Бриллианты из «Кристаллика»

Бриллианты из «Кристаллика»

Зачем нужен детский сад? Многие могут сказать, что родители заняты на работе, а маленького ребенка не всегда можно оставить с бабушкой или еще с кем-то. Учреждения дошкольного образования – первый социальный институт, который учит детей жить в обществе, справляются с этим прекрасно. В детском саду у ребят появляются первые знакомства, которые могут перерасти в дружбу на всю жизнь. Здесь они начинают взаимодействовать друг с другом, многому учиться, приобретают первый жизненный опыт, развиваются. Помогают в первичном становлении личности ребенка, учат основным моральным законам их первые воспитатели, замечательные люди, мастера своего дела, которые могут найти язык с каждым ребенком, и конечно любят свою работу, без этого не бывает успеха.

В детском саду «Кристаллик» работают 27 сотрудников: восемь воспитателей, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, один внутренний специалист и обслуживающий персонал, благодаря которому учреждение стабильно функционирует. «Кристаллик» укомплектован воспитателями и младшими воспитателями, все вакансии заняты. Педагоги выполняют свою работу качественно, успешно. С 2019 года учреждением заведует молодой и перспективный руководитель Екатерина Михайловна Грицук.

«Среди наших воспитателей два человека, Любовь Леонидовна Бердышева и Любовь Васильевна Биякина, имеют внушительный стаж более 40 лет, работают с самыми маленькими ребятишками в младшей группе, приучают их к социуму, к детскому саду. Они имеют гигантский педагогический опыт. Лучше них никто не приучит детишек к детскому саду, не научит ложку держать, одеваться и раздеваться. Это самые первые руки, в которые попадают наши дети, и конечно они должны быть опытными, – рассказывает о своих коллегах Олеся Кашурина, воспитатель и учитель-логопед д/с «Кристаллик», представляя при этом новые кадры, появившиеся в последние годы, – к нам пришли два молодых специалиста: Аида Сергеевна Котова, Анастасия Сергеевна Щенникова. Сейчас они работают с опытными воспитателями, перенимают навыки и знания, учатся. Они получили образование и устроились к нам на должность воспитателя».

Олеся Николаевна заметила: по девушкам видно, что работа им нравится. Аида Сергеевна, несмотря на то, что относительно недавно стала воспитателем, уже успела поучаствовать в конкурсе «Воспитатель года» в прошлом году, где ее отметили как перспективного молодого специалиста.

Мало в каком трудовом коллективе в учреждении, связанном с воспитанием детей, особенно в небольшом городе, сотрудники не будут считать себя семьей. Что в школе, что в детском саду специалисты очень тесно взаимодействуют.

В «Кристаллике» применяется тематическое планирование согласно времени года, праздникам, памятным датам. Также реализуется программа воспитания. Кроме этого, у каждого педагога в своей группе обязательно проходит проект «Мини-музей».

«У всех разные темы, например, в нашей группе планируется обустроить музей азбуки. У других воспитателей может быть музей пуговки, птичьей кормушки. В итоге во всех группах получается 8 музеев, – рассказала воспитатель о проектной деятельности в детском саду. – Мы практикуем ознакомление с художественной литературой, в октябре появится выставка по произведениям Николая Носова, а в сентябре-октябре мы углубленно читаем его произведения. В ноябре-декабре будем изучать сказки народов Севера, знакомиться с национальностями, с их искусством, сказаниями, бытом. Конечно, это будет адаптировано для того, чтобы детишкам было познавательно и не скучно».

В следующем году А. С. Пушкину исполнилось бы 225 лет, и с марта по май планируется изучать его сказки, а итоговым мероприятием станет выпускной.

Помимо художественной литературы, педагоги вместе с ребятишками знакомятся с композиторами: в прошлом году дети погружались в атмосферу «Щелкунчика», а в январе-феврале их ждет знакомство с творчеством Евгения Крылатова.

В рамках дополнительного образования в трех группах есть кружки. В подготовительной группе Олеся Кашурина ведет объединение «Забавные бумажки»: оригами и конструирование из бумаги.

«В старшей группе, – продолжает Олеся Кашурина, – Юлия Витальевна Гамова руководит кружком по ручному труду «Веселые затеи», где работают с природным и бросовым материалом, создают поделки, оформляют свою группу, мастерят разнообразные игрушки, например, на Новый год и другие праздники, а также для участия в конкурсах. В средней группе Тамара Владимировна Милейкина открывает кружок «Юные исследователи», направленный на экспериментальную деятельность. Будут наблюдать за водой, снегом, смотреть, как взаимодействуют разные вещи. Элина Ивановна Ерёменко, инструктор по физкультуре, ведет для групп старшего возраста «Умные шашки», а ближе к 9 Мая мы организовываем турнир. Музыкальный работник Екатерина Викторовна Саидова знакомит ребят с народным фольклором в творческом объединении «Огонек». Ансамбль выступает на городских конкурсах, подаются заявки на конкурсы более высокого уровня. Кроме этого, играем на народных инструментах: у нас есть ложки, металлофоны, детский баян. Ребятишки знакомятся с инструментами с самого раннего детства».

