Лесная промышленность и порт Игарки

Лесная промышленность и порт Игарки

Год революции 18-й

Крайний Север Красноярского края в течение многих лет, как и вообще весь Крайний Север СССР, занимал место, не соответствующее его потенциальным возможностям. На необозримых северных окраинах края до революции не было ни одного промышленного предприятия. Кроме пушнины и очень небольшого количества рыбы, Крайний Север края до 1929 г. ничего не вносил в народнохозяйственный баланс Советского Союза.

Основными трудностями экономического, а вместе с тем и культурного подъема Крайнего Севера до 1929 года являлись отсутствие транспорта и удобных освоенных путей сообщений и исключительно малая плотность населения этой территории.

Карские экспедиции, начавшееся освоение Северного морского пути, опрокинувшие установившееся мнение о непроходимости Карского моря, и постепенное планомерное усиление водного транспорта на реке Енисее создали возможность нормального выхода на внутренний и внешний рынки, поставили вопрос о приобщении громадных естественных богатств Крайнего Севера к социалистическому строительству СССР.

В 1929 г. акционерное общество «Комсеверопуть» на совершенно пустом и безлюдном месте, на берегах открытой лоцманом Очередько протоки, близ старого станка Игарка, начало строительство первого на Крайнем Севере Сибири 4-рамного лесопильного завода.

Несмотря на отсутствие достаточного опыта в сооружении промышленных предприятий в условиях вечной мерзлоты, во временном помещении завода удалось установить три лесопильные рамы (снятые с других заводов Сибири), которые в 1930 г. дали на экспорт 2053 стандарта и 500 стандартов пиломатериалов хорошего качества для местного строительства.

С октября 1930 г. в эксплуатацию вступил еще один двухрамный завод, а в 1931 г. большой четырехрамый механизированный завод.

Таким образом, в конце 1931 г. Игарский лесокомбинат (3 завода с 9 рамами) мог ежегодно выбрасывать на рынок 25–30 тысяч стандартов экспортной продукции. До постройки игарских лесозаводов пилолес, отгружавшийся из более южных районов Сибири, имел до шести перегрузок. Такое большое количество перегрузок неизбежно загрязняло лес и снижало рентабельность экспорта сибирского пилолеса. Эти недостатки, естественно, отпали с организацией Игарского лесопиления.

Выбор места для строительства заполярных лесозаводов нужно считать весьма удачным па целому ряду причин. Во-первых, как уже отмечено выше, фарватер Енисея у Игарки вполне благоприятен для захода морских судов; во-вторых, выше Игарки в Енисей впадают больше сплавные реки. Последнее обстоятельство создает возможность направлять на Игарку большие количества сплавного леса, которым северная часть края исключительно богата. По приблизительным подсчетам, в сфере сплавного тяготения к Игарке имеется округленно 60 миллионов га лесных площадей.

Исходя из нормальной эксплуатации лесных площадей Севера, Игарская лесная промышленность, даже с учетом ее удвоения, обеспечена сырьем на неограниченный период, так как потребности Игарки в сырье все же будут далеко отставать от возможностей нормальной вырубки зрелых лесных массивов. Поэтому можно утверждать, что дальнейшее развитие лесообрабатывающей промышленности на Крайнем Севере ни в какой мере не может лимитироваться сырьевыми возможностями Енисейского Севера.

Помимо такой количественной обеспеченности игарской лесной промышленности, решающее значение для ее развития имеет высококачественный экспортный характер сырьевой базы игарской лесопромышленности.

Дело, конечно, не в том, что лесные массивы Енисейского Севера обладают какими-то особыми природными качествами – этот вопрос еще далеко не изучен и не разрешен. Экспортное значение игарской сырьевой базы определяется тем, что для обеспечения загрузки игарских лесопильных рам достаточно использовать 1–2 процента созревших для рубки деревьев, а это создает возможность выбора лучших экземпляров. Из этого следует, что создание игарской лесной промышленности еще полностью не разрешает вопроса освоения лесных массивов Красноярского края, в частности его Севера.

Реализуя не больше одного-двух процентов зрелых лесов, мы на корню оставляем неиспользованной почти всю продукцию, которая переспевая значительно теряет свое хозяйственное значение и становится благоприятной базой для развития болезней.

