Астафьевская весна – 2023
Недавно нашему корреспонденту довелось познакомиться с юной художницей из Игарки, занявшей 1 место в номинации «Книжные иллюстрации» в возрастной группе 11–13 лет на XVII Межрегиональном детско-юношеском фестивале «Астафьевская весна».
«Астафьевская весна» – межрегиональный детско-юношеский фестиваль, посвященный творчеству Виктора Петровича Астафьева. В этом году он прошел в 17 раз, местом проведения стала Овсянка, село, считающееся родиной талантливого сибирского писателя. Тема фестиваля: «Детство: на пороге жизни». Как следует из официального Положения «Астафьевской весны», данная тема отражает проблемы становления личности, любви к малой родине и роль учителей и наставников в жизни человека. На конкурс фестиваля представили более 1240 работ.
Конкурс разделялся на 2 части: в первом этапе участники предоставляли свои заявки и работы (с 23 января 2023 года по 10 апреля 2023 года включительно), во втором (13 мая) проходила сама фестивальная программа. В ней приняли участие победители и призеры в каждой возрастной группе творческого конкурса в 4 номинациях: «художественное чтение», «театрализованная постановка», «видеотворчество» и «книжные иллюстрации». Критериев оценки работ-иллюстраций в Положении указано достаточно: художественная выразительность, уровень мастерства и качество исполнения, степень самостоятельного выполнения работы и оригинальность замысла.
Фестиваль «Астафьевская весна» стал уже доброй традицией, собравшей под своей эгидой талантливых и трудолюбивых ребят из множества уголков нашей страны. Как известно, жизнь Виктора Астафьева крепко связана с севером Красноярского края, а в особенности, с нашей любимой Игаркой. Действительно, для игарчан творчество и дух Астафьева очень близки, а многие образы, которые он воплощал в своих произведениях, мы сейчас угадываем в пейзажах за окном и призрачных очертаниях старой части города.
Несмотря на длинную историю, связавшую Астафьева и наш город, игарчане побывали на «Астафьевской весне» впервые, вернувшись с победой.
Юная художница из Игарки, участница музейной образовательной программы «ПроСевер», которая реализовывается Музеем вечной мерзлоты, заняла 1 место в номинации «Книжные иллюстрации» в возрастной группе 11–13 лет. Художницу зовут Полина Короленко, и ей всего 13 лет. На конкурсе она представила акварельный триптих «Васюткино озеро» по одноименному рассказу Виктора Астафьева.
Творческим наставником Полины стала Светлана Евгеньевна Каунченко, научный сотрудник экспозиционно-выставочного центра, но в первую очередь, художник-живописец, а также автор и руководитель программы «ПроСевер».
Творческая работа над «Васюткиным озером» и поездка в Овсянку стала весьма насыщенным событием как для Полины, так и для ее руководительницы. В беседе Светлана отметила, что фестиваль полон духом и атмосферой астафьевских произведений, а виды, которые сопровождали художниц по пути в Овсянку, да и в самом селе, отличались живописнейшей красотой, которую хотелось сразу перенести на холст.
Фестиваль проходил под открытым небом на территории дома-музея Астафьева, одного из частей обширного Мемориального комплекса, посвященного писателю. Там же проходили художественные чтения, театрализованные постановки, показывались работы номинации «Видеотворчество». Рядом располагалась выставка изобразительного искусства, состоящая из работ участников «Астафьевской весны».
«Это было интересное решение со стороны организаторов фестиваля. С другой стороны, хотелось, чтобы мероприятие проходило в зале, под крышей, для сохранения торжественности. Внутри Овсянки располагалось несколько домиков и улочек, объединенных библиотечно-музейным комплексом, – рассказывает о месте проведения фестиваля Светлана Каунченко. – Мы побывали в домике, где жил сам Виктор Петрович Астафьев в поздние годы жизни, творил, писал. Посмотрели его кабинет, протертое кресло, огромную библиотеку. Рядом ребятишки читали со сцены отрывки из астафьевских произведений, висели картины по их мотивам, вот такая необычайная концепция.
