоза на острове и в Курейке, решили целый ряд других вопросов. Но можно, еще раз говорю, много и долго говорить, вопрос может не столько в этом, а сколько в том героическом интузиазме людей, жителей этого прекрасного города, которые болеют за город, которые хотят, чтобы он был лучше, и многое сделали для решения этой задачи. Практически все трудились, не считаясь ни со временем, ни личными трудовыми затратами. И если оценивать период жизни в Игарке, хоть он, еще раз говорю, не столь длительный был у меня, то он оставил для меня очень хороший след, и если хотите, заложил определенную школу к подходу в решении важных вопросов.

В 1965 году я был направлен на совершенно другую работу, получил очень важное поручение, уехал на юг края, и у меня фактически начался новый этап жизни. Я сейчас могу только одно сказать, что я глубоко благодарен всем игарчанам, которые в тот период рука об руку, не щадя себя трудились для того, чтобы, во-первых, ликвидировать то несчастье, которое случилось; во-вторых, решить те поставленные задачи, которые в то время определены были городской партийной организацией. Глубокая благодарность всем, большое вам спасибо, я рад хоть таким образом пообщаться еще раз с вами. Спасибо, всего вам доброго.

Тут меня спрашивают, как видится дальнейшая судьба Игарки? К сожалению, сегодня вроде бы Игарка уже и не нужна оказалась никому. Но я думаю, что этот процесс не будет бесконечным, перспектива по Игарке, в общем-то, должна сформироваться. Помимо, скажем, воостановления производства, прежде всего, лесопереработки, а я думаю, наступит этот период, – и соответсвенно, экспорт леса через северный морской путь, как это было раньше. Думаю, что хорошую перспективу сформирует и освоение Ванкорского месторождения. Когда мне приходилось вникать и заниматься этими вопросами, мы закладывали в проекте, чтобы опорной базой для развития этого месторождения становилась Игарка. Я думаю, что игарчане должны добиться такого именно решения. И если пойдет развитие по этому пути, это новый подход, новый этап в развитии Игарки, и, безусловно, это создаст дополнительную инфраструктуру для развития этого прекрасного заполярного городка, который имеет большую историческую значимость, и не случайно был в свое время создан как город на Севере страны в Заполярье».

К сожалению молодое поколение игарчан практически ничего не знает о Павле Стефановиче и в полной мере не оценили его вклад в развитие города. Хотелось бы чтобы в список Почетных граждан города Игарки было внесено имя Павла Стефановича Федирко. Как говорится: «Лучше поздно, чем НИКОГДА».

2017 г.

Архив г. Игарки.

Фото Архива г. Игарки.