История освоения Енисейского Севера. Первые Карские экспедиции

История освоения Енисейского Севера. Первые Карские экспедиции

Идея освоения арктических морей в качестве перспективной транспортной артерии  между Сибирью и европейской Россией и для торговых отношений с зарубежными странами  стала овладевать умами еще на заре XIX века. В числе инициаторов ее реализации мы сегодня называем купца М. К. Сидорова и купеческую династию Сибиряковых, потративших десятилетия и все свои миллионные состояния на поиск и  налаживание  морских путей вывоза из Сибири в экономически развитые районы России и за рубеж леса, графита, зерна и других товаров. Но вплоть до рубежа XIX-XX столетий на подобные усилия отваживались в основном энтузиасты-одиночки. Тем не менее, идея не умерла и даже в хаосе революции и гражданской войны нашлись люди, не видевшие перспективы для России –  СССР без освоения природных богатств Севера и Сибири и более того – действовавшие в этом направлении.

В 1932 году в СССР была создана система Главного управления Северного морского пути. Впоследствии она значительно расширилась, и ей на Севере подчинялось уже всё – промышленность, торговля, эксплуатация природных ресурсов, научные исследования и транспорт. Этим завершились многолетние усилия по вовлечению природных богатств огромных малообжитых пространств Севера, Сибири и Дальнего Востока в экономику страны. Подобной системы государственного хозяйствования в удаленных и труднодоступных окраинах не могло (да и теперь не может) себе позволить ни одно государство в мире.

Одна из первых попыток воспользоваться достижениями предыдущих десятилетий по обустройству северных морских трасс для безопасного плавания и ведения торговых операций была предпринята весной 1918 года. Еще до начала гражданской войны и иностранной интервенции на правительственном уровне шла подготовка к вывозу из Сибири по рекам к Карскому морю, а оттуда в Архангельский порт до 800 тысяч пудов зерна. Взамен из европейской части страны и из-за границы предполагалось доставить в устья сибирских рек, а затем переправить в обжитые районы, разбросанные вдоль Транссибирской магистрали, сельскохозяйственные машины, станки и промышленные товары.

Чуть раньше известный гидрограф К. К. Неупокоев занялся  организацией  научно-промыслово-гидрографической экспедиции в устье реки Лены. Для ее проведения в срочном порядке выделили ассигнования в размере миллиона рублей и перебросили с Балтийского моря два ледокола – «Таймыр» и «Вайгач». Также были привлечены ледокольные пароходы «Дежнев», «Русанов», «Сибиряков», «Седов», «Соловей Будимирович». Все они, кроме «Вайгача» и «Таймыра», а также  значительная часть личного состава и грузов экспедиции оказались в Архангельске в момент его захвата войсками Антанты. Поэтому корабли из порта не вышли, хотя в Сибири уполномоченные организации – «Центросибирь», Омский исполком и другие – вовсю готовились к обменным операциям: закупали хлеб и снаряжали речные суда для переброски его к берегам Карского моря. Сибирский хлеб так и остался не вывезенным; таким образом, первая попытка организации транспортной артерии, связавшей бы через арктические моря европейскую часть России и Сибирь, оказалась неудачной.

Пришедшее к власти на севере России правительство Н. В. Чайковского – Е. К. Миллера и поддерживающие его англо-французские силы решили реализовать идею освоения Севера и Сибири путем привлечения иностранного капитала. К лету 1918 года Чайковский и Миллер установили связь с «сибирским правителем» адмиралом А. В. Колчаком. Вскоре в их руках оказалась вся западная часть современного Северного морского пути – акватории Баренцева и Карского морей от европейских портов до устьев Оби и Енисея.

Установившийся на Севере оккупационный режим планировал переброску по арктическим морям войск и снаряжения для Колчака. Сыграло свою роль и стремление зажиточного сибир-ского крестьянства после свержения Советов наладить систематический вывоз сибирской продукции на мировой рынок. Объединившиеся вокруг кооперативов «Закупсбыт», «Центросибирь» и «Союз маслодельных артелей» предприниматели и хлебопроизводители требовали снаряжения в предстоящую навигацию арктической экспедиции. 14 ноября  1918 года съезд представителей Енисейской губернии высказал пожелание, «чтобы Временное  сибирское правительство, взявши в руки судьбы Сибири, обратило самое серьезное внимание на вопрос об организации сообщения с Сибирью Северным морским путем через Карское море». Англичане же рассчитывали провести выгодные торговые сделки с богатыми сибирскими купцами.

Все это побудило власти в Сибири и в Архангельске с осени 1918 года начать действовать. В сентябре в Омске состоялось совещание по вопросу об использовании Северного морского пути, а в ноябре при управляющем Морским министерством правительства Колчака М. И. Смирнове – еще одно. Было принято решение направить на Обь и Енисей суда и создать Дирекцию маяков и лоций для гидрографического обслуживания первой Карской экспедиции.  8 марта 1919 года, на сей раз при Управлении министерства торговли и промышленности Сибирского правительства,  в  присутствии представителей крестьянских кооперативов, Совета съездов судовладельцев Обь-Енисейского бассейна, торгово-промышленных объединений прошло третье совещание. По его итогам 25 апреля 1919 года правительство А. В. Колчака образовало Комитет Северного морского пути.

Столь пристальное внимание адмирала Колчака к арктическим акваториям как перспективной транспортной магистрали вполне объяснимо. Ему ли – выдающемуся гидрологу, полярному исследователю, моряку – было не знать, какую экономическую и военно-стратегическую выгоду здесь можно извлечь! В истории освоения Северного морского пути заслуги А. В. Колчака — организатора бесспорны: ведь только благодаря его знаниям, настойчивости и энергии состоялась первая экспедиция, реально доказавшая возможность использования трасс арктических морей в качестве надежных транспортных артерий.

На Комитет, который возглавил генерал-майор А. В. Попов, возлагалась организация и проведение торговообменных морских рейсов. Деятельность Комитета контролировалась военным командованием. Начальником речного каравана судов Карской хлебной экспедиции, как она именовалась, назначили полковника Котельникова.

Подготовила И. ШИНОВА,

  н.с. отдела истории Музея вечной мерзлоты