История освоения Енисейского Севера. Первые Карские экспедиции

История освоения Енисейского Севера. Первые Карские экспедиции

Подготовка и проведение экспедиции проходили в сложных условиях. Не хватало судов и людей, имеющих навыки арктических плаваний. На Обь-Иртышском речном флоте с большим трудом удалось собрать группу судов в составе пяти пароходов и пятнадцати барж, три из которых загрузили топливом для пароходов же. Руководителем Обского отряда Сибревком назначил опытного военного моряка А. А. Ружека. На Енисее Комитет Северного морского пути с не меньшими трудностями снарядил два парохода, три лихтера (несамоходные транспортные морские суда) и две баржи. Енисейский отряд возглавили К. А. Мецайк и И. А. Жаринов. Намечалось сосредоточить в устьях сибирских рек до миллиона пудов хлеба, собранного в районах, прилегающих к Транссибу, по которому гарантированно транспортировать грузы в Европейскую Россию было невозможно.

В свою очередь, в Архангельске сформировали два отряда судов. В первый вошли ледоколы «Г. Седов» и «В. Русанов», пароходы «Колгуев», «Север», «Кереть», «Маймакса», лихтеры «Клара» и «Рево», во второй – ледоколы «Малыгин» и «А. Сибиряков», пароходы «Николай», «Пролетарий, «Илья», лихтеры «Хатанга» и «Анна». Для проводки по наиболее сложному в ледовом отношении району – проливу Югорский Шар – отрядам  были приданы судна гидрографической службы – ледокол «Таймыр» и пароход «Пахтусов». 8 августа 1920 года из Архангельска отправилась первая совет-ская морская экспедиция в Сибирь под началом капитана Михаила Васильевича Николаева, плававшего еще на знаменитом «Ермаке», и комиссара Семена Васильевича Киселева – участника не менее знаменитого Ледового похода кораблей Балтийского флота.

Прибывшие в обский порт Находку и в Усть-Порт на Енисее морские суда Сибирской хлебной экспедиции приняли на борт свыше полумиллиона пудов ржи и пшеницы. Привезенный в Архангельск хлеб спас тогда население Русского Севера от голодной смерти. А в истории эта экспедиция осталась как открывшая систематические плавания на западном участке Северного морского пути.

В начале  1921 года принимается решение об организации очередной товарообменной операции с северными и сибирскими регионами России. Еще зимой в Омске приступили к заготовке снаряжения. В мае Совет Труда и Обороны выделил на экспедицию 7 миллионов золотых  рублей. Наркомвнешторгу предписывалось доставить через Карское море из-за границы для восстановления сельского хозяйства Сибири 1000 сенокосилок, 500 конных грабель, 500 жнеек, 500 культиваторов, 500 соломорезок и другое оборудование. В обмен из Сибири в Европу планировалось отправить графит, асбест, кожсырье, шерсть и волос. От участия в Карской экспедиции иностранных фирм правительство отказалось. Вся ответственность за ее проведение возлагалась на Наркомвнешторг и Сибревком, а по существу – на Комитет Северного морского пути и учрежденное в 1920 году в Лондоне специально для подобных операций советское акционерное общество «Аркос» («All-Russian Cooperative Society»). На Оби и Енисее собрали около 30 судов разного назначения и тоннажа, а в Архангельске – самые мощные ледоколы и ледокольные пароходы, какими располагала на тот момент страна: «В. Русанов», «Г. Седов», «А. Сибиряков», «Югорский Шар», «Канин». При формировании заграничного отряда возникла проблема непомерно высокого фрахта судов в Европе. В конце концов решили попросту закупить там пять кораблей; они  получили  названия  «Аркос», «Андре Марти», «Л. Красин», «Внешторг» и «Яков Свердлов» и дооборудовались ледовыми креплениями, радиостанциями, прожекторами, паровым отоплением. Для сопровождения судов правительство РСФСР приобрело у Англии заказанный Россией еще в годы  первой мировой войны ледокол «Александр Невский», переименованный в «Ленин». В качестве начальника экспедиции пригласили норвежца, известного полярного капитана, участника плавания Ф. Нансена на «Фраме» Отто Свердрупа; его помощником стал также опытный моряк Иван Эрнестович Рекстин.

Карская экспедиция 1921 года не обошлась без потерь: из-за столкновений с льдинами затонули «Енисей» и «Обь».

Товарообменная операция 1922 года носила четко выраженный  импортный характер – ввоз товаров из-за границы вдвое превышал вывоз сибирского сырья. Начальником экспедиции был капитан ледокола «Ленин» М. В. Николаев, его помощником – И. Э. Рекстин. Вышедшие двумя колоннами из Англии 1 и 3 августа суда заграничного отряда встретились в Тромсё, оттуда проследовали в Югорский Шар. Но по прибытии в Обскую губу выяснилось, что Обь-Иртышский речной караван доставил только 54 процента  грузов от намеченного объема. Дело, таким образом, окончилось неудачей, породившей у части правительственных чиновников убеждение в коммерческой невыгодности подобных операций, непригодности трассы Северного морского пути для их осуществления и, в конечном счете, необходимости от них отказаться. Однако 15 декабря на заседании Сибревкома прозвучал следующий вывод: «Одно бесспорно, что вопрос о дешевых путях для коммерческих связей сибирского хозяйства с внешним миром потребует своего разрешения и вопрос о Северном морском пути приобретает глубоко жизненный интерес. В видах этого необходимо продолжить ту культурную работу, которую государство уже в значительной части проделало и которая дала уже положительные результаты, обнаружившиеся в опыте Карских экспедиций трех последних лет». Дело решили продолжать.

Экспедиция 1923 года оказалась краткосрочной и небольшой по объему товарообмена (суда заграничного отряда доставили из Англии, Германии и Норвегии для сибирской кооперации всего около 1100 тонн различных грузов). Примечательна она была участием в ней уже упоминавшегося выше Б. А. Вилькицкого.

В 1923 году морские перевозки начались и на востоке страны. Теперь ледоколы и суда-снабженцы освоили уже почти всю трассу будущего Северного морского пути, оставался лишь один неизведанный район – от устья Енисея до устья Лены. Пальма первенства в организации товарообменных операций на Дальнем Востоке принадлежала опять же адмиралу А. В. Колчаку, который в бытность свою «верховным правителем Российского государства» пытался наладить вывоз сибирской пушнины за границу. Тогда тяжелые льды заставили капитана посланного к берегам Камчатки транспорта повернуть с полпути назад, и проект адмирала до конца реализовать не удалось.

«КРАСИН»  ВО ЛЬДАХ, 1931 г.

Подготовила И. ШИНОВА, 

н.с. отдела истории Музея вечной мерзлоты