«Путешествие в мир искусства»

«Путешествие в мир искусства»

В музее открылась и продолжает работать выставка «Путешествие в мир искусства». На ней представлены работы учащихся и преподавателей Дома ремесел, а также работы детей, занимающихся в музее по программе «ПроСевер». Выставлены как декоративно-прикладные и графические работы прошлых лет, так и новые, их авторы – те же самые преподаватели, и их воспитанники, «домремесловцы», продолжающие работать творчески и по сей день (Е. Сосновская, Г. А. Игнатьева, С. Каунченко, А. Прохорова, И. Тимченко). Разнообразные виды графики, живопись акрилом, резьба по дереву, аппликация и маркетри из бересты, коллаж, квиллинг, изделия в технике ручного валяния и экопринт, керамика (мелкая пластика, игрушки в народном стиле, посуда, выполненная на гончарном круге и вылепленная вручную), папье-маше и кистевая роспись, украшения, вышивка, декоративные предметы сувенирного характера.

В связи с выставкой хочется вспомнить о событиях недавнего прошлого – открытии в городе Дома ремесел. Он просуществовал в Игарке 15 лет. Официально был открыт в 1995 г. при ГДК, а в 1997 г. вошел в состав Музея вечной мерзлоты. Для города и, особенно, для музея это был интереснейший, в своем роде уникальный опыт. Дома ремесел открывались в 90-е всюду по стране. Уникальность игарского в том, что он существовал в особой среде, в здании образованного вместе с ним одновременно экспозиционно-выставочного центра музея. Как известно, среда формирует человека. Ежедневное соседство и соприкосновение с достойными образцами изобразительного искусства, разнообразными его видами принесли огромную пользу для детей, неизбалованных этой темой, а часто даже и не представлявших, что существует еще какой-то особенный мир, мир искусства. Уникальность еще и в том, что Игарка, как молодой советский город в Заполярье, возникший фактически на пустом месте, не имела и не могла иметь своих народных промыслов, которые обычно формируются веками в местах оседлых поселений. Многонациональное население города сохраняло в лице местных мастеров и мастериц отголоски народного искусства, принесенные ими из тех мест, откуда они сами родом. Чеканка по металлу (Кавказ), резьба по дереву (Сибирь), вышивка (Владимирская область, Прибалтика), привычное женское ремесло рукоделье, вязание – вот, пожалуй, и все привнесенные «народные традиции». Местных не существовало. Территория Игарского района – это не Таймыр, где развиты и поддерживаются местные национальные ремесла. Поэтому и решено было устроителем Дома ремесел А. И. Тощевым, журналистом, краеведом, подвижником, ставшим его первым директором, в содружестве с местными профессиональными художниками (а их было немало на тот момент), написать программу, разработать концепцию – основу для открытия и существования Дома ремесел в Игарке.

Программа называлась «Возрождение, сохранение и развитие традиционных художественных ремесел», она подразумевала знакомство с традиционным искусством Крайнего Севера и наиболее известными русскими народными промыслами.

Таким образом, учащиеся, юные игарчане, географически оторванные от «Большой земли», могли как граждане своей страны идентифицировать себя со своим народом через искусство.

И еще одно обстоятельство – профессиональные кадры: художники-педагоги, графики, прикладники, живописцы, активно работающие творчески. Их в Игарке на тот момент было много. Никакая замечательная программа не даст результатов в работе, если с детьми занимаются люди, далекие от темы. Вкус, навыки в практической работе, общая образованность и широкий кругозор, знания в области искусства и искреннее желание работать с детьми, передать опыт и научиться многому самим – именно это и дало замечательный результат. Огромное количество школьников, студентов, взрослых прошли «школу Дома ремесел», самые усердные освоили сложные техники и приемы работы с материалом. Отдельно занималась группа взрослых, а также группа работников музея. Художники использовали в работе местные природные материалы: глину, дерево, бересту.