Я видела много работ, которые показались немного притянутыми. Возможно, я слишком строго сужу, так как сама художник-живописец. Но на выставке представили множество очень классных работ, выполненных в абсолютно разных техниках. В некоторых картинах просматривался почерк местных ребят из Овсянки, которые каждый день видят пейзажи, описанные Астафьевым. Очень интересно, что картины выставлялись на фоне поселка, ты мог поднять глаза и увидеть бесконечные горы с холста прямо перед собой.
Как я понимаю, выставка и те работы, которые ребята оставили после фестиваля, путешествуют по различным организациям: школам, домам творчества.
Нас очень тепло приняли в библиотеке-музее имени Виктора Петровича Астафьева, организовывавшей фестиваль. Библиотека интересна тем, что именно ей писатель завещал свои рукописи. Оригиналы хранятся в фонде, но нам удалось взглянуть на ксерокопии. Прекрасные дамы-сотрудницы библиотеки провели экскурсию, и Полина радовалась возможности увидеть множество портретов Астафьева, которые располагались внутри библиотеки. Как я понимаю, портреты подарены Виктору Петровичу разными художниками еще при жизни, теперь они стали частью экспозиции музея. Нам также показали редкие издания книг. Например, сборник «Царь-рыба», проиллюстрированный потрясающим художником Сергеем Элояном.
На самом деле я думала, что церемония награждения будет более торжественна, но все происходило довольно камерно. Думаю, прохладная погода сделала свое дело, из-за этого было не очень уютно. Награждение началось сразу после просмотра театральных постановок и номеров с художественным чтением. Каждого пригласили на сцену и вручили диплом победителя, а подарки с книгами выдавали чуть раньше, на стойке регистрации. В конце фестиваля выступила с романсом солистка Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д. А. Хворостовского.
Фестиваль прошел без лишнего пафоса, по-домашнему, будто сходили в гости к Виктору Петровичу, побывав в его излюбленных местах.
Мы также успели посетить региональное отделение Российской академии художеств в Красноярске. Я договорилась с приятельницами, стажирующимися в мастерской печатной графики. Как известно, именно с помощью этой техники раньше иллюстрировали книги. Использовалась ксилография, линогравюра…
Девушки-стажеры в академии как раз подготавливали собственные иллюстрации к произведениям Виктора Петровича, приуроченные к его будущему юбилею. Нам удалось посмотреть на творческую кухню изнутри, и даже увидеть эскизы, которые представят только на выставке в следующем году.
Полина – талантливый художник, и я решила, что попасть в подобную мастерскую – классный подарок для нее. Она сама пробовала печатать, делала оттиск с клише. Мы закрепили тему книжных иллюстраций этим посещением, Полине понравилось.
В одной из красноярских галерей мы застали оригинал картины Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем».
В работе Полины действительно видна куча приложенных стараний и мелких деталей, которые, возможно, не сразу заметишь, но именно они создают нужную атмосферу.
«Васюткино озеро» для воплощения на бумаге выбрали неспроста: «Мы взяли «Васюткино озеро», потому что это все-таки детское произведение, – поясняет Светлана Евгеньевна. – Насколько мне известно, Астафьев написал «черновик» отчасти автобиографичного «Васюткиного озера», находясь в Игарке. Мне кажется, только игарчанин сможет описать и вообразить эти таежные дикие просторы. Мы следовали и критериям содержания: картина должна была соответствовать произведению, но не «перекрикивать» его. Когда иллюстрация забирает все внимание, это не очень хорошо».
