«Животному нужно показать, что хозяин положения – ты…»

«Животному нужно показать, что хозяин положения – ты…»

«Мама, папа, кот и я…» – так часто о своей семье рассказывают маленькие дети. Действительно, порой, наши домашние любимцы становятся самыми настоящими и незаменимыми членами семьи. Мы заботимся о них, ухаживаем, стараемся, чтобы четвероногие (и не только) друзья ощутили всю нашу любовь. Однако иногда питомцы нуждаются в выручке профессионалов, которые могут не только предоставить квалифицированную помощь, но и спасти жизнь.

31 августа ветеринарные работники отмечают свой профессиональный праздник, а в сегодняшнем выпуске о своей профессии расскажет Лёля Николаевна Кожина – исполняющая обязанности начальника Туруханского отдела ветеринарии.

– Добрый день, Лёля Николаевна. Расскажите, как вы выбрали профессию ветеринарного работника? Где учились?

– Добрый день. Я приняла решение стать ветеринарным врачом в 10 лет. Дома жили животные, я относила их в лечебницы для профилактики и лечения, это было моей обязанностью. Так я и решила, что стану ветеринарным специалистом.

В 15 лет поступила в Нерчинский аграрный техникум, а затем, после окончания, занималась крупным рогатым скотом, свиньями, лошадьми.

– Как очутились в нашем северном краю?

В 25 лет решила, что все-таки мне необходимо высшее образование, поступила в Иркутский государственный университет. Изначально я просто хотела работать и жить в Красноярском крае, а Игарка выпала почти случайно.

В ответ на мое резюме пришло несколько предложений, из всех я выбрала Сухобузимский район Красноярского края, но заработная плата не устроила. Тогда обратилась в Службу по ветеринарному надзору Красноярского края: напрямую зашла в кабинет, рассказала о себе и о желании работать в Красноярском крае, попросила помочь подобрать подходящее место. В Игарке не хватало специалистов, поэтому предложили поехать сюда. В тот же день показали на карте, где она находится. Я была в легком шоке – так далеко! Но потом успокоили: дорога оплачивается, причем не только тебе, но и членам семьи, по приезде и в начале работы выплачивают два оклада.

В 2015 году мы с мужем прибыли в Игарку и по сей день работаем здесь.

– Как я понимаю, коллектив отдела ветеринарии очень мал. Не тяжело работать?

– Изначально, может, и тяжеловато, но потом это вошло в привычку. Ранее существовала игарская ферма, где содержался крупный рогатый скот. Очень нелегко приходилось весной: это и отелы, и профилактические мероприятия, вакцинации. Потом ферма закрылась, а животных перевезли, – стало легче. Сейчас в обслуживании игарского отдела ветеринарии только домашние питомцы и мелкий рогатый скот ООО «СО Гермес», курицы.

– Интересно, что вы с детства мечтали о профессии ветеринара и претворили ее в жизнь. На ваш взгляд, какие качества необходимо иметь человеку, который решил связать свою жизнь с животными?

– В первую очередь, добросовестность и осознание того, что от тебя зависит жизнь животного, благополучие хозяйств. Мы несем ответственность и за жизнь людей, оберегая от инфекционных и инвазионных заболеваний. Например, от бешенства.

В период с 2015 года по сегодняшний день фиксировались 2 вспышки бешенства у домашних животных. Задача состояла в оперативной работе по завершению карантинных мероприятий, чтобы не произошло заражение от животных к человеку.

Сила характера тоже важна, ведь животному нужно показать, что хозяин положения – ты.

Коммуникабельность не менее необходима. Люди, приходящие в отдел ветеринарии, хотят слышать то, что хотят. Нам же необходимо донести верную информацию о содержании животного, кормлении. Очень часто владельцы любят кормить питомцев поплотнее. Когда объясняешь, что у животного ожирение, и кормление нужно убавить, в ответ получаешь «нет, он у нас очень мало ест, просто такая конституция».

– С утра у вас была операция. Можете рассказать, как проходят будни ветеринара?

– У нас есть определенное количество «бумажной работы». Операции, в основном, планирую, так как сейчас я работаю одна. Животное к операции тоже нужно подготовить.

Владельцы приходят и находятся здесь, со своими питомцами, до того момента, как они не лягут под наркоз. Так и животному спокойнее, и мне дополнительная помощь в фиксации. Потом хозяева ждут, а по окончании операции животное перевязывается, одевается в пеленку, утепляется, владельцу даются консультации.

