История освоения Енисейского Севера. Первые Карские экспедиции
Подготовительный этап экспедиции совпал с началом разгрома армий «Сибирского правительства». Большую роль в ней сыграли зарубежные займы и кредиты, взятые сибирскими крестьянскими кооперативами. Так, в Англии был зафрахтован пароход «Байминго» с грузом шерстяных тканей, галантереи, медикаментов, кофе, табака и других товаров на борту. «Байминго» покинул Ливерпуль 21 августа 1919 года. Почти одновременно с ним из Швеции к устью Оби вышел пароход, на котором компании «Шофарт» и «Балтик» отправляли в Сибирь сельскохозяйственные машины и промышленное оборудование. Но основная часть каравана Карской экспедиции снаряжалась в Архангельске оккупационными властями. Помимо нескольких десятков офицеров, следовавших в армию Колчака, на судах находилось около 100 тысяч пудов различных грузов. Ледоколов явно не хватало – ведь большинство их при отступлении угнали за границу интервенты. Операцию возглавил известный гидрограф-геодезист Б. А. Вилькицкий, 15 августа он вывел суда в море.
Корабли выступили из Архангельска тремя группами. Первая группа – «Иван Сусанин» и «Полярный» – направлялась на остров Диксон, в крайнюю восточную точку, которой в то время за одну навигацию только и могли достигнуть пароходы в арктических морях. Вторая группа под командованием К. К. Неупокоева, состоявшая из мелких гидрографических судов – «Инея», «Орлика», «Шуи», «Полезного» и «Анны», при бегстве войск «Сибирского правительства» на севере Западной Сибири была захвачена частями Красной Армии. Наконец, путь третьей группы под командованием капитана I ранга И. В. Мессера, куда входили ледоколы «Таймыр» и «Соловей Будимирович», сопровождавшие транспорты «Соломбала», «Кильдин», «Пахтусов» и «Колгуев», лежал тоже к Диксону, но не для проводки каравана, а для гидрографических работ в устьях неисследованных рек: А. В. Колчак понимал, что организация в будущем плаваний по трассе Северного морского пути потребует сведений об условиях судоходства и вдоль берега Сибири, и в устьях всех крупных рек.
С большими сложностями, связанными с недоверием зарубежных партнеров и неопытностью лоцманов и капитанов, каравану все же удалось добраться до Карского моря. 28 августа они достигли острова Белого, а в сентябре стали на якорь в порту Находка (не путать с одноименным портом в Японском море). В устье Оби было доставлено почти полмиллиона пудов хлеба, а с уральских заводов речным транспортом подвезли 28 тысяч пудов меди. Разгрузка шла медленно. Союзники занимались в первую очередь своими товарами, тогда как, например, крестьянские заказы по линии кооператива «Закупсбыт» оставались в трюмах «Байминго». Ситуацию осложнила информация о поражении Колчака, эмиссары которого потребовали свернуть разгрузку речных судов и возвращаться назад в Томск. Часть привезенного все же успели перегрузить на «Байминго» и отправить его в обратный путь. 28 сентября архангельская группа судов отшвартовалась в порту Архангельска, а «Байминго» прибыл в Ливерпуль в конце октября, доставив туда 450 тонн масла, 100 тонн льняного семени, 100 тонн шерсти и большое количество пушнины.
Проведенная в разгар гражданской войны и иностранной интервенции Карская экспедиция экономически оказалась убыточной, но в качестве первого реального опыта плавания в водах северных морей с торгово-транспортными целями – безусловно успешной.
После установления на Севере и в Сибири советской власти процесс освоения Северного морского пути получил активное продолжение. В условиях, когда железная дорога Москва-Архангельск перестала функционировать, единственным возможным маршрутом доставки хлеба на север Европейской России оставался морской. Наступила эра советских Карских экспедиций.
Товарообменная операция 1920-х годов мало чем отличалась от проведенной годом ранее «колчаковско-миллеровской». Изначально планировалось воспользоваться связями эмигрантов – представителей «Центросоюза Лимитед» и сибирского крестьянского кооператива «Закупсбыт Лимитед». Состоявшиеся в мае в Лондоне переговоры с руководством прежней Карской экспедиции вроде бы завершились удовлетворительно, и правительство Советской России выдало зарубежным торговым агентам сертификат, возлагающий всю финансовую ответственность за проведение заграничных операций экспедиции на вышеназванные организации. Одновременно с лондонскими переговорами шла подготовительная работа и в России. 2 апреля 1920 года при Сибирском ревкоме был создан уже советский «комитет для всестороннего оборудования, усовершенствования и изучения Северного мор-ского пути в целях превращения его в артерию постоянной практической связи, а также для технической организации и осуществления товарообмена с заграницей и транспортировки грузов в Европейскую Россию этим путем через устья рек Оби, Енисея, Лены и Колымы». В структуре комитета образовали семь отделов – транспортный, гидрографический, торговый, научный, товарообменный, общий и хозяйственный. Однако вскоре западные партнеры потребовали предоставить им монопольное право на проведение Карской экспедиции, а Лондонский банк и вовсе отказался кредитовать «Центросоюз Лимитед» и «Закупсбыт Лимитед». Советской стороне пришлось полагаться лишь на собственные силы. Мероприятие, ставшее сугубо российским и уже не предусматривающее поставок товаров и сырья за границу, получило название Сибирской хлебной экспедиции. Цель – снабжение зерном северных губерний Европейской России.
Подготовила И. ШИНОВА,
н.с. отдела истории Музея вечной мерзлоты