О необычном выборе формата работы Светлана тоже рассказала: «Хотелось показать Полине, для чего же делаются и какие существуют книжные иллюстрации. Мы даже разрабатывали макет книги, где можно использовать не одну картину, а три. «Васюткино озеро» – очень интересное и объемное произведение, поэтому выразить всю мысль в одной картине сложно, но и комикс делать не хотелось. Авторская задумка, весь объем впечатлений от прочитанного не поместился бы в одну работу. Выбрали триптих. Задача, которую мы ставили: не только нарисовать работу на конкурс, но и почувствовать себя дизайнерами-иллюстраторами, обыграть три картины в книге. В триптихе можно создать одну художественную мысль, но раскрыть ее объемнее, более подробно, чем в одной картине, ведь произведение действительно классное и атмосферное».
Главным материалом для создания триптиха послужила акварель, а вот техники использовались самые разные. Как поделилась руководительница Полины, в течение года они проходили акварельную живопись и ее техники. В работе юная художница использовала ранее изученное: рисунок по-сырому, лессировку, при использовании которой рисунок создается как бы тонкими слоями, метод алла прима, позволяющий выполнить картину за один сеанс.
«Акварель – непростой материал, но Полина много упражнялась с ней, – комментирует руководительница художницы. – Масляная живопись или гуашь не подходят, потому что классические книжные иллюстрации создаются как некие миниатюры. На мой взгляд, акварель соответствует такой цели, позволяя проработать все тонкие детали».
Полина со своей наставницей готовились около 3 месяцев, учитывая время на разработку эскизов. Созванивались, обсуждали наброски, собирались даже по выходным, ведь у Полины довольно насыщенная творческая жизнь: занятия музыкой и ИЗО в Детской школе искусств, активное участие в жизни школы.
По словам Светланы, им хотелось максимально прожить и погрузиться в историю «Васюткиного озера». Заново открывала для себя Астафьева не только Полина Короленко, но и другие воспитанницы программы «ПроСевер», принявшие участие в фестивале: Алла Янченко и Василиса Ридель. Не просто прочесть, а проанализировать, осознать, выделить основные моменты, – такие задачи стояли перед юными художниками.
«Полина выбрала для себя сюжет, который ее зацепил, выделила в книге интересные моменты, связанные между собой, рассказывающие цельную историю. Она задумала костерок в тайге, глухаря и мальчика на берегу Енисея. Потом мы немножко поменяли сюжеты: решили изобразить Енисей по-другому, глухарь стал больше… Это такая бесконечная работа, чтобы динамика оставалась в композиции. Хотелось показать Полине еще один интересный процесс. Мы долго подбирали цветовую гамму и то, что хотели передать ею: теплую и уютную атмосферу, или пасмурную, хмурую. Одна гамма показалась слишком сухой, осенней, другая – холодной и мрачноватой. Остановились на «таежной», – рассказывает, демонстрируя эскизы Полины, Светлана Евгеньевна. – Видите эти наброски? Они называются фор-эскиз. Так Полина подбирала цвет. Обычно, таким образом к работе готовятся студенты художественных ВУЗов».
По словам Светланы, задумка сделать серию работ, а не одну картину, пришла сразу. Концепция триптиха не претерпела существенных изменений в процессе работы.
«Часто дети, никогда не бывавшие в тайге или тундре, рисуют «Васюткино озеро» в яркой цветовой гамме, изображая опушки березовых лесов. Мы старались добиться впечатления от таежной истории, ситуации, когда ты заблудился в холодном и сыром лесу. Но, конечно, чтобы это был не совсем уж триллер, – шутит Светлана. – Довольно непросто осмыслять рассказы Астафьева, насыщенные такими эмоциями и событиями, которые сложно представить современным детям. Сейчас у них совсем другая жизнь, а во времена молодости Астафьева, – это 40-50-е годы, – она была более взрослая, жестокая. На фестивале мы знакомились с творческими руководителями участников. Они рассказывали, что детям довольно тяжело воспринимать даже простые рассказы Астафьева».