Яркой характеристикой роста игарского лесопиления является сопоставление данных по распилу. Если в 1929 году было распилено только тысячи кубометров леса, то за 1934 год распил составил 303 тысячи кубометров (рекордным являлся 1932 год, когда было распилено 337,7 тыс. кубометров).

Отрицательным моментом в работе заводов является невысокий процент выхода пиломатериалов из сырья: за все годы работы игарские лесозаводы не уложились в плановые нормы. Так, план по распилу сырья в 1934 году был выполнен на 85 процентов, выпуск же пиломатериалов составил только 80 процентов к плану, 1934 год дал несколько лучшие показатели выхода пилопродукции по сравнению с первыми годами работы. Однако и в этом лучшем году – вместо 55 кубометров продукции из 100 кубометров сырья – заводы дали только 52 кубометра.

Несмотря на невыполнение общего плана по распилу и выходу пиловочника, экспортная программа заводов тем не менее была перевыполнена. Прекрасное качество пиломатериалов и упорная работа коллектива заводов позволили в 1934 году перевыполнить плановые задания и дать на экспорт вместо 129,7 тыс. кубометров, 132,2 тысячи или 102 процента к плану. С каждым годом увеличивается экспорт игарских лесоматериалов. В 1930 году было отгружено через Игарский порт выработанных в Игарке 2053 стандарта, в 1931 году – 7962, в 1932-м 17569, в 1933 году – 19938 и, наконец, в 1934-м – 22441 стандарт.

Удельный вес экспортного пиловочника в производственной программе игарских заводов, возрастая из года в год, составил в 1934 году 84 процента от общего выпуска пиломатериалов. Игарская лесная продукция прочно завоевала себе место на иностранном рынке. Свыше 4/5 своей продукции игарские заводы экспортируют.

В 1934 году мы имеем значительные улучшения работы заводов по сравнению с 1933 г., когда программа выпуска пиловочника была выполнена только на 75,3 процента, расход сырья на 1 кубометр пиловочника составил тогда 115,6 процента к плановому заданию, и процент выхода экспортного пиловочника от сырья составил только 24,6 процента (в 1934 году почти 44 проц.). В том же 1933 году план выпуска экспортной продукции был выполнен также лишь на 90,4 проц.

Улучшение работы игарских лесозаводов подтверждается и тем, что в 1934 году при меньшем против 1933 года количестве рабочих заводы выпустили больше пиловочника, дали больший распил сырья, снизили расход сырья на кубометр пиловочника и сумели перевыполнить экспортную программу.

В 1934 году рабочие и ИТР упорно боролись за снижение заводской себестоимости пиломатериалов. Себестоимость снижена на 32 процента.

Большим недостатком в работе заводов являются простои. До сих пор простои как внутрисменные, так и целосменные весьма велики. В 1934 году общее количество простоев составило 27 процентов от отработанного времени. Внутрисменные простои объясняются недодачей сырья, недостатком энергии, неисправностью пил и рам вследствие ветхости части оборудования (завод № 1) и т. д. Основными причинами целосменных простоев явились также недоставка сырья и, что особенно важно подчеркнуть, недостаток рабочей силы. С этим последним вопросом – недостатком рабочей силы, неквалифицированной и особенно квалифицированной, приходится сталкиваться за все годы работы заводов.

Но и при этих неблагоприятных условиях в результате ударной работы и применения социалистических методов труда распил сырья на рабочую смену в течение всего 1934 года шел с перевыполнением, а выход пиломатериалов на рабочую смену в 1934 году, несмотря на недостаток рабочих, составил 99,3 процента к плану.

За годы работы лесозаводов производительность труда неуклонно повышалась. Вместе с этим росла и заработная плата производственных рабочих. В 1932 году выработка производственного рабочего в человеко-часах по пропуску сырья составила 0,563 кубометра, в 1933 году – 0,656, а в 1934-ом – 0,661 кубометра.

Выше мы указывали, что особо неблагоприятно на работе игарских лесозаводов сказывался постоянный недостаток рабочей силы. Этот недостаток характеризуется следующим: в 1932 году на заводах работало 1855 человек, в 1933 году намечено было по 2498 человек, а фактически работало 1849 человек. В 1934 году на заводах работало всего 1423 рабочих при плане 1671. По соответствующим годам мы имеем следующие изменения общего количества рабочих, ИТР служащих: 1932 г. – 2092, 1933-й – 2107, 1934 г. – 1714. Таким образом, в 1934 г., на игарских лесозаводах работало только 85,4 процента к намеченному планом штату, или 77 процентов к предыдущему году.

