Сестра, ты помнишь?

Сестра, ты помнишь?

С фотографии сорокалетней давности на меня смотрят лучистые глаза милой скромной девушки в военной форме. А рядом со мной сидит та, кто изображен на снимке, – Раиса Александровна Массанова – и разговор наш идет о далеких и трудных годах Великой Отечественной. Трудно поверить, что с тех пор прошло так много лет, настолько живы в ее памяти воспоминания. Но, наверное, иначе и быть не может, слишком уж велика была цена, которую заплатил каждый фронтовик за Победу. Поэтому и встают сейчас перед глазами фронтовые будни, товарищи по оружию, с которыми делила она горести и радости, которых спасали от гибели на полях сражений.

Это и о Раисе Александровне Массановой, а в ту далекую пору Рае Платоненко, сказал поэт: «Сестра, ты помнишь, как из боя меня ты вынесла в санбат? Остались живы мы с тобою в тот раз, товарищ мой и брат…» Да, всю жизнь после той войны, всю жизнь, прошедшую в трудах, заботах, помнит Раиса Алексеевна погибших и оставшихся в живых товарищей, фронтовых дороги, перепаханные снарядами поля, блиндажи, землянки, окопы, безымянные высотки, изнуряющие марши и короткие минуты передышек и снова бои, бои, бои…

16 лет было Рае Платоненко, когда на ее городок обрушилась война. Жила она с родителями, братьями и сестрами в тихом, старозаветном русском городе Старице Калининской области. Несмотря на то, что родилась Рая не здесь, а в Москве, именно Старицу считает она родным для себя местом. Городок этот относится к числу тех, которые, несмотря на долгую и бурную историю, сумели сохранить свой, только им присущий облик. Улочки, заросшие буйной зеленью, радовали своей тишиной и уютом. Старинные дома с резаными наличниками на окнах дарили людям тепло и гостеприимство. Живя в этом милом уголке России, учась в школе, Рая, как и ее сверстники, мечтала о будущем.

Оно представлялось счастливым и безоблачным. Закончена семилетка, впереди множество дорог – выбирай любую. Рая поступила в медицинское училище. А вот закончить его не пришлось. Вдруг, в один день, рухнуло все…

ВОЙНА. Она сделала из 16-летнйе девочки совсем взрослого, сознательного человека. И как могла она, комсомолка, остаться в стороне от общей беды? Кому как не ей, уже почти состоявшейся медсестре, быть на передовой? Где как не там, на поле боя, нужны ее ловкие, умелые руки? Но попасть на фронт оказалось не так просто. В военкомате сказали, как отрезали: «Возрастом не вышла, пока без тебя обойдемся». Ну уж нет, как раз без нее-то не обойдутся. Помог добиться своего Раин дядя, бывший кадровым офицером. Так она оказалась в полковом медсанбате.

А враг тем временем наступал, сжигая, разрушая и убивая все и всех на своем пути. В самые трудные для нашей Родины дни приняла юная медсестра Рая Платоненко свое первое боевое крещение. было это подо Ржевом, в 55 километрах от родной Старицы. Тот бой был явно неравным. Полк отступил. Ржев был сдан. Зима 1942 года. Ее жители Старицы запомнили навсегда. Трескучие морозы. Улицы будто вымерзшие, ничто не напоминает того мирного, уютного довоенного городка. Фашисты, занявшие город, сожгли более двухсот домов, больницу, кинотеатр, Дом пионеров, электростанцию.

А. Фадеев, в ту пору военный корреспондент на Калининском фронте, в своей гневной статье «Изверги-разрушители и люди-созидатели» писал: «..гнуснее всего эти титулованные и нетитулованные подлецы поступили с городом Старицей».

Знала обо всем этом Рая. Тогда ей казалось, что каждый раненый, вынесенный ею с поля боя, – это шаг к освобождению родной Старицы. За каждый клочок земли дрались наши солдаты, и всегда на самом трудном участке, в гуще боя, была медсестра Платоненко, а в июле 42-го ее ранило. Сквозное ранение приковало ее на два с лишним месяца к госпитальной койке. Все дни, проведенные в тыловом Свердловске, самым главным для нее были сводки о боевых действиях. Всей душой, всеми мыслями она была там, на передовой. Знала, что она там нужна. И сразу после госпиталя – снова на фронт. Но теперь уже в качестве фельдшера, командира санроты 66 медсанбата. А, впрочем, большая ли разница, фельдшер или медсестра? Как и любая рядовая медсестра находилась она на поле боя, выносила с передовой раненых, каждую минуту рисковала своей жизнью ради спасения других.