Через искусство дети знакомились с культурой северных народностей: историей, этнографией, фольклором. Ребята, например, в 2007 г. участвовали в театральной постановке Дома ремесел (эвенкийская сказка), оформляя декорации, костюмы и бутафорию, выступали в роли актеров и чтецов.

Игарские художники предлагали множество интересных идей в использовании неширокого спектра подручных материалов. В Доме ремесел была своя маленькая столярка, сами точили дерево, делали багет для оформления работ. Дизайнерские способности и вкус организаторов и добытчиков А. Тощева, Я. Резяпова, талант столяра и резчика по дереву А. Мартынова (сработанные им лавочки до сих пор украшают залы ЭВЦ). Придумки Т. Изотовой и Л. Казанской, В. Загинайловой, Л. Титовой – в разработках изготовления плоской и объемной кукол и панно в материале, способы изготовления берестяных украшений – Л. Резяповой. Помогали все: первую партию самодельных ножей-резаков для работы с берестой и кожей для учащихся (это сейчас все можно купить) смастерил О. Казанский. Его же приспособление механически скручивало веревку для обрамления панно. Е. Каунченко (применивший позже енисейский галечник для мозаики) и А. Тарасов разработали и опробовали на практике стиль и способ работы с местной берестой, отличающейся богатейшей цветовой палитрой: маркетри и аппликация на тканевой и деревянной основе. Это направление стало потом одним из основных в учебной программе. Р. Газизов и А. Загинайлов придумали вариант подачи традиционной точенки-матрешки в виде сплава русской кистевой росписи с Северной тематикой. С. Шагин нашел интересную подачу текстуры дерева в виде самодостаточных пейзажей в маленьких панно-плакетках. Общий котел, в котором варились идеи и находки, сплачивал художников в освоении новых задач. Даже график В. В. Мешков, приезжавший в Игарку, с удовольствием обсуждал тему, давая советы в области стилистики и применения материалов, адекватных традиционным.

Керамика – совершенно несвойственное Северу Красноярского края ремесло. И этот эксперимент удался: впервые местная глина стала использоваться не для производства кирпича, а для создания керамических изделий декоративно-прикладного характера. Литературы в то время по этой теме было мало. Репринтное издание «Энциклопедия забытых рецептов» помогло, оттуда брали сведения о глине вековой давности. Опыта не было никакого, мастера сами учились методом проб и ошибок работе с глиной, изучая ее свойства при лепке и обжиге. Музей приобрел гончарный круг, профессиональную муфельную печь, а мастер обучения, Л. С. Казанская окончила курсы по керамике в КГИИ.

Ребята занимались не только ремеслом (гончарный круг, ручная лепка, аппликация из бересты и ткани, кистевая роспись, резьба по дереву), но и рисовали: композиция, декоративная и станковая, разнообразные графические техники: акварель, воскография, гравюра на картоне, гуашь, цветной карандаш (Мастера Л. Е. Дремова, Г. С. Черкасова). Музей принял в фонды десятки лучших детских работ и работ их преподавателей, ставших основой постоянной экспозиции ДПИ.

Пленэрные зарисовки растений – для будущих панно, даже история изобразительного искусства – в кратком изложении имела место быть. Знакомство с русским деревянным зодчеством – в керамике и декоративных панно, народная кукла – на примерах и образцах тканевой и деревянной куклы. Резьба по дереву преподавалась мастером-прикладником А. А. Тарасовым. Прорезная и контурная резьба, геометрический орнамент по мотивам Вологодских и Каргопольских прялок (две прялки изготовили и изукрасили орнаментом мальчишки с преподавателем), пряничные доски, ложки, гребни, амулеты, нэцке – чего только не пробовали! Декоративные панно с сюжетами сказок народностей Сибири и Дальнего Востока (ученики Е. Сосновская, П. Петров).

