История возникновения Игарского педагогического училища народов Севера

История возникновения Игарского педагогического училища народов Севера

20 сентября 1939 года в заполярной Игарке прозвучал первый звонок, приглашающий ставших студентами детей оленеводов, охотников и рыбаков Таймыра, Эвенкии, Туруханского и других районов Крайнего Севера на занятия. Игарское Педагогическое училище народов Севера, внесшее огромный вклад в дело начального обучения среди коренного населения Севера нашего края, гостеприимно открыло свои двери. В стенах этого учебного заведения получили среднетехническое образование и звание учителя начальных классов многие эвенки, кето, селькупы, долгане, нганасане и представители других малых народов. Для многих из них это стало только первой ступенью для получения высшего образования. Здесь можно сделать небольшое дополнение: в Игарском педучилище наряду с представителями коренных национальностей образование получали и русские.

По ходатайству, подготовленному старшим инспектором крайоно Андрианом Семеновичем Ворониным, 16 июня 1939 года Совнарком РСФСР вынес постановление об образовании Игарского педагогического училища народов Севера. Будучи сам сыном эвенкийского охотника, Андриан Семенович знал нужду в учительских кадрах национальных округов. Роль этого человека в образовании педучилища огромна.

Из воспоминаний Воронина: «…В августе 1938 года Красноярский крайком ВКПб отозвав меня с другой работы, рекомендовал инспектором КрайОНО по школам районов Крайнего Севера. Так я оказался на поприще народного образования».

 Это было время интенсивного развития школьной сети и широкого вовлечения в школу детей кочевников тундры и тайги. Однако северная школа все еще находилась на пути поисков методов обучения детей, плохо или совсем не владеющих русским языком.

Из воспоминаний Воронина: «В марте 1939 года я приехал в Игарку для изучения на месте школьного дела, чтобы наметить правильные меры улучшения работы школ, как этого требовал момент. В это время нужно было решительно и на деле подтягивать отсталые окраины до уровня общих достижений страны. Игарка в то время в деле развития школ и обучения детей уже стояла на уровне других городов края, здесь уже была создана вполне нормальная учебно-производственная база школ. Город имел организованный высококвалифицированный учительский коллектив. Игарка уже практически осуществляла всеобщее обучение детей».

А вот в других поселениях Севера, таких как Дудинка, Норильск, Хатанга и многих других, по которым Андриан Семенович проехал сам лично, дела обстояли не столь хорошо. В немногих школах, открытых в некоторых из этих поселений, работали комсомольцы-энтузиасты, выпускники Красноярского педучилища им. А.М. Горького и Северного отделения Енисейского педучилища, но их явно не хватало. Отсюда и встала задача найти выход из затруднительного положения, то есть быстрыми темпами подготовить учителей из среды самих народностей Севера.

Изучив и обосновав данный вопрос, А.С. Воронин выдвинул предложение перед Крайкомом ВКПб и Крайисполкомом об ускорении подготовки учителей. Предложение об организации педучилища народов Севера было одобрено. В июне 1939 года было выдвинуто ходатайство перед Советом народных комиссаров РСФСР об организации такого училища в Игарке. Уже в начале августа такое разрешение было получено и даже выделены средства в размере 125 тысяч рублей.

Из воспоминаний Воронина: «В организации педагогического училища мне постоянную помощь оказывал ГК ВКПб и ее первый секретарь т. Хлопков, исполком городского Совета т. т. Малютин и Ефимов, руководители лесокомбината тов. Гудков, Тарасов, судоверфи т. Кондрашев, Игарторга т. Житов и многие другие руководители».

Принятие правительством такого решения ускорил и тот факт, что имелась не только база для набора учащихся, но и учебная. После ликвидации совпартшколы освободился учебный корпус и здание общежития.

Учитывая большую личную инициативу в организации педагогического училища народов Севера, которую проявил Андриан Семенович, ему было предложено стать первым его директором.

Очень коротким был период с июня по 20 сентября 1939 года, однако Андриан Семенович сумел укомплектовать училище квалифицированными кадрами, наглядными пособиями и хозяйственным инвентарем. Первыми преподавателями училища были Л. И. Шилов, К.И. Акулов, В. И. Жулин, К. И. Воронина, М. А. Маркова и другие. Комплектовался первый курс училища следующим образом: из Енисейского педучилища приехали 9 учащихся, из упраздненной торговой школы перешли 16 человек, из детского дома были приняты 11 человек, а остальные прибыли из Эвенкии, с Таймыра и Туруханска с образованием 5-6 классов. Поэтому были организованы два подпрофильных класса.