Некоторым ребятам-участникам подарили не только почетные дипломы, но другие приятные призы: книги, блокноты. Например, сборник рассказов Виктора Астафьева, вышедший ограниченным тиражом и проиллюстрированный детскими рисунками.
«Эта книга просто потрясающая, очень красивая и яркая, – делится впечатлениями Светлана Евгеньевна. – На самом деле подарки дали не только Полине, но и другим девочкам, принявшим участие в «Астафьевской весне», но не занявшим призовые места. Приятно, что игарчан, участвовавших в фестивале впервые, так отметили».
Как уже говорилось, участие в «Астафьевской весне» приняли и другие ребята, посещающие занятия программы «ПроСевер».
Десятилетняя Алла Янченко подготовила иллюстрацию гуашью «Гуси в полынье» по одноименному рассказу, а четырнадцатилетняя Василиса Ридель, работая в смешанной технике с применением акварели, гуаши и потали, создала диптих «Стрижонок Скрип».
«Девчонки очень трудолюбивые, у всех разные качества: Василиса классно работает с цветом, любит позолоту, – отметила Светлана Евгеньевна. – Алла очень подробная, ей нравится долго вырисовывать детали. У Полины всего понемногу, она не так давно полюбила акварель. Девочки не первый раз показывают высокий результат: осенью мы участвовали в конкурсах «Легенды седого Енисея» и «Красота Божьего мира», заняв призовые места.
Радует, что у детей остались впечатления от работы над иллюстрациями по произведениям Астафьева, а значит, эти 3 месяца прошли не зря».
Нам удалось познакомиться и с главной героиней материала, художницей Полиной Короленко, которая выкроила в своем плотном графике пару минут и поделилась впечатлениями.
– Полина, какие у тебя эмоции от прошедшего путешествия в Овсянку?
– Конечно радостные, только положительные. Мне, в целом, все очень понравилось. Поездка прошла по плану, ничего непредвиденного не случилось.
– Что больше всего запомнилось?
– Запомнились красивые виды по пути на фестиваль. Хотелось сразу все это запечатлеть, нарисовать, сохранить в памяти. Мы со Светланой Евгеньевной также посетили мастерскую, где нам рассказали о разных видах графики. Я попыталась все запомнить, многое заинтересовало, хотелось бы в будущем этим позаниматься. Еще смотрели на картину Сурикова, – тоже впечатлило очень, хотя раньше этим я не интересовалась.
– Почему ты выбрала именно «Васюткино озеро»?
– Это очень известное произведение, давно мне знакомое. Когда Светлана Евгеньевна предложила его – я сразу согласилась. Очень нравится этот рассказ, в нем особая атмосфера, захотелось ее воплотить на бумаге.
Мне также нравятся и многие другие произведения Астафьева. Что-то постоянно хочется вспомнить, перечитать.
– Как проходила работа над триптихом?
– Мне очень нравился сам процесс, работа затянула. Нравилась идея, что это целых три иллюстрации, объединенные одной темой. До этого не припомню, чтобы рисовала подобное, а тут – новый опыт.
В самом начале у меня появилось множество идей и эскизов, я показывала их Светлане Евгеньевне, выбирали. Немногое менялось по ходу работы, только в середине триптиха должен был расположиться сам Васютка, но мы решили его перенести на другую часть.
Мы много рисовали акварелью на занятиях Светланы Евгеньевны, и ранее я не умела ей работать, а сейчас научилась. Очень рада, что «Васюткино озеро» нарисовала именно ею, думаю, это самый подходящий материал.
– Рада первому месту?
– Да, горжусь, что заняла первое место именно с работой по «Васюткиному озеру», хоть сначала и очень удивилась. Конечно, мне это в радость.
– Спасибо за беседу, удачи в покорении новых творческих высот!
Н. НЕПОКРЫТЫХ.
Фото предоставлены С. КАУНЧЕНКО.