Музей приобретал образцы декоративно-прикладного искусства. Коллекция живописи и графики пополнялась работами художников Сибири, игарских художников. Дом ремесел органично вписался в музейную тему. Проводились занятия для взрослых, студентов Игарского педагогического училища народов Севера, для работников музея. Выставки, итоговые и тематические, включали работы учащихся и преподавателей. Материальная база собиралась поначалу всем миром: мастера вместе с учениками сами заготавливали бересту, местную глину, дерево. Ткань для основы панно приносили порой просто неравнодушные люди. Мешковина, бортовка, пеньковая веревка, даже брезент – все шло в ход. В то тяжелое время расформировывались и спешно сворачивали свою работу базировавшиеся в Игарке экспедиции, – геолог М. Савушкин принес в Дом ремесел пачку брезентовых мешков для сбора образцов, чтобы «пошли на дело». Музей закупал клей и бумагу, краски, инструменты, глазури. В последние годы покупали в Красноярске глину разных сортов для лепки, готовую к употреблению. Это облегчило труд мастеров обучения. Раньше весь процесс приготовления глины, сложный и трудоемкий, выполнялся ими в мастерских Дома ремесел самостоятельно. Соблюдение технологий замачивания, процеживания, отвешивания глины в условиях, мало приспособленных, занимал много времени и сил. Правильная сушка изделий, обжиг, приготовление ангобов, глазурование, декорирование – целая технологическая цепочка выполнялась грамотно и скрупулезно мастером Л. С. Казанской. Дети были знакомы со свойствами глины и процессом ее приготовления для работы.

И еще одно, не менее важное: Дом ремесел был своего рода коммуной, где царили взаимопомощь, любовь к труду и свобода творчества. Душевное тепло, юмор, традиционная чашка горячего чая в конце трудового дня (именно трудового), в голодные 90-е незабываемый, поделенный на тонкие ломтики кусочек домашнего пирога (всем поровну) – это воспитывало в каждом самые лучшие человеческие качества: бескорыстность и справедливость. Никто не работал из-под палки, педагоги не гонялись за численностью и наполнением групп. Работало сарафанное радио, от детей не было отбоя. Костяком стали на протяжении этих 15 лет, пожалуй, два десятка человек. Для маленькой Игарки это очень много! Тягу к изобразительному искусству у игарчан отмечал и В. П. Астафьев, побывавший в ЭВЦ музея в один из своих приездов: осмотрел детские выставки, поговорил с учениками, прокомментировал каждую работу. В 2010 неожиданно для себя домремесловцы стали лауреатами в Краевом конкурсе «Малые города – большие возможности», в Краевой выставке «Мастера Красноярья» поучаствовали. Основная масса детей занималась по 2–3 года, были, конечно, и те, кто приходил ненадолго, заглянув на огонек. Многие ребята просто приобрели трудовые навыки: научились работать инструментами с непростым материалом, выполнять последовательность действий в изготовлении изделия, работать с зарисовками и предварительными эскизами. Задания подбирались по возрасту и уровню способностей. Бывали и исключения: 8–10-летки неожиданно осваивали гончарный круг быстрее, чем взрослые. Появлялись и свои рекордсмены обучения сразу по нескольким направлениям: 7 лет, 11 лет (З. Генец). «Старожилам» в 2010 году музей выдал сертификаты об обучении (Н. Козловой, И. Ярзуковой, Н. Васильевой, З. Генец, А. Демьяновой, В. Петровой). Необязательно было становиться профи в программных направлениях, общая атмосфера творчества подталкивала и к макетированию, например: А. Зайцев самостоятельно изготовил выверенный в масштабе макет города (картон, папье-маше), его новой части (микрорайоны). Все помнят звук корабельной рынды, встречавший у входа в старое здание ЭВЦ, – придумка А. И. Тощева, вложившего всю душу в свое детище. Отремонтированное (городские власти и предприниматели помогли) деревянное здание бывшего детского сада на К. Маркса, 31 на полтора десятка лет стало уютным и радушным центром притяжения для игарчан и гостей города. В группах занимались разновозрастные дети. Старшие обучали младших (важный момент преемственности). Педагоги составляли программы, вели занятия, организовывали и готовили выставки, музей с удовольствием приглашал на них горожан. Самые талантливые и трудолюбивые ученики передавались позже в надежные руки профессионалов, преподавателей художественного отделения ДШИ (И. П. Баженовой, Л. Е. Дремовой). Дисциплина и порядок в мастерских поддерживались самими воспитанниками (на стене висел плакат «Правила подмастерья», текст придумали сообща, вместе с детьми), организацией и уборкой рабочего места, мытьем и сушкой инструментов учащиеся всегда занимались самостоятельно. Ребята учились водить экскурсии по залу. Некоторые из них в 90-е помогали проводить экскурсии для туристов, овладевая навыками, обучаясь, расширяя свой словарный запас и даже щеголяя порой познаниями в английском и немецком. Никакой бумажной мороки мастера обучения не знали. Так экономилось драгоценное время для занятий. И в этом – тоже уникальность Дома ремесел при МВМ.

