Памятную доску разведчикам Енисея

Памятную доску разведчикам Енисея

Летом 2024 года чисто случайно мне удалось совершить поездку по Енисею. Я побывала и в Игарке. Не скажу, что меня захлестнула только радость от того, что посетила город, в котором прожила 35 лет. Да, тяжело осознавать, что нет деревянной части города, не сохранились редкие образцы зодчества и просто теплого уютного жилья, подарившего домашний уют многим северянам. Но теперь уже и памятники стали приходить в плачевное состояние. Братскую могилу летчика Г. М. Чернявского и инженера И. К. Федотова, погибших в авиакатастрофе при выполнении государственного задания в 1936 г., а это объект культурного наследия Красноярского края, не видно в зарослях у бывшего стадиона в старом городе. Самолет Ли-2 разрушается, на нем появилась новая доска «В память о погибших летчиках полярной авиации, отдавших свои жизни за освоение территорий Енисейского Севера», о происхождении которой в городе никто не знает. Просто кто-то повесил – без торжественного открытия, без огласки в прессе. Без согласования текста со специалистами, а в нем есть довольно грубые, недопустимые в таких местах неточности. В игарском музее имеются по этому факту документы из государственного архива РФ.

В Енисейске я увидела прямо из теплохода на берегу огромный памятник первостроителям города. Так и должны любить люди свой город, гордиться его историей! Дорогие игарчане, давайте сделаем все для того, чтобы на берегу протоки в районе речного порта была установлена доска в память об открытии в 1927 г. экипажем парохода «Тобол» Игарской протоки!

Сейчас для этого есть прекрасная возможность. В 2023 году агентством по туризму Красноярского края выделена субсидия Туруханскому району для создания туристско-рекреационной зоны в Игарке. Будут выполнены работы, они уже ведутся, по обустройству лестницы в речном порту и благоустройству рекреационной зоны. В 2009 году в речном порту была успешно выполнена установка доски памяти пребывания в городе О. Ю. Шмидта. Кстати, тем же исполнителем работ, которые ведутся в этом году, Федором Игоревичем Крахмалевым. Очень хочется надеяться, что он непременно установит новую памятную доску.

Краткий исторический экскурс по этой теме. Начало первых Карских экспедиций на Енисее относится к 1924 году. Но главным морским центром был избран поначалу Усть-Порт. Очень скоро стало понятно, что необходимо искать новое место, менее подверженное северным ветрам и штормам.

Совершенно случайно в сентябре 1927 г. пароход «Тобол», находившийся в районе станка Игарка, был вынужден уйти в протоку на время шторма. Петр Филиппович Очеретько, капитан парохода, обратил внимание на то, что в самой протоке обстановка значительно спокойнее, нежели на Енисее. Им была отдана команда проверить глубины. Результаты всех удивили, глубины на всем протяжении протоки оказались солидными, соответствующими параметрам морского порта. Сразу по прибытии из рейса Очеретько доложил руководству пароходства о результатах работ по промерам глубин.

П. Ф. Очеретько

15 июня 1928 г. вышло постановление Совета труда и обороны, которым было учреждено новое акционерное общество «Комсеверопуть», и уже через 2 месяца промерно-изыскательная экспедиция под руководством Л. И. Смирнова трудилась для детального изучения протоки и условий строительства нового морского порта. Но нужно отметить справедливости ради, что в 1928 г. Игарская протока уже приступила к работе в качестве порта – здесь в августе–сентябре была отгружена экспортная продукция на 3 иностранных парохода. Ведь именно решением СТО от 15 июня 1928 г. был фактически создан Игарский морской порт (это был один из пунктов в плане работы созданного этим же Постановлением Северо-Сибирского государственного акционерного общества промышленности и транспорта с Правлением в г. Новосибирске – сокращенно а/о «Комсеверопуть»). Годом ранее партия Л. И. Смирнова в поисках нового места для порта подробно обследовала район устья р. Курейка, затем южнее – протоку Ангутиха, где и были срублены первые постройки для закладки лесозавода. Но именно в это время капитан Очеретько со своим экипажем уже вносил коррективы в будущие планы советского лесоэкспорта…

Нет сомнений в том, что именно благодаря действиям экипажа «Тобол» и прежде всего его капитана Петра Филипповича Очеретько, было принято решение строить морской порт на правом берегу Енисея в районе Игарской протоки. И отдавая дань этому факту, в 1999 г., в год юбилея Игарки, Енисейское речное пароходство установило на здании Игарского речного порта (бывшего морского Торгового порта) доску в память об этом событии. Многие капитаны стали тогда участниками этого мероприятия, был также В. П. Астафьев, почетный член клуба капитанов, и, конечно, игарчане. Позже, к сожалению, доску сняли, на ней обнаружены ошибки, впоследствии она уже к нам в Игарку не вернулась.

Изучая газеты «Красноярский рабочий» за 1929 год в краевой научной библиотеке, я натолкнулась на интересную публикацию. 15 июня была напечатана статья «Кто нашел Игарку?». Пишет ее машинист парохода «Тобол» К. Данилюк. Он убедительно доказывает, что Игарская протока открыта как удобная для обустройства морского порта командой парохода «Тобол» в сентябре 1927 г. К материалу сделано важное дополнение: «Правильность всего сказанного в этой статье полностью подтвердило собрание команды парохода «Тобол» от 11 июня с.г., на котором присутствовало 27 человек». Можно понять возмущение речников, оно справедливо. Благодаря их профессионализму и смекалке, находчивости была изучена впервые наша протока и оценена как пригодная для стоянки морских судов. Думаю, что игарчанам нужно задуматься над тем, как увековечить память об этом событии, установив, например, памятную доску в речном порту.

М. МИШЕЧКИНА, Почетный гражданин города Игарки.
Фото автора.