Рожденный Сибирью

Рожденный Сибирью

В экспозиционно-выставочном центре Музея вечной мерзлоты открылась выставка «Рожденный Сибирью», приуроченная к 100-летнему юбилею Виктора Петровича Астафьева.

Стоит отметить, что посвященная писателю экспозиция в ЭВЦ – одна из постоянных, однако, в рамках празднования юбилея ее расширили, дополнив новыми экспонатами.

Гости выставки могли увидеть биографические книги, в том числе об «игарском» периоде жизни и творчества писателя, произведения и фотографии Виктора Петровича, рукописные журналы, иллюстрации рассказов, повестей и затесей, личные вещи Астафьева и его сводного брата Владимира. Последний стал прототипом Акима из повести «Царь-рыба».

На входе гостей экспозиционно-выставочного центра встречали стенды с художественными работами участников городского конкурса «Дорогами Виктора Астафьева», посвященного юбилею писателя. Проявить себя участники могли в нескольких направлениях: художественное чтение, театрализованная постановка, видеотворчество, сочинение «Мы из Игарки», книжные иллюстрации.

В последней номинации представили много работ, чаще всего художники вдохновлялись «Васюткиным озером», «Конем с розовой гривой», «Стрижонком Скрипом», «Царь-рыбой».

Работы и номера, представленные юными игарчанами на конкурс, отличались своим разнообразием. Активное участие в конкурсе приняли воспитанники детских садов, учащиеся школ, ребята из ДШИ. Включение молодежи и множества городских учреждений культуры в празднование юбилея Виктора Петровича, несомненно, радует, ведь напрямую отображает интерес к творчеству и личности писателя.

Как отметила директор Музея вечной мерзлоты, вдохновением для разработки и проведения городского конкурса «Дорогами Виктора Астафьева» стал межрегиональный фестиваль «Астафьевская весна».

В прошлом году работа Полины Короленко, участницы музейной образовательной программы «ПроСевер», заняла 1 место в фестивальной номинации «Книжные иллюстрации» в возрастной группе от 11 до 13 лет.

Славная традиция участия в «Астафьевской весне» людей, которые связаны с Игаркой и Музеем вечной мерзлоты, продолжается и сейчас. Свою работу в номинации «Художественное слово» на фестиваль представила Анастасия Братчикова, методист музея.

Посетители выставки стали первыми, кто увидел работу конкурсантки. На экране появились знакомые виды: Игарка, детский дом, ставший убежищем маленького Вити Астафьева, снежные пейзажи старой части города.

Для конкурсного ролика Анастасия Братчикова выбрала повесть «Кража», в описании места действия которой легко угадывается наш город. Девушка прочла внушительный отрывок произведения эмоционально, выразительно, грамотно используя интонацию, предварительно выучив часть текста наизусть. Это является одним из условий для участия в номинации «Художественное слово».

На выставке представили работу совсем юных участников городского конкурса – ребят из старшей группы «Улыбка» детского сада «Сказка». Катя Маркова, Даня Усов и Леша Зотин озвучили замечательный, по-детски трогательный анимационный фильм. Их творческим наставником и режиссером выступила педагог Алиса Ридель.

«На наш взгляд, это весьма достойная работа, которую можно было бы направить на «Астафьевскую весну», если бы в номинацию «Видеотворчество» допускалась соответствующая возрастная группа, – пояснила директор Музея вечной мерзлоты Альбина Галеева. – Мы попробуем связаться с учредителями и все же отправить видеоролик».

Работа дошколят из «Улыбки» действительно характеризует воспитанников детского сада как талантливых ребят. На фоне нарисованных пейзажей виднелись фигурки маленького Вити Астафьева, коня с розовой гривой, горячо любимой бабушки писателя. Рядом растекалось озеро, возвышалась акварельная тайга – места, которые Васютка, герой рассказа, известного каждому школьнику, навсегда сохранит в памяти.

Альбина Галеева начала презентацию выставки, поприветствовав гостей и заметив, что небольшое количество посетителей создает особый эффект камерного, почти домашнего мероприятия.

«100-летие Виктора Астафьева – масштабное событие не только для Игарки, но и региона, всей страны. Россия празднует юбилей Виктора Петровича, по праву заслужившего имя великого сибирского писателя, – подчеркнула она. – Мне кажется, что у каждого есть личная история знакомства с жизнью и творчеством Виктора Петровича, все мы когда-то прикоснулись к нему».

Своей историей отношения к фигуре сибирского писателя поделилась заведующая отделом истории Музея вечной мерзлоты Анна Усольцева: «Сегодня мне хотелось бы рассказать о своем первом знакомстве с произведениями Виктора Петровича. Это случилось в средней школе № 1, в то время еще не носившей имя В. П. Астафьева, в 2004 году. Тогда я прочла произведение «Конь с розовой гривой», чтобы написать сочинение на конкурс.

