Случай в станице

Случай в станице

Эту трагическую историю я услышал в далеком детстве из разговора моего деда со своим соседом. Бывало вечером на завалинке своего дома дед и его сосед часами обсуждали наболевшее и все события, которые передавались по радио или о которых узнавали из газет. Частенько к ним присоединялись старики из других домов, и тогда их беседы переходили в какой-то диспут. Голоса его участников были слышны даже на другой улице. Время тогда было насыщенное. Свежа еще в памяти война, смерть Сталина, правление Маленкова, отмена налогов колхозникам, да и международная обстановка была непростая. Но в тот вечер сосед жаловался на своих взрослых детей. Сын, которому еще не исполнилось и 30 лет, но прошедший войну, совершенно не слушал советов своего отца, мало того и незамужняя дочь, смотря на своего брата, тоже не всегда прислушивалась к его замечаниям. И они вспомнили давно уже забытую историю, когда из-за подобного возражения сына отцу и произошла трагическая развязка.

Случилось это в их сибирской деревне, в 1905 году, до революции бывшей казацкой станицей. В середине сентября, после окончания русско-японской войны к добротному дому, такие дома в Сибири называют крестовыми, подошел молодой казак. Остановившись на мгновение, он поправил на груди медаль, затем толкнул тесовую калитку в воротах и вошел во двор. Сидевшие на крыльце три женщины – пожилая мать и две девушки погодки 18–19 лет, ее дочери, повернули головы на стук открывшейся калитки. Тотчас девушки поднялись с крыльца и с криками «Братик, братик приехал» побежали к нему навстречу. Георгий, так звали молодого казака, подхватил девушек за руки и закружил вокруг себя. Поставив их на землю, он подошел к спустившейся с крыльца матери, вытиравшей кончиком платка радостные слезы.

«Гоша, живой, услышал бог мои молитвы», – проговорила мать, с любовью оглядывая сына, рослого, плечистого парня, но похудевшего и осунувшегося с дальней дороги. В это время на шум, со стороны скотного двора, показался пожилой, но еще крепкий казак.

«Тятя, братик приехал», – стали кричать ему сестры, и сын повернулся к подошедшему отцу. «Наконец-то вернулся, – проговорил отец, и они обнялись. – Теперь-то мне будет полегче, а то дел накопилось, один ничего не успеваю».

«Тятя, а у братика награда», – стали кричать сестры. «Тише вы, трещотки, идите-ка принесите в баню воды, с дороги Георгий пусть помоется, а ты, мать, иди собирай на стол, парень проголодался».

Только сев за стол, к ним в дом постучали. Пришли два младших брата отца, неизвестно как узнавшие о приезде Георгия. «Садитесь с нами ужинать», – пригласил их отец. Беседа за столом затянулась, и видя, что Георгий стал засыпать, отец отправил его спать, а сам посидел еще немного с братьями. Решили, что возвращение Георгия надо отпраздновать, ведь сын вернулся с войны живой и здоровый. Наметили торжество на воскресенье, через 4 дня, чтобы Георгий отдохнул.

В воскресенье перед обедом в дом Георгия стали собираться гости. Большей частью гостями были близкие и дальние родственники, несколько друзей Георгия и сам станичный атаман. Сев за стол, как водится, выпили за возвращение Георгия, затем за мать с отцом, за Отечество. Георгий не один раз рассказывал о японцах. Какие они упорные и настырные, но в открытом бою против казаков и русских солдат они слабаки. Только имея почему-то больше пушек и не жалея снарядов и патронов они сдерживали нас.

Веселье было в разгаре, но вот двоюродный брат Георгия услышал, как его отец в разговоре со станичным атаманом упомянул о женитьбе Георгия и что подыскал ему уже и невесту. «Смотри, Георгий, тебя уже и женить собрались, даже невесту подыскали, а ты и не знаешь, а говорил что еще погуляем, – проговорил ему брат и добавил. – Твой отец только что атаману сказал об этом. Мы уже сами за себя и решить ничего не можем, хотя давно из пеленок выросли».

Георгий болезненно воспринял его слова, да к тому же и выпитое вино ударило в голову, сделав его более свободным. Он одернул отца словами: «Батя, за меня решать ничего не надо, невесту я себе найду сам». Отец не предвидя такого обращения удивленно посмотрел на него. Возражение детей родителям, да еще прилюдно, в то время было очень большой редкостью. Рядом сидящие гости заметили, что сын спорит с отцом. Брат пытался его одернуть, ничего не получилось. В возникшей перепалке Георгий не мог остановиться. За столом возникло замешательство. Мать, зная вспыльчивый характер отца, попыталась успокоить сына, но он к ней не прислушался. Отец, видя неодобрительные взгляды гостей, неожиданно схватил лежащий на столе нож и ударил им в грудь сына. Георгий со словами «Прости, отец» хотел встать, но упал с лавки на пол. Все произошло так быстро, что все сидящие за столом и не поняли, как же это произошло. Мать бросилась к Георгию, кто-то побежал за лекарем. Отец с ножом в руках стоял в оцепенении. Нож выпал у него из рук. Он бросился к Георгию в попытке чем-то ему помочь, но мать оттолкнула его. Когда прибежал лекарь, Георгий уже перестал дышать. До поздней ночи родственники, остальные гости не расходились, как могли, успокаивали мать и сестер. Горе вошло в дом. А что же отец. Его нигде не было. Хоронили Георгия всей станицей, кто-то осуждал отца, но большей частью станичники сочувствовали семье в этой трагедии.

Через 2 недели, поздним вечером, мать с дочками сидели на крыльце, вспоминая, как встретили Георгия. Скрипнула калитка на огороде, и во двор вошел отец Георгия. Его было не узнать. Он еле шел, не доходя до крыльца, упал. Сестры подбежали к нему. Отец пытался, что-то им сказать. Речь его была бессвязная, слов разобрать было невозможно. Сестры, мать с большим трудом завели его в дом. Уложили на кровать. На следующий день, узнав о его возвращении, пришли его братья. Отец Георгия безучастно посмотрел на них и закрыл глаза. Несколько дней он пролежал, не пытаясь встать. Дочери делали попытки его кормить, он ничего не ел. Его поведение говорило о том, что он осудил свой страшный поступок и таким образом сводил счеты со своей жизнью. Так оно и случилось. В один из дней мать с дочерьми услышали его бессвязную речь, где понятно было лишь одно слово «Простите», которое он повторил несколько раз. Когда они подошли к нему, он уже не дышал.

Эта семейная трагедия много лет была в памяти всех жителей станицы. Она наглядно показала, к чему приводит несдержанность уже взрослых детей и отсутствие рассудительности, вспыльчивость при общении. В силу своего жизненного опыта родители должны сглаживать в семье острые ситуации, не доводя их до крайности, чего не произошло в этой семье.

Ф. ИННОКЕНТЬЕВСКИЙ.