Сохраняя прошлое

Сохраняя прошлое

30 октября в Игарке прошел День памяти жертв политических репрессий. В актовом зале Дома культуры и досуга не было пустых мест.

Перед зрителями выступал настоятель Свято-Никольского храма города Игарки Отец Константин, который рассказал о гонениях со стороны советской власти на священнослужителей, о том, как разрушались храмы, как они переоборудовались под склады и госпитали, говорил и о людях, которые были вынуждены прятать небольшие иконы и украдкой молиться. Вера в то время была не в почете. Особенно тронула зрителей история мамы Ольги Львовны Макары Эльзы Петровны, в девичестве Гайлитис. Она похожа на судьбу тысячи людей, которые вынуждены были выживать в тяжелейших условиях. Родилась Эльза Петровна в Латвии и до конца своих дней она вспоминала свой дом, семейные традиции, учебу и друзей. Особое волнение вызывали у нее рассказы о своей семье – маме, муже и детях – Юрисе и малышке Велте. В 1941 году начались массовые депортации, и в июне того же года всю семью Эльзы Петровны подняли ночью и в спешном порядке приказали покинуть дом, на сборы дали всего 2 часа. Под конвоем их увезли на железнодорожный вокзал и посадили в товарный поезд, мужа отправили в другом направлении.

«Они были невероятно растеряны, они не понимали, почему с ними так поступают, за что выгоняют из дома и отправляют куда-то на Север, на верную гибель. В спешке собрав теплые вещи и еду на дорогу, взяв на руки маленьких детей, они уходили из родного дома со слезами на глазах. В голове не укладывалось происходящее, и все больше и больше одолевал страх за своих детей, мужа и маму. Что их ждет? Впереди была неизвестность», – рассказывает Ольга Львовна.

Из-за недостатка воды и еды малышка Велдочка умерла в поезде у мамы на руках, ей было всего полгода. Тогда погибло много детей и стариков, рассказывает Ольга Львовна. Ее голос дрожал, было видно, что ей непросто вновь «проживать» трагедию своей семьи. Первым поселением с 1941 по 1942 годы была деревня в Назаровском районе, после чего людей отправили еще севернее – в станок Агапитово Игарского района. Чтобы пережить приближающуюся зиму, люди рыли землянки, жгли костры, стоя по колено в воде ловили рыбу. Сложно представить, через какие трудности пришлось пройти молодой женщине с маленьким ребенком на руках и больной мамой. Первую суровую зиму не пережил трехлетний Юрис, а через несколько месяцев, весной 1943, ушла из жизни и мама Кристина Оттовна. Эльза Петровна осталась совсем одна. Вскоре тяжело заболела и она. На катере ее увезли в Игарку, где долго лечили.

После болезни молодая женщина постаралась собрать себя по кусочкам и жить дальше, где только она не работала: в костюмерной театра, на почте, рыбозаводе и в теплице в Игарском совхозе. В 1947 году Эльзе Петровне выпал еще один шанс построить семью, она вышла замуж, в браке родились дети – сын Николай и дочери Ольга и Галина. Однако о своей прежней жизни она не забывала, старалась отыскать информацию о своем первом супруге, но тщетно, лишь много лет спустя Эльза Петровна узнает о печальной участи своего мужа: Хуго Янонович Рудзитис был расстрелян 4 августа 1942 года в Североуральском лагере Свердловской области. Про эту историю нельзя сказать, что она со счастливым концом, – она очень трагична, она о женщине, которая несмотря ни на что выжила, и которой удалось высоко поднять голову после череды ужасных ударов судьбы. В завершении своего рассказа Ольга Львовна исполнила песню «Мамины глаза», на белом полотне заднего фона сменяли друг друга фотографии Эльзы Петровны, такой хрупкой, но на удивление сильной женщины. Зрители украдкой вытирали глаза, это выступление никого не оставило равнодушным.

Таких историй в первые годы становления Советского Союза было много. Руководство молодого государства всеми силами старалось снизить градус напряжения среди населения, погасить раскол внутри страны, выбирая порой для этого не самые гуманные способы. Особенно тяжело слушать истории ни в чем не повинных женщин и детей, которые были далеки от политики и пострадали или от политических взглядов своих близких, или из-за наговора недоброжелателей. Сегодня уже известно, что благодаря таким доносам некоторые люди сводили свои личные счеты с недругами или просто старались выслужиться перед государственными органами, обрекая тем самым оклеветанных людей на страдания.

Заведующая отделом истории Музея вечной мерзлоты Анна Усольцева рассказала о непростой истории нескольких раскулаченных и репрессированных женщин
После мероприятия игарчане могли познакомиться с выставкой «И помнить страшно, и забыть нельзя» о жизни репрессированных женщин

О сложной жизни женщин, которые оказались в числе репрессированных, сотрудники Музея вечной мерзлоты подготовили выставку «И помнить страшно, и забыть нельзя». Из каждой такой истории, как из кусочков мозаики, складывается одна печальная картина. На небольшом стенде представлены старые черно-белые фотографии, рукописные воспоминания и копии документальных свидетельств. На одних снимках изображены семьи, которым по воле судеб пришлось разлучиться, на других женщины и старики, у некоторых на лице легкая улыбка, другие печально смотрят в объектив фотокамеры. В начале своего выступления заведующая отделом истории Музея вечной мерзлоты Анна Александровна Усольцева отметила, что в истории разных стран, а не только в Советском Союзе, как принято считать, присутствовали периоды, когда по тем или иным причинам граждане становились неугодными элементами. Выбирались люди по материальному благополучию, вероисповеданию или другим принципам, чаще всего их наказывали ссылкой, были и расстрелы. Анна Александровна рассказала историю нескольких женщин, имеющих отношение к политической жизни государства лишь условно, просто они были женами, матерями или сестрами людей, которых не устраивал политический вектор страны, или так решила верхушка власти. Все эти истории по своей трагичности очень похожи на историю Эльзы Петровны, там тоже гибель близких, холод, голод и.. невероятная сила духа. Людей, которые не пережили суровых испытаний, присутствующие почтили минутой молчания.

После завершения мероприятия игарчане традиционно отправились к мемориалу жертвам репрессий, установленному на территории Музея вечной мерзлоты в старой части города. Они возложили свечи и цветы, чтобы отдать дань памяти и уважения всем, кто пострадал в непростой период политических репрессий.

Е. ЛУКИНЦОВА.
Фото Е. ЕНИКЕЕВА.