Сочинения должны были войти в рукописные журналы. Я написала свое, понадеявшись, что оно попадет туда. Так и случилось.

С тех пор прошло много-много лет, став сотрудником музея, я начала работу с фондами. Кажется, накануне 95-летнего юбилея Виктора Петровича нашла в фондах настоящее сокровище – те самые рукописные журналы! В них мои сочинения, одноклассников. Спустя некоторое время я отыскала в одном из подобных журналов даже сочинение своего старшего брата, в котором он пишет про Иру Шинову, научного сотрудника отдела истории музея.

Можно сказать, что этими рукописными журналами мы связались словно нитью: не только с творчеством Астафьева и рассказами о малой родине, но и с профессиональной деятельностью.

Сказать, что я была поклонницей творчества Виктора Петровича, нельзя до прочтения мною книги «Прокляты и убиты». Книга произвела на меня ошеломляющее впечатление, ничего подобного, похожего до этого момента я не читала.

Военные рассказы Виктора Астафьева поразили меня до глубины души, но еще больше – комментарии автора к ним.

«Кто врет о войне прошлого, приближает войну будущую» – эта замечательная цитата Виктора Петровича. Он пытался показать другую сторону войны: не такую патриотичную, сказочную, а настоящую, с болью, страданиями, потом и человеческой кровью. Он твердил, что хочет именно на них закончить свою писательскую деятельность, говоря: «все реже мне снится война, все реже я о ней вспоминаю».

Я изучала период жизни Виктора Петровича в Игарке, ездила с экскурсией к приюту, где он провел детство, знаю, какая тяжелая жизнь у человека, оставшегося без родителей в столь раннем возрасте. Ведь не зря говорят, что остаться без отца – значит быть сиротой, а остаться без матери – сиротой полным. К сожалению, именно такая ситуация сложилась у Виктора Петровича. В Игарке он остался один.

В этот момент будущий писатель встречает своих учителей, которые пытаются взрастить в нем добро. Люди, видящие на улице маленького Виктора, часто могли сказать мальчику, что он беспризорник и нахлебник. Именно учителя, которых встретил Виктор Петрович на своем пути, помогли побороть чувство брошенности и ненужности, говоря о писательском таланте Вити, отмечая его сочинения. Не зря впоследствии школьное задание превратится в рассказ «Васюткино озеро».

Для меня самым удивительным моментом биографии Виктора Петровича Астафьева стал рассказ об его попадании в кинотеатр на фильм «Большой вальс».

Видя афишу о показе фильма, он очень захотел на него попасть, но законно, не «зайцем». Только подумав «Боже, вот найти бы рубль на этот билет!», посмотрел под ноги, а на снегу валялся рубль. Для меня это как провидение Господне – по-другому трудно назвать.

Он поднял деньги, но сразу вспомнил, что у фильма возрастное ограничение. Необходимо было придумать какую-нибудь хитрость. Тут он берет с земли окурок, выдыхает дым на кассира, протягивая деньги, и получает-таки заветный билет. Самое главное, идет смотреть фильм «легально». Не думая, что его заметят, поймают и выгонят, накричат.

Фильм оказывает на Виктора огромнейшее впечатление. По его словам, он впервые узнал, что буржуй может быть незлым, иметь неплохую любовную линию, люди могут носить красивые костюмы, прически, широко и весело праздновать что-либо.

Виктору Петровичу настолько жаль стало людей, находящихся в Игарке и жаль себя, что он заплакал.

Писатель говорил, что человеческая память отсеивает плохое, оставляя только важные добрые моменты. Именно из этого, таких маленьких светлых моментов среди происходившего мрака, создан писатель Виктор Астафьев».

Особое внимание в своем трогательном рассказе Анна Усольцева уделила жене писателя Марии Семеновне. По словам заведующей отделом истории, подготавливаясь к выставке, она захотела ознакомиться с письмами, которые Виктор Петрович писал в музей, однако, почерк Астафьева был очень неразборчив.

«Я знала, что Мария Семеновна перепечатывала его произведения, но не понимала, насколько проблема велика. Прочитать многое просто невозможно», – отметила заведующая отделом истории музея.

Анна Усольцева закончила свой рассказ одной из цитат писателя, а также отметила огромный вклад сотрудников музея прошлых лет в исследование биографии и сохранение памяти об Астафьеве, важность бесед об отношении читателей к писателю, осмысления его произведений. Анна напомнила, что человек жив, пока о нем помнят.

Директор музея Альбина Галеева вновь взяла слово, подчеркнув вклад городских учреждений в празднование 100-летия писателя, в особенности, активное участие в городском конкурсе «Дорогами Виктора Астафьева», отметив это благодарственными письмами, а после пригласила всех гостей мероприятия на чаепитие.

Н. НЕПОКРЫТЫХ.

Фото автора.