«Нужно каждую историю прожить…»
Интервью с инспектором ПДН капитаном полиции Еленой Мариинской
Уже 88 лет сотрудники подразделения по делам несовершеннолетних предостерегают детей от совершения противоправных деяний, осуществляя профилактику преступлений, правонарушений, беспризорности и безнадзорности, помогая встать на путь исправления тем, кто в этом нуждается. 31 мая 1935 года приняли Постановление «О ликвидации детской безнадзорности и преступности». Теперь эта дата считается профессиональным праздником инспекторов по делам несовершеннолетних.
На данный момент в Игарке один инспектор ПДН, а ребят, состоящих на профилактическом учете – 8. Для небольшого городка это средний показатель, стабильный на протяжении нескольких лет. Максимум несовершеннолетних, состоящих на учете, пришелся на март 2021 года, когда произошла массовая драка на заброшенной стройке у школы. Тогда более десяти ребят встали под пристальный надзор подразделения по делам несовершеннолетних.
Со стороны ПДН ведется активная работа по информированию населения об ответственности как уголовной, так и административной. Проводятся тематические мероприятия с привлечением горожан, часто проходят выступления и беседы со школьниками, размещается соответствующая информация в СМИ. Плодотворные результаты подобной работы однозначно есть, ведь тенденция на снижение совершенных несовершеннолетними преступлений в последние годы только увеличивается.
«Наша вторая мама» – так обычно называют наставниц, первых школьных учительниц или любимых преподавательниц. Однако от юных игарчан такое ласковое прозвище можно услышать, когда речь заходит об инспекторе подразделения по делам несовершеннолетних Елене Николаевне Мариинской. Вот уже 4 года она работает в Игарке.
Ранее Елена Николаевна работала в органах местного самоуправления. Как она сама рассказывает, однажды, когда она являлась секретарем комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Рыбинском районе, один из инспекторов ПДН, принесший на рассмотрение протоколы и материалы, сказал: «Что ты тут скучаешь, это не твое место. Иди к нам, в полицию». Вот уже 10 лет Елена Николаевна работает инспектором ПДН.
По ее словам, пополнение в коллективе ПДН ждут примерно в конце лета. В данный момент молодой специалист, который станет вторым инспектором, находится на первоначальной подготовке. В преддверии праздника мы поговорили с Еленой Николаевной.
– Профилактический учет в подразделении по делам несовершеннолетних, – как ребята там оказываются и так ли это страшно, как многие думают?
– Дети встают на учет при совершении преступления или правонарушения. Как правило, сроком до 6 месяцев. Бояться, конечно, есть чего: сведения о том, что ребенок состоял на учете, вносятся в базу информационных данных МВД и хранятся всю жизнь. Впоследствии, когда ребенок вырастет и начнет искать работу, или изъявит желание служить в правоохранительных органах, МЧС и т.п., это может стать большим препятствием. Даже причиной отказа. Как лица, не соблюдающие нормы закона, могут стоять на страже таковых?
Бывали единичные случаи, когда ребенок попадал к нам повторно, или уже состоящие на учете вновь совершали правонарушения. Главный бич современности – употребление несовершеннолетними спиртосодержащей продукции. На сегодняшний день основное число ребят состоит на учете по этой причине.
Существует определенный пробел в законодательстве: любое постороннее лицо может прийти в магазин, купить алкогольную продукцию и, условно, на улице передать ее ребенку. В данном случае лицо не понесет ответственности. Думаю, при установлении меры наказания за подобное действие работа в этом направлении была бы результативнее.
У меня есть случай из практики, когда ребенок выпил стакан алкоголя и впал в кому. Очень долго врачи боролись за жизнь, в конце концов выведя ребенка из этого состояния. Необратимые последствия для здоровья молодого организма все равно наступают. Не устаю повторять, что алкоголь – это вред. Особенно для подрастающего поколения, когда организм слабый, кровеносные сосуды более чистые, и алкоголь всасывается быстрее, чем у взрослых. Страдает и психика, ведь неизвестно, как ребенок поведет себя в состоянии опьянения.
Составление протокола в ситуациях, когда несовершеннолетний находится в состоянии опьянения или потребляет алкогольную и спиртосодержащую продукцию, не только мера наказания, но и превентивная мера, направленная на недопущение наступления более тяжких последствий. После пресечения употребления спиртного, проведенной с ребенком беседы, на завтра он, возможно, примет правильное решение и больше не будет употреблять алкоголь.