Идет систематическая работа с родителями. В детском саду есть стенды с консультациями, режимом работы учреждения, сеткой занятий. Проводятся собрания в каждой из групп, в ноябре пройдет цикл мастер-классов, посвященных Дню матери.

«Мы решили отойти от формата концертов, ведь интереснее будет таким образом повзаимодействовать с мамами, чтобы они вместе с ребятишками чему-то поучились, – объяснила Олеся Николаевна. – Мы с родителями всегда в тесном сотрудничестве, ведь только при таком партнерстве получится развить в детях все необходимые для школьной и социальной жизни навыки. Обо всем, чем мы занимаемся, дети рассказывают родителям, либо мы рассказываем. Часто у них появляются вопросы, на которые мы отвечаем в конце дня. Мы даем ребятам возможность что-то придумывать самим, главное, создать для этого все условия».

В детском саду постоянно ведется методическая работа, проходят педсоветы, при необходимости собираются психолого-медико-педагогические консилиумы.

Несмотря на плотный график и сильную загруженность, коллектив «Кристаллика», как и его воспитанники, участвует в конкурсах разного уровня. В учреждении работают активные и творческие люди: часто их можно увидеть в разных городских конкурсах, и каждый год большая часть педагогического состава принимает участие в конкурсе «Воспитатель года».

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту детский сад работает в областях познавательного развития, речевого, музыкального, физического и художественно-эстетического развития.

«Названия областей говорят сами за себя, они отражены в наших образовательных программах, и мы их реализуем. Дополнительный упор в учреждении делают на физическое развитие, потому что основной целью и задачей является сохранение и укрепление здоровья ребятишек. У нас работает прогулочная веранда, дети не пропускают занятия физкультурой, ежедневную гимнастику. Как только наступает тепло, мы сразу выходим на улицу. В группах есть атрибуты для подвижных и малоподвижных игр, – поясняет Олеся Николаевна. – Детский сад – это не школа. Мы не готовим ребят, мы ухаживаем как за цветочком, «поливаем», «удобряем», чтобы он вырос крепким, раскрылся, и мы понимали: этот ребенок, например, поет и пляшет, другой рисует, третий имеет предрасположенность к точным наукам. В подготовительных группах к концу года дети знают знаки «больше», «меньше», «равно», могут составить и решить несложные задачки. У ребятишек еще наглядно-образное мышление, поэтому эти задачки больше ориентированы на слух или на картинки. Занятия начинаются с ясельной группы, где, например, сейчас показывая происходящее за окном, малышам закладывают знания о признаках осени. В младшей группе разговор станет более конкретным, с описанием. Эти занятия с каждым годом будут наслаиваться и усложняться. Работая в рамках тематического планирования, сейчас, например, мы посвящаем две недели осени: разговариваем, поем песни про это время года, инструктором подбирается комплекс гимнастики, рисуем, лепим, все на одну тему, начиная от природных явлений, заканчивая тем, как человек одевается. Каждая неделя проходит как маленький проект, в конце небольшая выставка и итоговое мероприятие – осенний праздник».

В плане развития речи педагоги учат ребенка слышать звуки, различать их, определять место звука в слове, понимать, что такое звук, слова, предложение, фраза, речь. У детей должна быть четкая, внятная, речь.

«К сожалению, сейчас очень много детей с нарушениями речи, и не всегда удается к школе от всех них избавиться. Самое важное, чтобы дома с ребенком читали сказки, беседовали, после просмотра фильма или мультфильма обсуждали его с малышом. Если есть планшет, то это хорошо, но техника должна работать на нас, а не мы на нее. Если ребенку дают гаджет, то только с обучающими играми, например, по цветам с оттенками, по развитию речи. Сейчас наша задача раскрыть потенциал ребенка, чтобы он был готов к школе. Дети должны понимать, что нужно слышать взрослого человека, и не только слышать, а еще слушать. Учителям в первых классах очень трудно, ведь малыши приходят из разных детских садов, нужно их собрать, сконцентрировать внимание. Задача воспитателей подготовительной группы: чтобы дети при фразах «Ребята, посмотрите на меня», «Внимание», обращали внимание на учителя и уже были в контакте с ним. Усидчивости и концентрации очень сложно научить, и мы идем к этому на протяжении 4 лет. Прививаем детям понимание, что их поступки потом дают какой-то результат. Одним словом, развиваем произвольность поведения, которая является одним из ключевых компонентов психологической готовности к обучению в школе. Проводим психологическую диагностику готовности к школе, и 90% ребят проходят ее прекрасно, – объяснила Олеся Кашурина, добавив, что, по ее мнению, самое главное в воспитателе. – Он должен быть заинтересованным в своей работе, ведь если нет интереса, то как работать? Педагоги – всегда творческие люди: половину оформления рисуем сами, играем, поем, пляшем, ставим танцы. Даже конспекты мы пишем так, чтобы ребятишкам было не только понятно, но и интересно слушать. Каждый год мы повышаем свою квалификацию, например, если я руковожу кружком «Забавные бумажки», то уже прошла курсы по творческой работе с детьми с различными материалами. Мы, педагоги, постоянно чему-то учимся, это такая профессия. Воспитатели и преподаватели – самые большие оптимисты и энтузиасты, – смеется Олеся Николаевна, – ведь без этого работать невозможно, тем более с детьми. Малышам нужно нести радость, а если ты сам – грустный человек, то не сможешь работать воспитателем».