Так было подо Ржевом, так было под Вязьмой, так было и под Ярцевом. Здесь перед солдатами стояла задача захватить высотку, обозначенную на карте всего лишь цифрой, даже названия ей не нашлось. Но находилась она в центральной зоне, и фашисты, не взяв ее сами, всеми силами старались не допустить к ней наши части. Высотка находилась под постоянным обстрелом. Командир решил, прежде чем начать военные действия, провести разведку. На заведание пошли шестеро: начштаба, два связиста, два сапера и Рая. Задача разведчиков, преодолев трясину и речушку, добраться до лощины, затем, разведав обстановку, вернуться назад. Операция проводилась днем, каждый шаг мог стоить жизни. Задание разведчики выполнили, но на обратном пути был ранен сначала начштаба, а потом и солдаты. Одного за другим перетаскивала на себе Рая раненых. До безопасного укрытия было всего 200 метров. Но это сейчас «всего», а тогда под пулеметным огнем, под непрекращающимся обстрелом, с непосильной ношей, каждый метр стоил ста. Пусть у нее не хватало физических сил, откуда им быть у хрупкой, невысокой девчушки, но была непреклонная сила духа, несгибаемая воля. И она выдержала, вынесла, спасла всех.

Война страшна не только своей жестокостью, но и непредсказуемостью. Однажды было так. Перед наступлением в землянке собрались солдаты. В эти минуты затишья каждый думал о доме, о семье. Велись негромкие разговоры. Слабый огонек коптилки высвечивал уставшие лица солдат. И вдруг один взрыв бомбы, другой. Свод землянки, не выдержав силы ударной волны, обрушился на людей. 60 человек были погребены заживо под землей. Только трое – командир, которому перебило бревном обе ноги, радист и Рая, остались не засыпанными. Вместе с радистом она раскапывала людей, вытаскивала из-под обломков бревен.

А наступление продолжалось. Военфельдшер Платоненко воевала на западном фронте. Освобождала Минск, Белосток. В 43-м под Кенигсбергом – ранение в голову, более четырех месяцев в госпитале. В 44-м, уже в Польше – ранение в живот. После госпиталя фронтовая судьба познакомила ее с бравым командиром Григорием Массановым. Вместе с ним и дошли они до Берлина, встретили там Победу.

А 6 июля 1945 года на освобожденной от фашистов немецкой земле лейтенант Платоненко и капитан Массанов скрепили свой брачный союз. Не было у них пышного торжественного застолья, не было свадебных нарядов, но была огромная, переполняющая сердце, радость Победы, была крепкая, прошедшая тяжкие испытания, любовь и были друзья, с которыми делили они горечь потерь и поражений, а теперь разделили с ними и свое счастье.

В 1947 году приехали Массановы в Старицу. Здесь жизнь уже постепенно входила в свою колею, восстанавливалось хозяйство, а на улицах зеленели молодыми, клейкими листочками тоненькие деревца, посаженные на место, сожженных войной. Спу-стя 20 с лишним лет отправились Массановы на Север, в Игарку.

С тех пор Раиса Алексеевна работает в центральной городской больнице. выросли дети. Дочь живет и работает здесь, в Игарке. А сын продолжает дело своих родителей – стоит на защите нашей Родины. Он кадровый офицер, подполковник, закончил академию бронетанковых войск, а сейчас учится в академии Генштаба. Растут внуки, а самое главное, над нашей землей мирное небо. За этот мир, не щадя себя, сражались Раиса Алексеевна и Григорий Тимофеевич Массановы.

«Сестра, ты помнишь..» Да, она помнит все. Не дают ей забыть о тех днях боевые награды – два ордена Красной Звезды и медали «За отвагу», «За боевые заслуги» и другие, письма однополчан – командира батальона Михаила Алексеевича Зотова и Коли Волненкова – ординарца капитана Массанова, благодарности за отличную службу, подписанные маршалом К. К. Рокоссовским, и раны, которые имеют обыкновение ныть по ночам. Память крепко удерживает прошлое, а Раиса Алексеевна мечтает побывать на местах былых сражений, до земли поклониться тем, кто не дожил до Дня Победы, порадоваться возрождению деревень и городов.

З. ГАММЕР, председатель женсовета горбольницы.
На снимке Р. А. Массанова 40 лет назад.
«Коммунист Заполярья», № 30 от 07.03.1985 г.