Если владелец сильно переживает и боится забрать спящего животного домой, мы оставляем его в отделе до конца рабочего дня. Обработку после операции владельцы проводят самостоятельно дома, но предупреждаю: если у вас что-то не получается, то можете смело приходить в отдел ветеринарии.

Текущая работа включает в себя, в основном, профилактику, вакцинацию.

Говоря о лечебной работе, мы немного страдаем из-за недостаточной укомплектованности, так как отсутствует должное оборудование: рентген-аппараты, аппараты УЗИ. Не хватает специалистов узкого профиля. Без должного оборудования опираемся на слова и наблюдения владельца животного, собираем анамнез. После – осмотр, сбор информации по крупицам. Если обстоятельства не позволяют определить или справиться с недугом, то я советую вывозить питомцев в клиники, где есть специалисты узкого профиля и все нужное оборудование. При отсутствии таковой возможности идем методом исключения, применяем препараты широкого спектра действия.

– С какими животными сложнее работать? Часто ли игарчане приносят экзотические виды?

– Сложнее всего работать с джунгариками. Это очень мелкие хомячки, и фиксировать их тяжело. Мы как-то проводили операцию на джунгарике, слишком плотно набившем защечные мешочки, вывернув их на- изнанку.

Помимо кошек и собак, игарчане часто приносят хомячков, крыс, черепах, даже змей, модным стало заводить африканских ежей, одна из них уже побывала у нас на приеме.

Она получила травму живота и свернулась в плотный клубок. Пришлось прибегнуть к помощи интернета, чтобы понять, как ее вывести из этого клубка. Все оказалось просто – необходимо легонько подкидывать ежиху.

– Чем вообще занимается игарский отдел ветеринарии? Какие виды деятельности у него есть?

– Ветеринарные специалисты игарского отдела ветеринарии занимаются лечебной и профилактической работой, работой с продукцией животного происхождения. Хотя у нас в городе нет фермы, зато есть продукция, поступающая в магазины. Она вся проходит через ветеринарную систему ФГИС «Меркурий» (автоматизированная информационная система «Меркурий» для электронной сертификации и обеспечения прослеживаемости поднадзорных государственному ветеринарному надзору грузов – прим. автора).

Например, отдельный предприниматель может принимать продукты партией. Совместно с ней приходят и специальные документы. Мы сопоставляем количество продукции, маркировку с документацией. Если все в порядке, то мы запускаем продукцию на территорию города.

Также мы занимаемся исследованием рыбы, добытой на территории Туруханского района, в мясоконтрольном пункте отдела ветеринарии.

Прийти к нам могут и охотники: если дело касается медвежатины, то я проведу необходимые исследования, даже если у человека нет разрешений на охоту или охотничьего билета. Медведь – носитель трихинеллеза. Это страшное неизлечимое заболевание, которым можно заразиться при употреблении медвежатины. Здоровье людей – важнее всего. В 90% случаев мы выявляем трихинеллез.

За последние 5 лет ни один из охотников не обратился за услугой проведения подобного исследования. Лицензированной же добычей рыбы на реализацию в городе занимается одна из местных компаний, каждую партию они предоставляют для нашего осмотра, также мы отправляем образцы в Красноярск для исследований более широкого профиля.

– Как можно понять, работа ветеринарного работника включает в себя потребность в множестве знаний и личностных черт. Расскажите, есть ли особенности работы ветеринарного специалиста на Севере? Какие есть плюсы при переезде у молодого специалиста в наш край?

– На территории Красноярского края с 2019 года действует мера государственной поддержки ветеринарных специалистов в виде предоставления социальной выплаты на покупку либо строительство жилья. На одного человека рассчитано 33 квадратных метра, стоимость одного кв. м 85000 руб. Основные требования: работа в государственной ветеринарной службе.

В социальный пакет также входит оплата дороги специалисту и членам его семьи, которые приезжают на север. Для молодых специалистов также существует «подъемные».

Отпуск у ветеринарного специалиста 52 календарных дня, дорога оплачивается раз в два года.

– Спасибо за беседу, поздравляем с профессиональным праздником!

Беседовала Н. НЕПОКРЫТЫХ

Фото из архива редакции