Я всегда призываю детей думать о последствиях и жить своим умом. Соблюдать законы и правила, установленные в обществе, прежде всего, нужно для себя.
– Много ли ребят удается «исправить» после постановки на учет?
– Всех. Мы работаем вместе с родителями, органами системы профилактики, образовательными учреждениями, где учится несовершеннолетний, учреждениями дополнительного образования.
Конечно, у детей много свободного времени, когда родители находятся на работе. Бытует мнение, что на учет попадают ребята только из неблагополучных семей. Это не так, иногда даже родители, приходя в мой кабинет, хватаются за голову, спрашивая себя «Как так получилось? Ведь мой ребенок самый лучший, он не мог этого совершить». В процессе спора родители принимают нашу сторону, и мы идем на исправление.
– А что касается родителей? Много ли из них меняет свой образ жизни после ваших визитов?
– Здесь я заметила некую закономерность. Родителей ставят на профилактический учет на целый год. Да, на какое-то время они начинают исправляться, я поддерживаю с ними связь, общаюсь, даю советы. По прошествии года некоторые снова начинают вести разгульный образ жизни. Если человек не исправляется, то мы приходим к печальному итогу: ограничение родительских прав или вовсе их лишение. Мне очень болезненно, когда человека не удается направить на верный путь и приходится прибегать к таким мерам. К счастью, в Игарке забирать детей у матери не приходилось, но на «материке» был случай, когда у матери отнимали семерых детей. Они цепляются за маму, кричат, плачут, – психологически это тяжело. К тому же, в этот момент на защиту может встать и сама мать, которая только тогда вспомнит о своей родительской роли. Больше всего жаль детей, для них мама, какая бы она не была, родной человек. Дети младшего возраста, конечно, любят несмотря ни на что, а подростки часто жалеют своих родителей.
Хорошо, что у нас маленький город, такие ситуации проще отследить и контролировать. В городе-миллионнике горе-родителям легко просто затеряться, особенно если дети не посещают какие-либо учреждения.
Часто дети не понимают причину, по которой к ним пришла тетя-полицейский, ведь вроде, все нормально. Они живут, не видя альтернативы, не осознавая выходящие за рамки нормы поведение и условия.
– Вы много общаетесь с детьми. Существует мнение, что сегодняшнее поколение разительно отличается от предыдущего, причем в худшую сторону. С вашей точки зрения, это правда?
– Я служу инспектором ПДН уже 10 лет, и да, поколения отличаются. Наверное, в каком-то смысле мне повезло. Есть такие люди, которые уже отбыли срок наказания в Канской воспитательной колонии. Они уже взрослые, стали родителями. Когда я приезжаю в отпуск на «материк», они подходят, здороваются, даже обнимают. Вспоминают, говоря: «Вы были самым хорошим инспектором». По-человечески, конечно, приятно.
Очень часто во время межведомственных рейдов родители злятся, что я «пришла нотации читать». А куда без этого? Если понадобится, то еще раз приду и прочитаю.
Это моя работа, ответственность и задача, к которым я подхожу, не считаясь с личным временем, особенностями здоровья. Возможно, потратив 5 минут своего времени, я спасу чью-то жизнь.
– Часто проводя беседы со школьниками, в конце вы напоминаете, что при возникновении проблем они могут всегда обратиться к вам. Часто ли ребята самостоятельно обращаются за помощью?
– Да, очень часто. Не знаю, с чем это связано, ведь дети не доверяют посторонним, особенно взрослым.
В этом мне тоже повезло, есть дети, которые приходят побеседовать. Если внутрисемейные проблемы не несут за собой правонарушения или преступления, то помогаем разобраться ребенку в ситуации. Бывает, говорят, что мама не любит и слишком многого требует, потом выясняется, что она попросила помыть посуду, убрать за собой, то есть решить обычные бытовые вопросы. Часто подростки, в силу своего восприятия, думают о предвзятости к ним.
Но иногда дети приходят, рассказывая об изменениях в личной жизни, и оказывается, что там был состав преступления. В таких случаях мы, конечно, бьем в колокола и принимаем меры.
Так, например, были выявлены факты вступления в половые отношения с несовершеннолетней взрослым лицом. Об этом ребенок рассказал как раз таки в доверительной беседе.