B 1936 году в Игарке будет строиться механизированный 4-рамный лесопильный завод, который вступит в строй в 1937 году. Старые, недостаточно рентабельные заводы (№№ 1 и 3) будут закрыты, и, естественно, в 1937 году игарские заводы дадут еще больше продукции лучшего качества, сократятся простои, вызванные ветхостью оборудования, что послужит могучим стимулом к дальнейшему снижению заводской себестоимости.

В строительстве завода будет занято несколько сот рабочих. В конце 1937 г. завод уже должен быть сдан в эксплуатацию.

Совершенно очевидно, что при строительстве нового завода нужно будет учесть все ошибки, допущенные в 1929–1931 годах, т. е. в начале промышленного освоения Игарки. Уже сейчас игарские организации, в частности Севполярлес, должны озаботиться завозом рабочих и развертыванием жилищного строительства для будущих кадров лесопильного завода.

С постройкой нового лесопильного завода валовая продукция игарской промышленности достигнет 200 тысяч кубометров пиломатериалов.

Вместе с увеличением валовой продукции увеличатся некоторые трудности, стоящие перед лесопильными заводами уже в настоящее время.

Дело в том, что отходы лесообрабатывающей промышленности (по своему объему почти равные пилопродукции) в Игарке до настоящего времени не используются. Свыше 100 тысяч кубометров прекрасного прислужника (ель, сосна), горы опилок, макаронника не находят себе применения. Эти отходы захламляют территорию лесозаводов, мешают правильно организовать работу, создают большую опасность в пожарном отношении.

Кроме того, неиспользование отходов значительно удорожает себестоимость экспортной пилопродукции. Имеющиеся в Игарке мастерские стройдеталей, столярные мастерские какого-либо существенного влияния на сокращение запасов отходов оказать, конечно, не могут.

С постройкой нового 4-рамного завода ежегодные отходы почти удвоятся, и к 1938 году их накопится в общей сложности до 300 тысяч кубометров. Такое скопление отходов будет уже прямо угрожать нормальной работе игарской лесной промышленности.

Таким образом, одной из важнейших проблем, стоящих перед Игаркой, является проблема использования отходов.

Разрешение этой проблемы может пойти следующими путями.

Во-первых, необходимо дальнейшее развертывание предприятий по производству мебели, стройдеталей и т. д. Растущий город будет потреблять эту продукцию в довольно значительных размерах. Частично отходы должны перерабатываться на экспорт и в больших размерах, чем сейчас.

Во-вторых, целесообразно проработать вопрос о строительстве в Игарке заводов гидролиза древесины и пластмасс. Гидролизный завод мощностью на 10–12 млн литров спирта потребует ежегодно около 130–150 тысяч кубометров отходов. Возможны сомнения насчет использования продукции завода – спирта. Но прежде всего, спирт является достаточно транспортабельным продуктом, и перевозка 10 тысяч тонн даже в направлении Красноярска не является сложной проблемой.

Во-вторых, значительная часть древесного спирта может быть использована на Севере взамен завозимого жидкого топлива, в частности, бензина. Учитывая, что получение сырья для гидролизного завода не будет связано с большими затратами, – мы можем в Игарке получить спирт при относительно низкой себестоимости.

Не менее эффективным мероприятием представляется и строительство завода пластмасс, транспортабельность которых позволяет проектировать предприятие больших масштабов.

В-третьих, целесообразно проработать вопрос об организации производства кормового сахара из отходов древесины (уже освоено в Европе и Америке), что создало бы прочную базу для развития свиноводства в Игарском районе и на Крайнем Севере в целом.

Перспективы развития Игарки лежат по линии развертывания экспортного лесопиления и эффективного использования отходов.

С освоением Северного морского пути богатства Крайнего Севера Сибири нашли себе выход не только на внутренние, но и на иностранные рынки. Применение ледокольного флота, работа полярной авиации, в рядах которого работали летчики, как Молоков, Алексеев, Липп и другие привели к тому, что в настоящее время путь из Енисея через Карское море является путем нормальной коммерческой связи с портами Англии, Дании, Голландии, Швеции, Норвегии.

Суда Карской экспедиции, правда, заходили в Енисей через устье и до постройки Игарки. Но после организации в Игарке порта и строительства трех лесозаводов операции енисейской части Карской экспедиции намного увеличилась.

