История освоения Енисейского Севера. Первые Карские экспедиции

История освоения Енисейского Севера. Первые Карские экспедиции

Первую же так называемую Колымскую экспедицию советского периода осуществил Наркомторгпром Якутской автономной социалистической республики. 21 июля 1923 года под началом капитана П. Г. Миловзорова из Владивостока курсом на Петропавловск-Камчатский отправился пароход «Ставрополь», груженный закупленными в  Шанхае товарами.  Приняв в Петропавловске-Камчатском еще партию грузов, «Ставрополь» посетил Ново-Мариинск (Анадырь) и бухту Провидения, а 9 августа вышел в Чукотское море.

Иностранное судно под погрузкой. Начало 30-х

Несмотря на сложные условия плавания в арктических льдах, капитан Миловзоров уверенно вел пароход к пункту назначения. Однако из-за отсутствия достоверных   сведений о  гидрографической  ситуации   в колымской  дельте и сложной  ледовой обстановки «Ставрополь» не смог преодолеть мелководья, выгрузил часть товаров на берег у мыса Медвежьего и 30 августа бросил якорь в Нижне-Колымске, став первым судном, прибывшим сюда из Владивостока.

Как и Карские экспедиции, эта явилась предметом многочисленных дискуссий по поводу ее рентабельности. Противники ратовали за каботажное плавание между Колымой и Леной, сторонники настаивали на разумном сочетании местного (каботажного) снабжения и широкомасштабных товарообменных и снабженческих операций. Дискуссия, впрочем, вскоре была закрыта постановлением Совета Труда и Обороны об организации срочных Колымских рейсов.

Карская экспедиция 1924 года вошла в историю освоения Северного морского пути как первый опыт вывоза на мировой рынок сибирского леса. Среди экспортируемых товаров опять же впервые появились монгольская шерсть, масло, волокно-пенька, лен. Морской отряд доставил в Сибирь из Англии и других европейских стран сельскохозяйственные машины и инвентарь, газетную бумагу, лекарства, бакалейные товары, несколько тысяч тонн свинца и олова.

Следующую экспедицию (1925) по количеству участвующих судов, оснащенности, объемам вывоза и ввоза грузов уже можно сравнивать с современными.

В 1926 году в числе экспортируемых из Сибири товаров фигурирует пшеница, лес, кожсырье, графит. Основным потребителем сибирского сырья становится Германия.

Во время подготовки к экспедиции 1927 года Англия отказалась участвовать в ней вследствие разрыва дипломатических отношений с СССР. Тем не менее, очередная торговообменная кампания прошла успешно. Главная ее особенность заключалась в том, что теперь вся трасса по Карскому и Баренцеву морям обслуживалась четырнадцатью радиостанциями, снабжавшими суда самой последней навигационной информацией.

Завершающим этапом рассматриваемого периода освоения Северного морского пути стало плавание по Карскому маршруту в 1928 году, в очередной раз доказавшее эффективность такого способа грузоперевозок.

Аналогичная картина складывалась и на востоке страны. Пионеры Колымских рейсов на «Ставрополе» капитаны П. Г. Миловзоров и К. А. Дублицкий исполняли нелегкую работу по прокладке трасс и проводке судна среди льдов. В 1924-м «Ставрополь» не успел возвратиться во Владивосток до конца навигации и зазимовал у острова Шалаурова. Третий Колымский рейс (1925) оказался последним опытным плаванием, после которого стало ясно: практику снабженческих экспедиций нужно расширять, вовлекая новые суда и увеличивая товарооборот. В рейсе 1927 года участвовали уже два парохода – «Ставрополь» (капитан К. А. Дублицкий) и «Колыма» (капитан П. Г. Миловзоров).

1928-й был последним годом деятельности Комитета Северного морского пути. 15 июня Совет Труда и Обороны постановил образовать в системе Народного комиссариата внешней и внутренней  торговли  Северо-Сибирское государственное акционерное  общество промышленности и торговли «Комсеверопуть», возложив на него задачу «максимального развития вывоза из местностей, тяготеющих к Северному морскому пути, тех видов экспорта, которые не находят выхода на внешние рынки другими путями или удорожаются при вывозе по другим путям; развертывания промышленной деятельности по  использованию экспортных ресурсов вышеназванных местностей, в частности  лесоперерабатывающей промышленности, зверобойного промысла, эксплуатации недр и рыбоконсервного дела; всестороннего оборудования Северного морского пути». А 17 декабря 1932 года, как уже говорилось, создается Главное управление Северного морского пути, первым начальником которого стал известный ученый Отто Юльевич Шмидт. Основываясь на опыте, накопленном во время проведения Карских и Колымских экспедиций, Главсевморпуть всего за несколько лет превратил «пунктирную», разделенную на два участка трассу, в единую надежную артерию арктиче-ского мореходства.

Подготовила И. ШИНОВА,

  н.с. отдела истории Музея вечной мерзлоты