Все люди разные, и дети тоже. Поэтому инспектору ПДН приходится быть и психологом, и мамой, и педагогом. Часто я ребятам говорю: «Пока вы состоите на учете, я буду вашей крестной мамой. Со всеми проблемами обращайтесь ко мне». Часто именно так они и поступают.
– Инспектор ПДН должен завоевывать доверие и авторитет у детей?
– Я придерживаюсь позиции, что завоевывать авторитет не нужно. Конечно, инспектор ПДН должен сам придерживаться норм этики, морали и права, чтобы служить примером для ребенка.
Но мне кажется, нужно просто быть другом. У меня такая методика работы, даже ребятам всегда говорю: «Я вам друг. Приходите – поговорим, обсудим и попробуем вместе решить проблему, я всегда помогу».
Даже если ребенок совершил что-либо, я его никогда не упрекаю. Если он не настроен на диалог, даю время остыть, обдумать, посидеть наедине с самим собой.
– В одной из заметок о работе инспектора ПДН утверждалось, что ребенка после 14 лет невозможно изменить, можно лишь скорректировать его поведение. Согласны ли вы с этим?
– Скорее соглашусь. К 14 годам личность уже достаточно сформирована, ребенок имеет свои привычки. Именно их как раз и корректируем.
Порой взгляды подростка не соответствуют ожиданиям, и как инспектор ПДН ты уже ничего не сделаешь. Не стоит забывать: в какой среде растут дети, такими они и будут. Ты можешь лишь помочь встать на правильный путь.
– Какие особенности есть в работе с детьми старшего возраста?
– Работа с детьми старшей возрастной категории важна. Они – будущие родители, и закладывая нормы поведения сегодня, мы можем быть уверены, что это передастся их детям.
Неважно, какой возраст у несовершеннолетнего, главное, что он ребенок. Иногда, я считаю, что и 18-летние остаются детьми, так что дело не в цифре.
– Вы сказали, что инспектор ПДН должен совмещать в себе несколько ролей. Какими личностными качествами он должен обладать?
– Нужно быть дисциплинированным, требовательным, уметь убедить собеседника в своей правоте. Дети – народ особенный. Порой донести до них правду очень сложно. Способность не только поругать, но и похвалить, выявить в ребенке достоинства, помочь справиться с недостатками, тоже важна. В профессиональных качествах указывается, что инспектор ПДН должен обладать педагогическим, психологическим или юридическим образованием. Очень много среди инспекторов психологов, педагогов. Мы ничем не отличаемся от других сотрудников полиции: знаем приемы борьбы, тренируем физическую подготовку, стрельбу и прочее.
Мне кажется, прежде всего, должна быть личная заинтересованность. Без этого нельзя работать в подразделении по делам несовершеннолетних. Дети тонко чувствуют твое отношение и настрой.
Раньше инспекторов подразделения по делам несовершеннолетних было двое, и дети интуитивно видели грань. Допустим, к одному инспектору они шли с одними проблемами, ко мне с другими.
Поверхностное отношение тут не работает, нужно каждую историю прожить и разобраться, в чем причина возникшей проблемы. Бывает, глубоко копнув, понимаешь, что это личностные переживания, с которыми человек в одиночку не может справиться.
Много в нашей работе и очень печальных моментов, например, когда родители совершают преступления в отношении детей. Это самое страшное для меня, пережить такое крайне тяжело. Заканчиваются дежурные сутки, но приходя домой все рано продумываешь, прогоняешь через себя вопросы «Почему так случилось? Как такое могло произойти…»
– Думаю, вы правы, говоря о высоком значении личной заинтересованности. Судя по вашим горящим глазам, когда вы рассказываете о работе, это имеет большое значение.
– Я люблю свою работу. Много раз думала, что уйду в другое место, но потом понимала – не смогу. На кого оставлю своих детей?
Работая в Игарке, я уже выстроила, так скажем, свои правила, подстраиваясь под игарчан, местные обычаи. Мы друг друга понимаем и знаем, чего ожидать.
Есть особенности проживания в таких городках: дети могут долгое время не выезжать за их пределы. Замкнутое пространство накладывает отпечаток, ребята тут отличаются от тех, что на «материке».
Период, когда я «встаю в ружье», это сентябрь–октябрь. Тогда большинство детей возвращаются из отпусков. Они бывают в разных городах, меняют круг общения, имидж, всегда привозят сюда новое. Приходится приспосабливаться вместе с ними.
