Сказочный Север для маленьких игарчан

Сказочный Север для маленьких игарчан

Сказки – ключи к сердцу детства.

Ч. Диккенс.

Сказка – необходимый элемент духовной жизни ребенка. Она имеет историческое значение для народа, являясь отражением его самобытной культуры и истории. Сказки прекрасно отображают национальную культуру народа, помогая закладывать основу нравственного и патриотического воспитания. Входя в мир чудес и волшебства, ребенок погружается в глубины своей души.

В детском саду «Кристаллик» на протяжении двух месяцев воспитатели с детьми погружались в прекрасный мир сказок народов Севера. Перед нами стояла цель: развитие нравственности дошкольников в процессе приобщения к уникальной культуре северных народов России, их обычаям, традициям, нравственно-эстетическим ценностям, отраженным в сказочном фольклоре. В реализации проекта участвовали дети всех возрастов, их родители, воспитатели и специалисты ДОУ.

В средней группе «Кораблик» воспитатели Е. А. Бабынина и Т. В. Милейкина организовали локацию «Север», где ребята могут проводить настольные («Кто лишний», «Найди животного северного края») и малоподвижные игры («Мы оленеводы», «Хэйро»). В центре музыки и театра внесли плоскостные фигуры сказочных героев, чтобы дети могли самостоятельно показать знакомые сказки («Медведь и бурундук», «Мышка Вувыльту» и др.). С ребятами проводились беседы: «Растительный мир Арктики и тундры», «Какие животные обитают на Севере?», «Какие птицы гнездятся на Севере?». Несмотря на свой малый возраст, дети с удовольствием рисовали белые снежинки и следы оленя, делали аппликацию «Совушка-сова». А при выполнении работы в технике пластилинографии «Северное сияние» не только развивали мелкую моторику, но и закрепили названия цветов. Во время прогулок проводили в игру «Перетяни», метали снежки.

Воспитатели старшей группы «Жемчужина» Ю. А. Гамова и А. С. Котова предложили детям создать лабораторию по изучению севера. Дети побывали в роли ученых, которые на ледоколе «Арктика» изучают просторы Севера и Северного Ледовитого океана. Проводили с ними опыты: зависимость состояния воды от температуры, изучали свойства снега, пробовали из разного состояния снега слепить снежок. Рассматривали иллюстрации и фотографии по теме. Научились узнавать животных по описанию, детенышей и их родителей, называть правильно детенышей полярных животных. Все вместе решали проблемные ситуации: «Могут ли встретиться белый медведь и пингвин?» и «Почему белый медведь не живет в лесу?». Были проведены беседы с использованием мультимедийных презентаций: «Животный мир Крайнего Севера», «Кто живет в холодном море?». Очень увлекательными для ребят оказались фильмы «Ледяные равнины» и «Белые медведи». Ребята с интересом слушали народные северные сказки, создавали творческие работы для стенда «Сказки Севера», рисовали, лепили животных Крайнего Севера.

В подготовительной группе «Почемучки» воспитатели О. Н. Кашурина и А. С. Щенникова организовали мини-музей «Сказки Севера», в котором разместили разнообразный материал: художественную литературу, папки с фотографиями о жизни северных народов, игрушки животных, куколки в национальных костюмах, раскраски «Кто живет на Севере?», «Животные севера». Дети знакомились с особенностями жизни на Крайнем Севере, смотрели презентации «Мы дети Севера» и «Промыслы народов Севера», узнали, какие дома у северных жителей, какая у них одежда, для чего они кочуют, чем живут и питаются дикие животные Севера.

Ребята с интересом слушали сказки северных народов («Как человек птицам песню вернул», «Айога», «Два медведя», «Почему карась плоский» и др.), на занятиях по ИЗО дети рисовали снежные узоры, украшали орнаментами шаблоны одежды, создавали из бумаги ярангу, пробовали лепить северных животных. На музыкальных занятиях прослушивали звучание народных инструментов северных народов, какие у них необычные музыка и песни.

Итоговым мероприятием стали новогодние утренники: для младшего и среднего возраста – «В гости к Умке», а для детей старшего возраста – «Сказки Северного сияния». Во время волшебного действа младшие дети помогли выздороветь медвежонку Умке, а ребята постарше учили доброте Зимушку, показывали танец северных народов и играли в национальные игры. Каждый праздник закончился приходом самого долгожданного гостя – Деда Мороза, который веселился, пел и плясал с детьми, и, конечно же, всех порадовал подарками.

Сказки народов Севера, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребенка появляются не только новые знания, но и самое главное – новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из «северных» сказок дети черпают представление о связи человека с природой и миром духов. Льюис Кэрролл писал: «Сказки учат нас, что даже самые маленькие существа могут изменить мир».

Хочется сказать «Спасибо за отличную работу!» всем нашим воспитателям (Л. В. Биякина, Л. Л. Бердышева, Е. А. Бабынина, Т. В. Милейкина, Ю. А. Гамова, А. С. Котова О. Н. Кашурина и А. С. Щенникова), младшим воспитателям (А. И. Попова, А. К. Петрова, Е. В. Четверикова и А. А. Курчакова) и нашему музыкальному руководителю Е. В. Саидовой. Сердечную благодарность выражаем родителям наших воспитанников, особенно М. П. Слеменеву, за их отзывчивость и инициативность.

Текст и фото коллектива МКДОУ Детский сад

«Кристаллик» г. Игарка.