Прекратил свое существование Дом ремесел из-за пресловутой нехватки кадров, когда из города уехали и вышли на пенсию преподаватели-художники, а молодых и новых не нашлось. Тем не менее, этот проект (как любят говорить сейчас), несмотря ни на какие трудности, реализовался, а его опыт до сих пор приносит результаты: экспозиция ДПИ в музее почти полностью состоит из работ учеников и преподавателей Дома ремесел. Костяк творческой группы его воспитанников продолжает работать, выставляя графику, ДПИ, живопись, в том числе и в стенах МВМ. Несколько учеников стали профессиональными художниками. Прививка творчеством в детстве и юности открыла для многих в жизни новые горизонты прекрасного мира искусства, полного гармонии и красоты. Традиции продолжаются: в музее целый год занималась изобразительным искусством группа ребят по программе «ПроСевер» (автор программы и руководитель – С. Е. Каунченко). Ребята учились композиции, осваивая разнообразные виды графических техник, знакомству с темой помогала пополнившаяся за это время постоянная экспозиция изобразительного искусства теперь уже в новых, просторных залах ЭВЦ музея.

Свои теплые слова о выставке «Путешествие в мир искусства» прислали те, кто работал и учился в Доме ремесел, художники, игарчане, те, кто бывал в Игарке, ценил кипевшую в 90-е творческую жизнь города, кто помнит прежнюю Игарку как островок творческих идей: Лариса Евгеньевна Дремова (г. Киров), Людмила Сергеевна и Ксения Казанские (г. Дубна), Алена Черкасова (г. Москва) Геннадий Карлович и Ольга Ивановна Шклярик (г. Химки), Ева Сосновская и Ирина Тимченко (г. Екатеринбург), Анастасия Прохорова (г. Красноярск), Татьяна Сергеевна Чебыкина, Елена Афонова, Евгения Юрьевна Паламарчук (г. Санкт-Петербург), Мария Вячеславовна Мишечкина (г. Кострома), Татьяна Ивановна Лабаревич (г. Красноярск), Елена Маратовна Лаврова (г. Томск).

«Видеть и чувствовать красоту – этому я научилась в Игарке!» – Ирина Тимченко, бывшая ученица Дома ремесел.

«Огромнейшая работа! Уникальная история! Как бы эту историю зафиксировать…мы думаем и ждем, что «время придет», а время, к сожалению только уходит», – Г. К. Шклярик.

«Так много удалось выставить, просто удивительно. Работы вижу и вспоминаю, атмосфера просто радостно творческая, яркая, праздничная. Спасибо!» – М. В. Мишечкина.

Художник Г. ЧЕРКАСОВА.
Фото автора.