Мне очень нравится наблюдать, как дети развиваются, как меняется поколение и их взгляды на жизнь, подходы к решению проблем.
– Ранее вы задевали тему эмоциональной нагрузки на инспекторов ПДН. Как вы с этим справляетесь?
– В первую очередь, это работа над собой. Нужно уметь отвлечься от назревших проблем, переключить внимание, как бы ни цепляло. Ни в коем случае нельзя рабочие моменты и негатив нести в семью, это табу.
Психологи говорят, если человека что-либо гложет, надо высказаться. О работе я не могу говорить со знакомыми, ведь это и персональные данные, и просто неприятные истории, которые нельзя выносить за порог рабочего кабинета. Мы выговариваемся коллегам, поэтому происходит некий замкнутый круг, но у нас есть прекрасный психолог в Отделе МВД России по Туруханскому району. Ей можно позвонить, рассказать о том, что беспокоит, она также высылает психологические тесты, дает методические рекомендации по выходу из сложившейся ситуации.
В моей трудовой практике «на материке», к сожалению, было несколько весьма неприятных ситуаций. Спросите меня сейчас – я не помню деталей. Наверное, это защитная реакция психики, чтобы справиться.
– Даже учитывая малое население и невысокий процент несовершеннолетних в Игарке, наверное, очень тяжело работать в одиночку.
– Да, и физически, и морально. Я нахожусь на дежурстве ежесуточно. Суточное дежурство – нахождение на рабочем месте в соответствии с внутренним распорядком. В ночное время, тебе могут позвонить, вызвать в случае ЧП, которые касаются несовершеннолетних.
Как правило, при отсутствии инспектора ПДН его функции берет на себя участковый уполномоченный полиции. Даже во время отпуска позвонить могут в любой момент, поэтому всегда надо быть начеку. Однажды одна из мам скончалась, и необходимо было дать рекомендации по дальнейшим действиям другим сотрудникам полиции. Специфика деятельности инспектора ПДН – очень тонкая грань оценки опасности для ребенка.
Самое главное оружие у инспектора ПДН – ручка. Всегда нужно записывать новую информацию, которая иногда поступает неожиданно и в огромных количествах, поэтому приходится всегда носить с собой записную книжку и ручку.
– Какие советы можете дать родителям и детям, чтобы они встречались с вами только по хорошим поводам?
– Хочу порекомендовать родителям: научитесь общаться со своим ребенком. Закладывайте эти навыки с самого юного возраста. Даже ведя его за руку в садик, разговаривайте с ним о погоде, природе, задавайте ненавязчивые вопросы о том, чем он занимался и как провел день. Если это делать ежедневно, на системной основе, повзрослевшему ребенку потом не надо будет задавать вопросы, он сам придет к вам и поделится. Самое главное, научите его доверять вам: «Я – мама, а не враг, и не тот человек, который наказывает. Я услышу тебя, и мы вместе решим твою проблему».
Детям могу только пожелать новые знания. Я всегда рекомендую им сходить в библиотеку, чтобы они черпали информацию из проверенных источников. Сотрудники библиотеки всегда помогут в этом, направят, чтобы не произошло искажения картины мира из-за некачественных информационных ресурсов.
Надо относиться друг к другу с уважением. Родители не должны оскорблять своего ребенка и других членов семьи, тогда и дети не понесут брань в общество. Что мы закладываем в семье, то и получаем в итоге, ведь ребенок – это губка, которая впитывает окружающий мир. Конечно же, могу посоветовать вести здоровый образ жизни, это тоже немаловажно.
– Спасибо за беседу.
Да, служба у инспектора подразделения по делам несовершеннолетних тяжелая. «Мы уже, как большая игарская семья», – сказала Елена Николаевна в интервью, и это действительно так. Мы пересеклись с ней уже после беседы, в городской библиотеке, где Елена Николаевна была не одна. Одна из девчушек, стоявших рядом, гордо заявила: «Это наша мама, мы с ней сегодня!»
В профессиональный праздник хочется пожелать всем сотрудникам подразделения по делам несовершеннолетних безграничного терпения и эмоциональной стойкости. Дети – наше будущее, и именно вы помогаете этому прекрасному будущему сбыться!
Н. НЕПОКРЫТЫХ.
Фото Е. МАРИИНСКОЙ, редакции газеты «Игарские новости».