Частица Игарки – в музее В. П. Астафьева
В новом Мемориальном комплексе им. В. П. Астафьева, открывающемся в с. Овсянка к 100-летию писателя, будет экспонироваться макет здания детского дома в Игарке, в котором когда-то жил юный Астафьев. Макет изготовил мастер-игарчанин Андрей Андреевич Тарасов.
Работа над макетом для нового Астафьевского комплекса – это большая ответственность и большая радость. Виктор Петрович очень любил Игарку, считал ее своей родиной, переживал за ее судьбу и судьбу игарчан. Художнику посчастливилось когда-то лично встретиться с писателем на берегу Игарской протоки. То, что именно игарчанин взялся за такую работу, символично и справедливо.
Андрей Андреевич Тарасов – художник, мастер резьбы по дереву и опытный макетчик. Макеты исторических зданий его авторства разных лет представлены и в Музее вечной мерзлоты в Игарке. Что интересно, свой богатейший опыт работы с деревом он приобрел, трудясь над образом деревянной Игарки в буквальном смысле. С конца 70-х он принимал участие в оформлении городских зданий и малых архитектурных форм в составе бригады опытных художников-оформителей, в которой были как игарчане, так и приезжие мастера. В то время в Игарке работали полтора десятка человек, художников разных направлений со всех концов СССР. Их силами были декорированы фасады и интерьеры зданий магазинов «Чайка», «Северянка», «Рассвет», «Рябинушка», «Элегант»; кафе «Умка», «Северное сияние», ресторан «Русь», «Торговая лавка», украшены деревянной резьбой теремки киосков «Союзпечать». К сожалению, на сегодня в городе сохранился лишь один такой объект – фасад здания отдела природы Музея вечной мерзлоты, оформленный элементами деревянной резьбы в русском стиле.
Кроме многолетней работы над объектами городской среды, Андрей Андреевич в свое время обучал детей и молодежь в ЦДТ и Доме ремесел Игарки, раскрывая их способности, прививая интерес к традиционному русскому искусству – работе с деревом.
Макет здания Детского дома для Астафьевского центра, разумеется, выполнен из дерева. Что важно, и само здание сохранилось в Игарке. «Деревянная Игарка» – именно это словосочетание навсегда теперь связано с нашим городом, с его исчезнувшим обликом. Такие макеты могут рассказать о деревянной Игарке то, что не увидишь на фото, ведь макет – это уменьшенная точная копия объекта, мы можем обойти его кругом, увидеть со всех ракурсов. И еще, – макет, выполненный талантливым мастером, может рассказать зрителям о чем-то большем… живое и теплое дерево, его фактура, его чудесный аромат помогают почувствовать и представить деревянную Игарку, душа которой была выражена в ее архитектуре.
Процесс работы над макетом – занятие сложное и основательное.
Все начинается со сбора материала: описание и фото объекта (если есть), его ракурсы, план, соотношение частей сооружения, стиль, детальный разбор методов, способов постройки. Затем создаются наброски и эскизы на бумаге, работа с уменьшением масштаба.
В мастерской на столе выстраивается укрепленное основание – планшет для макета (размеры данного макета: 60*40*20 см, основание – 90*70 см). Затем – каркас здания, крепеж основных узлов. Заранее готовится материал: правильно просушенное дерево. Работа ведется по принципу «от общего к частному». Тщательно вымеряются в соответствии с масштабом все детали. Мастер использует самые разнообразные столярные и слесарные инструменты, клеи, покрывные материалы. Все зависит от задач (нужно ли «состарить» дерево, выделить какую-то часть композиции с помощью цвета и фактуры и т. д.).
В модель здания художник сумел вдохнуть душу: это выражено и в точности деталей, и в их обработке (посмотрите на любовно и мастерски выполненные наличники окон). Деревянный тротуар перед детским домом: все еще новое, только что выстроенное, поневоле представляешь, каким уютным был этот скромный домик для обездоленных ребятишек 30-40-х годов прошлого века.
Частичка живой деревянной Игарки в музее Астафьева, переданная руками мастера – итог этой кропотливой работы. Интересно, как бы отнесся сам писатель к макету? Наверняка, по-доброму, сделав, возможно, пару дельных замечаний, ведь он был свидетелем времени и истории, как и это маленькое здание, чудом сохранившееся в Игарке. И, между прочим, Андрей Андреевич лично сопроводил до Красноярска макет в специальном контейнере, лично им же сработанным по всем правилам: так надежнее!
У мастера, конечно же, много планов. Работа и творческие эксперименты продолжаются. А. А. Тарасов – участник многих художественных выставок. Его печатная графика, живопись, декоративно-прикладные работы (замечательные панно из бересты, мелкая пластика, деревянная скульптура малых форм) выставлялись в Норильске, Дудинке, Красноярске, Игарке, а также хранятся в частных коллекциях по всему миру. Работа, – и в мыслях, и на рабочем столе художника, – продолжается всегда. Наверняка, скоро игарчане увидят его новые работы.
Г. ЧЕРКАСОВА, художник.
Фото автора.