Если в 1924–1929 годах количество заходивших в Енисей морских судов исчислялось немногими единицами, то в 1931 году в Игарский порт зашло 12 морских судов, 1932 году – 25, и 1934 году – 23 судна. Некоторое снижение в 1934 году объясняется взятым курсом на вывоз лесоматериалов более крупными лесовозаводами.

Морской грузооборот Игарского порта с каждым годом растет, составив в 1930 году – 32 тысячи тонны, в 1934 году – 100 тысяч тонн. Количество завозимых в Игарку морскими судами грузов сравнительно невелико, колеблясь от 4 тысяч тонн за навигацию. В основном грузооборот растет за счет вывоза из Игарского порта экспортной пилопродукции, выработанной как на игарских заводах, так и на других енисейских заводах: Красноярской группы, Маклаковском и Енисейском заводах.

В 1924 году енисейской частью Карской экспедиции было вывезено 757 стандартов пиломатериалов (Красноярской группы лесозаводов), в 1930 году, когда впервые за границу было отгружено 2053 стандарта выработки игарских заводов, – вывоз составил 12360 стандартов. В 1931 году было вывезено уже 13405 стандартов, 1932 году – 26526, 1933 году – 31847, и, наконец, 1934 году – 33539 стандартов. В настоящее время игарский лесоэкспорт в общем енисейском лесоэкспорте занимает 66,9 процента.

В 1931 году первые морские суда прибыли в Игарку 8 августа, последнее судно покинуло Игарку 3 октября, т. е. морские суда провели в арке 56 дней. В 1934 году благодаря лучшей организации труда план погрузочных операций Карской экспедиции был перевыполнен. Меньшим числом грузчиков погружено большее количество стандартов, вся погрузка была закончена в 50 дней, и последний лесовоз отошел от Игарки 26 сентября.

До сих пор все же велики простои судов в Игарском порту. Основания причин простоев – ожидание причальной линии. Лесопродукция – Енисейского, Маклаковского заводов обычно перегружаются на морское судно с баржи непосредственно на рейд, игарская же лесопродукция – с причалов. Небольшая протяженность причалов, препятствующая производить погрузку, например, 5 судов одновременно, – вызывает простои лесозаводов. Сейчас в Игарке состоялся морской порт, морские причалы. В зиму 1934–35 гг. при исключительных условиях, в пургу и в суровые морозы, игарские строители выстроили досрочно.

В 1936 году должно быть построено новых 500 м. С окончанием строительства причалов должны прекратиться простои, вызванные ожиданием судами причальной линии.

Более успешная работа порта в 1934 году характеризуется тем, что количество часов ожидания причальной линии сократилось с 1428 часов в 1933 году до 568 часов в 1934 году. Правда, частично это объясняется фрахтовкой на перевозки 1934 г. более крупных судов. Поэтому в 1932 году 25 судов вывезли из порта 26,5 тысяч стандартов, в 1934 году 23 судна – 33,5 тысячи стандартов. Максимальная погрузка на один пароход увеличилась за эти годы с 1700 стандартов до 2120 стандартов.

Значительное количество часов составляют простои по причинам отсутствия подвезенного времени пиловочника, отсутствия и ожидании грузчиков, отсутствия транспортных средств.

Каких бы то ни было механизированных приспособлений для погрузки в Игарском порту еще нет. С расположенной на берегу протоки и очень сильно вытянутой в глубь лесной биржи лесоматериал подается к причалам автокранами и лошадьми: как тех, так и других не хватает. Поданный причалом лесоматериал стрелами лесовозов грузится в трюмы и на палубу. Такое расположение лесобиржи – небольшая линия соприкосновения с причалами – значительно удорожает и затрудняет погрузку. За каждый час простоя иностранного судна мы расплачиваемся валютой.

Значительные затруднения ежегодно вызывают завоз большого количества грузчиков и последующий их вывоз из Игарки. Грузчиков завозят на 2 месяца. Затраты на завоз и вывоз грузчиков сильно повышают коммерческую себестоимость пиломатериалов.

Условия Крайнего Севера выдвигают задачу максимальной механизации всех без исключения работ. Это целиком относится и к лесопилению, и к Игарскому порту.

Из журнала «Советская Арктика», № 3 за 1935 г.