«Мне искренне захотелось ощутить и сделать что-то новое». Интервью с лауреатом районного конкурса «Учитель года»

«Мне искренне захотелось ощутить и сделать что-то новое». Интервью с лауреатом районного конкурса «Учитель года»

В начале марта прошел районный конкурс профессионального мастерства педагогов Туруханского района в 2023 году «Учитель года», который также являлся и муниципальным этапом Всероссийского конкурса «Учитель года России». Множество талантливых педагогов, настоящих мастеров и профессионалов своего дела представили проекты на суд жюри. Педагога из Игарки, принявшего участие в «Учителе года» и ставшего лауреатом III степени (разделив это место еще с одной конкурсанткой) знают почти все обучающиеся средней школы имени В. П. Астафьева. Анна Сергеевна Глотова – учитель математики и физики, преподает уже более 20 лет. Мы встретились с Анной Сергеевной и побеседовали о прошедшем конкурсе, профессиональной деятельности и (не)важности первых мест.

– Здравствуйте, Анна Сергеевна. Расскажите, как вы пришли в преподавание? Участвовали ли ранее в конкурсах педагогического мастерства?

– Я окончила ВУЗ в 2001 году и приехала в Игарку, а значит в образовании уже 22 год. Ранее участвовала в профессиональных конкурсах: первый раз через полтора года после начала педагогической деятельности, когда конкурс «Учитель года» позиционировался как городской, потом около 5–6 лет назад, и в этом году в районном конкурсе.

В то время, когда в Игарке существовало несколько школ, он проходил в совершенно другом формате, это было целое действо. Визитная карточка, мастер-класс, описание своей деятельности присутствовали всегда, но раньше составлялись материалы и конспект урока, к ним прикладывались фотографии, то есть педагоги разрабатывали свой урок больше в печатном варианте. В последние годы, в том числе в связи с переходом на новые формы аттестации, изменилась и форма занятия: требовался видеофрагмент урока до 35 минут.

Если честно, моей «скрытой целью» являлось не столько обучение методике, новым приемам, а сколько посмотреть на себя со стороны. Ведь, на самом деле, со стороны педагоги, да и не только, себя видят редко. Мы создаем впечатление и можем послушать лишь оценки учеников. Но, как правило, если присутствуют какие-либо недостатки, дети этого не высказывают. В момент, когда отбирался материал, который должен охватить максимум идей, того, чем я действительно готова поделиться, было очень страшно взглянуть на себя. Наверное, это один из тех, моментов, когда мне искренне захотелось ощутить и сделать что-то новое.

Еще хотелось бы посмотреть уроки других учителей, не обязательно победителей. Когда я готовилась к районному конкурсу, то просмотрела очень много работ, ранее заявлявшихся на конкурс «Учитель года России», это интересно, можно подметить много нового, неожиданного.

– Какую методику работы вы предложили на открытом занятии?

–Во-первых, если мы говорим о современных тенденциях, то в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов есть определенная направленность на практическую значимость, применение в реальных жизненных ситуациях знаний, полученных на уроке. Во-вторых, мы развиваем новое направление – функциональную грамотность, делимся с коллегами приемами ее развития на уроках.

Мое занятие включало в себя развитие исследовательской деятельности и креативного мышления учащихся на уроке математики и математической грамотности.

– Как проходила подготовка к открытому занятию? Требовалась вам или детям моральная поддержка? Обсуждали ли вы с ними ход урока?

– В образовательном плане мы не готовились по-особенному. Все, что мы делали на уроке, новое для ребят.

Дети из 6 класса, с которыми я работала, очень эмоционально чувствительные, скажем так, с большим уровнем тревожности. Тем не менее они очень любознательные, подвижные.

Важно, чтобы они чувствовали себя комфортно во время занятия, при этом осознавая, что их снимают и для чего снимают. У нас есть опыт открытого урока в 5 классе, но тогда я не предупредила о том, что кто-то придет на него. Не ожидала, что они настолько «потеряются» и будут нервничать. Еще раньше, в начальной школе, эти дети участвовали в конкурсе. Может быть, они слишком переживали, будучи маленькими, а потом перенесли тревогу на «сейчас».

Поэтому подготовка к занятию требовалась больше психологическая.

– Какого результата вы ожидали, отправляя свою работу на конкурс?

– Честно говоря, не задумывалась. Раньше у меня стояли очень амбициозные цели, всегда стремилась к первому месту, минимум – второму. Сейчас участие не ради результата или места победителя. Хотелось просто получить опыт, попробовать приемы, поработать с детьми. Подготовка такого занятия занимает очень много времени, каждый день подобное делать сложно, а тут появилась возможность.

В любом конкурсе есть какие-либо подробные критерии, которым необходимо следовать. В Положении конкурса «Учитель года – 2023» они подробно расписаны, но, например, четкой инструкции, где должно быть так, а не иначе, нет.

Поэтому я все время пыталась понять, что от меня хотят. В этот раз сложилось впечатление, что наконец-то я поняла ожидания организаторов от участников конкурса. Появилась ясность в отношении правильной подачи материала, максимально выигрышной.

Наверное, это касается любого выступления. Мы можем многое знать, но не уметь преподнести так, чтобы это вызвало отклик. У меня же появилось осознание, как именно увлекательно для детей представить свой опыт. Хотелось, чтобы и им было классно, и мне интересно.

