Игарская геокриологическая лаборатория
Начиналось становление геокриологической науки более 300 лет назад. В 1686 году якутский воевода Матвей Осипович Кровков отправил донесение государям Ивану V Алексеевичу и Петру I Великому.
«А колодезя, великие государи, в Якуцком сделать некоими мерами нельзя, потому что земля летом только тает в полтора аршина, а больше двух аршин земля никогда не тает, а в исподи на дне бывает земля всегда мерзлая».
Это первые сведения упоминания о вечной мерзлоте. И только спустя полтора столетия благодаря руководителю конторы Русско-Американской компании Федору Шергину, который решил все-таки вырыть колодец, были получены первые инструментальные данные о температуре мерзлых грунтов. В 1829 г. немецкий путешественник, физик, ботаник Г. А. Эрман провел исследования в шахте Шергина и определил температуру на глубине 15 м, которая составила не ниже -7,5оС.
Однако наиболее значимые и детальные исследования многолетнемерзлых пород на территории Советского Союза, положившие основу геокриологической науке, начались в первой половине 20 столетия в связи с интенсивным освоением северных территорий.
Официально самое первое в мире структурное подразделение было создано в октябре 1927 г. в п. Сковородино. Создание мерзлотной станции было поручено сотруднику горно-геологического управления при Комсевморпути Николаю Ивановичу Быкову. Это была первая в СССР и в мире науч- но-исследовательская мерзлотная станция. На станции велись исследования по изучению процессов, происходящих в мерзлом грунте. Первые наблюдения записаны 25 октября 1929 года. Поселок Сковородино располагался на широте, где мерзлота была представлена незначительным ее распространением (островным) и малой мощностью, что не в полной мере позволяло изучать и определять все физические свойства и особенности этого «Сибирского феномена».
За полярным кругом организуется вторая мерзлотная станция в г. Игарке. 19 августа 1930 года председателем правления Комсеверпути Борисом Васильевичем Лавровым был подписан Приказ об основании мерзлотной станции. Организатором и первым начальником станции назначен теперь уже главный инженер проектного бюро треста «Северстрой» Николай Иванович Быков, имеющий удачный опыт создания подобной станции в п. Сковородино. Н. И. Быков проработал в должности начальника мерзлотной станции до 1935 г.
Предпосылкой для создания первой научно-исследовательской мерзлотной станции за полярным кругом стало интенсивное освоение заполярья. С 1928 г. Игарка становится крупным заполярным пунктом по деревообработке и экспорту леса. Строится деревообрабатывающий комбинат, строится морской порт на Енисее (самый углубленный в материк морской порт в мире. Глубина реки Енисей в этом месте достигает 30 метров (10-этажный дом) и порт спокойно может принимать баржи и лайнеры океанского типа), строится город. Для решения многих инженерных задач при строительстве в условиях вечной мерзлоты Заполярья требуется разработка новых методов строительства, поиск нестандартных решений при проектировании и изучение горных пород скованных льдом.
Сложная мерзлотная обстановка на территории строящегося города и комбината связана с периодом организации и становлением первых научных опытов и натурных экспериментов по изучению просадок и пучения мерзлых грунтов, определению термического состояния мерзлоты в верхнем, деятельном слое и сил морозного пучения. Все научно-экспериментальные работы носили пионерный характер.
Прибывшие в Игарку в 1935 году Павел Иванович Мельников и Л. А. Мейстер поставили работу станции на твердую научную основу. В тематический план научно-исследовательских работ было включено с одной стороны чисто теоретическое изучение вечной мерзлоты как географического фактора, с другой – изучение ее в связи с огромным строительством, развертывающимся в северных районах и, в частности, в Игарке.
Для проведения научных экспериментов в течение всего года в естественных условиях, в 1936 г. на базе Игарской научно-исследовательской мерзлотной станции создается первое в мире подземное сооружение, где проводятся круглогодичные наблюдения в самой толще мерзлоты. Глубина подземелья 5,5 метра с общей кубатурой 37 кубических метров. В декабре началось строительство подземной лаборатории, которое также успешно завершилось в марте 1938 года. Общая кубатура вынутого мерзлого грунта составляла 180 кубических метров, а глубина подземелья составила 10 м.
Разработка методик строительства на вечномерзлых грунтах с практическим применением на конкретных объектах началась в 1935 году, когда в марте ЦК ВКП(б) и СНК СССР было принято решение о строительстве Норильского горно-металлургического комбината.
В 1936 г. в Норильск прибыла бригада Комитета по изучению вечной мерзлоты (КОВМ) АН СССР под руководством Вацлава Феликсовича Тумеля и бригада Фундаментстроя под руководством Г. И. Лапкина. В том же году создана группа инженерной геологии при управлении Норильскстроя, а бригадой КОВМ организована мерзлотная станция.
Мерзлотная станция в то время находилась в ведомстве НКВД, в системе ГУЛАГ, для работы на станции подбирались специалисты, отбывавшие сроки и не по своей воле прибывшие в это царство вечной мерзлоты. Ученые, чьи имена сейчас знает весь мир: П. А. Флоренский, П. Н. Каптерев, являясь узниками ГУЛАГа, проводили на мерзлотной станции наблюдения, вели записи, изучали и делали открытия мирового значения.
Изучением природных, геологических, инженерно-геологических и мерзлотных условий и анализом опыта проектирования, строительства и эксплуатации плодотворно занимались исследователи и производственники, создававшие комбинат и город в холодной необжитой тундре. Это М. И. Анисимов, В. П. Гирбасов, В. Н. Глазанов, В. Ф.Дерпгольц, Б. Дорошевский, В. Ф. Жуков, М. В. Ким, А. В. Леонтьев, Г. Н. Максимов, В. С .Непокойчицкий, Б. С. Павлов, Л. А. Сергеев, Н. Н. Урванцев, Г. Я. Шамшура, З. Н. Яковлев и другие, авторство которых да-же не было обозначено в публикациях. Многие из них полной мерой хлебнули гулаговского лиха и рано ушли из жизни. Их вклад в создание комбината и города велик, опыт уникален.
В октябре 1938 г. П. И. Мельникова отзывают в Москву, где он работает научным сотрудником в Комитете по вечной мерзлоте АН СССР, преобразованном через год в Институт мерзлотоведения АН СССР имени В. А.Обручева.
Руководителем Игарской станции становится Л. А. Мейстер, впервые им составляется мерзлотная карта на территорию города Игарки и его окрестностей в радиусе двадцати километров. При его руководстве коллективом сотрудники станции поместили в мерзлоту один из ценнейших экспонатов: газеты времен Великой Отечественной войны, опустив их в хорошо изолированный от влаги деревянный ящик с указанием о вскрытии его 9 мая 2045 года.
С 1930 по 1939 гг. станция находилась в административном подчинении у Комсевморпути. В феврале 1939 года станция была передана из системы ГУСМП в научное и административное подчинение созданному в Москве Институту мерзлотоведения Академии наук СССР им. В. А.Обручева.
Это уже следующий этап развития мерзлотной станции в Игарке. В это время начальниками станции были С. Н. Карташев, Л. А. Мейстер.
Началом бурного рассвета научной деятельности Игарской научно-исследовательской станции можно считать 1950 г. Начальниками станции за это время были А. М. Пчелинцев, Ф.Г. Бакулин и В. Ф. Ермаков.
С 1960 года станция вошла в состав созданного в Якутске Института мерзлотоведения СО АН СССР.
И. о. зав. лаб. ИГЛ, н. с., С. СЕРИКОВ.
Фото ИГЛ.