Таким образом, первый набор состоял из 64 человек, из которых 75% были представителями народностей Севера. С первого года обучения было введено преподавание родного эвенкийского, селькупского и долганского языков. Уроки родного языка посещали и русские. Понятно, что их также готовили для работы среди представителей коренных народов.

Официально открытие педагогического училища состоялось 1 октября 1939 года в кинотеатре «Октябрь». Поздравительные телеграммы были получены руководством только что открытого педучилища от Наркомпроса РСФСР, Ленинградского института народов Севера, Крайкома ВКПб, Крайисполкома, КрайОНО и других организаций.

А через 4 года, в суровые дни Великой Отечественной войны, а именно в 1943 году, состоялся первый выпуск учителей начальных классов. Все они уехали в родные края Таймыра, Эвенкии и Туруханского района для того, чтобы учить детей охотников, оленеводов и рыбаков.

Послевоенный выпуск 1945 -1949 г.г.

Многие выпускники Игарского педагогического училища и сейчас продолжают трудиться на Крайнем Севере. Много воспитанников училища на протяжении многих лет работали в нашем городе, они были уважаемыми людьми. Среди них А. М. Куклин, Е. С. Куклина, У. Г. Грашанова, Н. И. Шалыгига и другие. Ученую степень кандидата педагогических наук получила Вера Николаевна Черкасова. Почти сорока выпускникам Игарского педучилища присвоено звание «Заслуженный учитель РСФСР» и «Отличник народного образования». Среди них Надежда Кирилловна Комбагир, Галина Георгиевна Суевалова, Ирина Ивановна Оширова.

1959 год. Строительство Дома культуры ЛПК. Студенты второго курса педучилища на воскр

Многие окончившие училище продолжили свое образование в высших учебных заведениях. Долганин Н.А. Попов, якут П. Н. Львов, ненец Н. П. Болин и другие после окончания вузов продолжали работать в советском и партийном аппарате национальных округов.

Много сил и энергии, личной инициативы воспитанию будущих учителей отдали директора училища А. С. Воронин, И. В. Акулова, Н. Г. Фалалеев, Г. Г. Голикова. Двадцать лет бессменным его директором был А. М. Ляпустин. Свой педагогический опыт передавали студентам преподаватели А. П. Сизых, Ф. М. Кашенский, Т. А. Манукян. Училище было укомплектовано опытными преподавателями. Особым уважением студентов и горожан пользовалась И. И. Оширова.

Трудно переоценить ту просветительскую и образовательную роль для северных территорий, которую сыграло Игарское педагогическое училище народов Севера. Начиная с 1939 года, года основания училища, в течение пятидесяти с лишним лет из стен Игарского педучилища вышли две тысячи пятьсот дипломированных специалистов, что особенно важно было для районов Крайнего Севера. Особенно внимательно относились к подготовке учителей из представителей коренных национальностей Крайнего Севера.    

Целый ряд выпускников занимались государственной и общественной работой: Татьяна Николаевна Ерёмина, Григорий Дмитриевич Салаткин, Тимофей Григорьевич Купчик и другие.

Игарское педучилище было расположено в центре города на площади В.И. Ленина

И, конечно, все студенты были комсомольцами. Сегодня в преддверии 100-летия СССР об этом нельзя не сказать. Это были дети Советской эпохи, потом гражданами Советского государства.

Из газеты  «Коммунист Заполярья» за 28 ноября 1980 года,  статья «В горкоме ВЛКСМ:  « Основным вопросом, рассмотренным на бюро горкома, был отчет «О работе ученического комитета комсомола Игарского педучилища народов Севера по подготовке педагогических кадров». Выступившая с отчётом секретарь ученической организации ВЛКСМ педучилища Ольга Кухаренко подчеркнула, что основой для работы комитета комсомола педучилища является закон о реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Так же докладчик отметила, что комитету комсомола предстоит активизировать свою работу по повышению успеваемости студентов, определить личный вклад каждого комсомольца в трудовую и общественную деятельность каждого члена ученического коллектива. Критика, последовавшая далее со стороны членов бюро горкома, была достаточно жёсткой и нелицеприятной. Выводы были сделаны».

 Подготовила И. ШИНОВА,

н. с. Музея вечной мерзлоты, 2022 г.