Идея урока вынашивалась с начала декабря. До самого января картина занятия все еще не складывалась: в голову приходило столько идей, почти десяток сценариев уроков в разных классах и на разные предметы. Вроде все: вот это нравится, определилась. Потом проходит время: нет, неинтересно. Сажусь за работу снова. Мне кажется, такие творческие муки – самое сложное для участников конкурса.

– Думаю, что этот творческий поиск, возможно, ценнее, чем абсолютная победа.

– Да, я с этим абсолютно согласна. После просмотра просто бесконечного количества занятий от других людей меня восхитило то, что делают педагоги нашей страны. Возможность научиться новому в процессе самообразования, узнать какую-либо информацию и образовательные приемы, о которых ты раньше даже не слышал и не догадывался, – бесценный опыт.

Еще один плюс – поддержка со стороны детей. Они очень переживали, каждый день спрашивали: «Анна Сергеевна, а результаты уже есть?», «Анна Сергеевна, вы же победили?» Они были просто уверены в том, что я заняла 1 место.

Потом, когда результаты опубликовали в социальных сетях, мой ученик первым скинул мне ссылку почти ночью. Сразу посыпались поздравления от детей.

На конкурсе присутствовала обязательная часть – самоанализ, в котором педагоги отмечали плюсы и минусы своего открытого занятия. Все ли из задуманного получилось воплотить у вас?

– Что касается плюсов, то они скорее личные: что я ожидала увидеть – увидела. А из минусов… При просмотре видео обнаружились определенные проблемы в речи. Не критичные, но для меня заметные.

Когда мы монтировали с Костей видео (Константин Кузнецов – один из обучающихся средней школы имени В. П. Астафьева – прим. автора), то я спросила: «Ты же замечаешь, что я так делаю, почему не сказал об этом?» Он ответил: «Не знаю». Дети тоже могут не все отметить: привыкают или стесняются. Как я и говорила, со стороны очень полезно посмотреть на себя, особенно чужими глазами, но к этому нужно подготовиться.

Что касается урока, в целом все прошло, как и планировалось. Но я отметила, что заданий подготовлено многовато, а их достаточно высокий. Из-за этого процесс затянулся, а занятие рассчитывалось по времени, и физминутку пришлось убрать.

Причем я знаю эту проблему давно: люблю дать задания сложнее, чем нужно. Всегда это отмечали и коллеги, даже с момента участия в самых первых конкурсах. Над этим проводится работа, но всегда кажется, будто дети способны делать куда больше.

– И последний вопрос, косвенно мы уже его затрагивали. Насколько вообще для вас важно место победителя конкурса «Учитель года»? Какие выводы вы сделали по итогам?

– Поучаствовав в большом количестве конкурсов, несмотря на совершенно разный уровень, состав жюри, у меня сложилось впечатление, что очень многое зависит от того, кто оценивает. Абсолютно объективной оценки невозможно достичь, все равно присутствует человеческий фактор. Несмотря на создание больших оценочных комиссий для снижения субъективности, полностью ее исключить нельзя. Особенно в творческой работе. То, что для меня нормально и обыденно, может оказаться для другого неприемлемым.

Подобное случилось в начале моей работы: общение с детьми и выстраивание педагогического процесса очень отличалось от работы других педагогов. С высоты опыта понимаю, что новое, отличное от нашего взгляда воспринимается негативно. Очень сложно отнестись с пониманием и дать положительную оценку, если что-то вызывает у тебя отторжение и кажется неправильным.

Спустя столько лет складывается впечатление, что место победителя – не показатель квалифицированности педагога, даже в профессиональных конкурсах. Можно классно преподавать, но не занимать призовые места по любым причинам. Это работает и наоборот: педагог может забирать награды везде и всюду, но отношения с детьми у него не очень. Здесь и возникает вопрос: «Что важнее?» Хотелось бы, конечно, баланса. Мне кажется, когда он достигается, это и есть идеальный педагог.

Все субъективно, поэтому гнаться за каким-либо местом не имеет смысла. К тому же точка зрения меняется со временем: если раньше для меня это казалось важным, то теперь отношение абсолютно спокойное.

Когда я первый раз участвовала в конкурсе профессионального мастерства, то хорошо запомнила свои чувства. Всего участие приняли 26 человек, я заняла 7 место и очень расстроилась, плакала: «Что это такое, как? Не призовое, но хоть четвертое, ведь там такие мэтры, а у меня полтора года стажа».

Уже потом совершенно разные люди стали обращать мое внимание на то, что действительно важно: 26 человек, и я даже не в середине, а очень близко к началу. Опыт работы тогда был еще маленький, только окончила ВУЗ, а там участвовали люди с огромным стажем. Мне стали показывать, что на самом деле результат весьма достойный. Долго не соглашалась, конечно, а сейчас понимаю, что они правы.

Я просто работала для детей. Хотелось сделать интересно, здорово, а не только для первого места. Может, это не всегда хорошо, ведь цели важны, человек должен к чему-то стремиться, но в этом случае, первое место было не столь важно. Интерес вызывали дети, их реакция, комфортная работа без лишнего напряжения, чтобы они не ждали только окончания урока. Я чувствовала, что они нервничали, но держались хорошо. Спасибо им за активность и за то, что они вообще согласились, выдержали такой стресс.

– Спасибо за интересную беседу. Желаю дальнейших успехов!

Н. НЕПОКРЫТЫХ.
Фото А. ГЛОТОВОЙ.