Напутствие начинающим работникам дошкольного образования от опытных педагогов звучит так: «Учиться, учиться и еще раз учиться!» Сейчас без курсов повышения квалификации и постоянного обновления знаний – никуда. Мир меняется, появляются новые методики, технологии и инструменты, и самое главное: в нашу повседневную жизнь входят новые гаджеты и устройства, к которым приходится приспосабливаться, а иногда даже бороться с ними.

«Гаджеты мы тоже ставим себе на вооружение. У нас есть проектор, в каждой группе имеется ноутбук. Занятия включают в себя презентации, а могут проходить и вовсе в музыкальном зале, где музыкальный руководитель подыграет, познакомит с нужными произведениями. В течение дня различные устройства тоже используются. Главное, чтоб техника работала на человека, – добавила воспитатель. – Молодым специалистам всегда советую: не бойтесь идти работать воспитателем, это интересно, здорово, это праздник каждый день, к которому нужно готовиться. Но еще – это работа, нужно владеть навыками ведения документации, уметь составлять планы, писать программы».

Патриотическое воспитание и основы безопасности жизнедеятельности – два блока, которые вписаны в программу. В каждой группе они есть, в младших информация по большей части иллюстративная, а для ребятишек постарше имеются блоки «Родной город», «Район», «Красноярский край». Еще один блок – «Наша страна», в нем показаны народы, проживающие в России, природа. Стоят флаги разных уровней от городского до государственного, проходит знакомство с символами страны. Основная работа – это беседы и подготовка к праздникам.

«Наш музыкальный кружок как раз направлен на изучение русского фольклора. Екатерина Викторовна рассказывает про потешки, прибаутки, народные песни. Программа обучения основам безопасности жизнедеятельности тоже разделена на блоки. В старших группах разговоры идут обо всем: от правильного питания до изучения строения человека. Иногда малыши задают такие вопросы, что сразу не получается ответить», – смеется Олеся Кашурина.

Также педагог поделилась, как изменилось дошкольное образование за время ее работы:

«Раньше мы работали чуть легче. Хоть нам и предоставляют программы, методические рекомендации, но иногда они не работают для районов Крайнего Севера. Например, в средней полосе осень изучают в октябре, а мы сдвигаем на сентябрь и составляем программы самостоятельно. При отсутствии старшего воспитателя, который этим бы занимался, нагрузка ложится на простых воспитателей. Конечно, мы все умеем составлять программы, но это дополнительная бумажная работа. Нагрузка появляется и в плане требований, которые ужесточаются с каждым годом.

Я начала свою трудовую деятельность в 1998 году, в логопедической группе с Надеждой Федоровной Коробань и младшим воспитателем Любовью Алексеевной Боковиковой, замечательные педагоги. Дети, конечно, тоже меняются. Все больше появляется проблем с речью. Может быть, дома взрослые стали уделять этому меньше внимания. Ребята все больше времени проводят за разными устройствами. Однако они с детьми не разговаривают. Многие могут парировать, что ребята все знают, могут «нажать вот сюда и вот сюда», но гаджеты не могут сказать ребенку, какой он молодец, попросить, например, описать лимон или рассказать, чем он занимался. Ценно только живое общение. Хорошо иметь помощников в воспитании ребенка, но всему должна быть мера. В 3 года дети должны уже говорить полноценными фразами. Мы беседуем с родителями по этому поводу. Все проходят стадии лепетной речи, фразовой речи, но они ведь рано или поздно заканчиваются, – подытожила Олеся Николаевна. – Поздравляем с Днем работников дошкольного образования не только воспитателей наших детских садов «Кристаллик» и «Сказка», но и помощников, других сотрудников, без которых наши учреждения не смогли бы работать на должном уровне. Хочется пожелать терпения, послушных деток, понимающих родителей. Этого, наверное, хватит, ведь когда присутствует понимание родителей, наших партнеров, они нас слышат, идут навстречу, видят нужды детского сада, своего ребенка и требования воспитателя, – это идеальные условия для развития детей».

Редакция газеты «Игарские новости» присоединяется ко всем пожеланиям. Будущее нашей страны в значительной степени зависит от того, каким будет новое поколение. Надеемся, что ваш труд не будет напрасным, пусть он приносит вам удовлетворение и пусть все ваши творческие идеи претворяются в жизнь.

Е. ХАМИДУЛИН.
Фото предоставлены д/с «Кристаллик».