…И дот замолчал

…И дот замолчал

Александр Матросов! Кто не знает этого имени?! Это он, воспитанник Ленинского комсомола, в решительную минуту боя своим телом закрыл амбразуру вражеского дота 23 февраля 1943. И после него еще около двухсот советских воинов повторили этот бессмертный подвиг… По примеру Матросова закрыла вражескую огневую точку семнадцатилетняя Афина Тоска – боец греческой демократической армии. Такие подвиги совершали воины Корейской народной армии и китайские народные добровольцы, защищая Корею от американских бандитов.

Но очень немногие знают, что за три месяца до Матросова такой подвиг был совершен другим советским воином – Петром Барбашовым, имя которого связано с заполярным городом Игаркой.

Родился Петр в селе Большой Сюган Венгеровского района Новосибирской области. После окончания семи классов работал в колхозе «Память Кирова», затем заведовал избой-читальней, был секретарем сельского Совета.

В 1937 году приехал в Игарку и попросился на работу в порт. Один из грузчиков, высокий, широкоплечий детина, глядя на тонкую, среднего роста фигуру Барбашова, с усмешкой сказал:

– Куда же тебе в грузчики?

Видя, как Петр густо покраснел, пожилой рабочий заступился за юношу:

– Будет тебе, насмешник! Не обижай новичка. Раз парень решил стать грузчиком, значит будет. И не хуже тебя.

Петр быстро освоился в новой обстановке. Работал прилежно, заметно окреп и стал полноправным членом рабочего коллектива. Пролетели два года. Пришла пора идти Петру в Советскую Армию. Очень радовался он, когда узнал, что будет служить в пограничной части. Военному делу учился старательно. Быстро овладел винтовкой, автоматом, пулеметом, отлично бросал гранату. Он сознавал, что все это пригодится в борьбе с нарушителями границы.

Вскоре Петру присваивают сержантское звание и назначают командиром отделения, а комсомольцы избирают своим секретарем. Несмотря на молодость, он стал отличным агитатором и умелым воспитателем бойцов.

Осень 1942 года. Тяжелая пора для нашей Родины. Немецко-фашистские полчища рвутся к Волге и Кавказу. Защищая подступы к столице Советской Осетии, стойко сражается 34-й мотострелковый полк Орджоникидзевской дивизии войск НКВД.

После одного из боев, сидя в блиндаже, младший сержант Барбашов писал:

«Прошу принять меня в ряды партии Ленина, так как я хочу в предстоящих боях с немецко-фашистскими оккупантами драться коммунистом. Даю слово, что на подступах к городу Орджоникидзе буду истреблять фашистов так, как истребляют их наши славные гвардейцы. В борьбе за общее дело нашей Родины, за дело большевистской партии я не пожалею своей крови, а если потребуется, то и самой жизни».

Партийная организация единогласно приняла комсомольского вожака кандидатом в члены партии.

Седьмое и восьмое ноября Петр Барбашов провел в боях. Это были дни празднования 25-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Молодому коммунисту вспомнилось, как праздновали эти дни в его родном селе, в Игарке, в пограничной части. И сердце Петра наполнилось гордостью за то, что он с оружием в руках защищает сейчас завоевания Великого Октября от коричневой чумы.

Утром 9 ноября подразделения полка предприняли контратаку с целью отбросить гитлеровцев с занятых ими выгодных рубежей. Прокладывая путь наступающим, под покровом утреннего тумана шло впереди роты отделение Барбашова.

Сплошной завесой огня из всех видов оружия встретил враг советских воинов. Со всех концов летели пули и осколки мин. Часть огня противника была подавлена, но немецкий дот справа, не умолкая ни на минуту, вел ожесточенный огонь. Наши залегли.

– Что ж, так и будем лежать? – ни к кому не обращаясь, проговорил Барбашов и быстро пополз вперед. Когда расстояние между Петром и дотом сократилось до двадцати метров, он бросил одну за другой две гранаты. Дот сначала замолчал, и бойцы двинулись было вперед. Но вот он вновь ожил, изрыгая смертоносный свинец. Два боевых товарища Барбашова Давыдов и Мов упали мертвыми.

Петр вскочил и бросился вперед, к доту, но тут же закачался: струя огня обожгла обе ноги. Едва он успел опереться о землю левой рукой, как вражья пуля пробила ее. Автомат выпал из рук младшего сержанта. На мгновение его внимание отвлекла кровь, наполнявшая рукав и голенища. «Я не пожалею своей крови…» – вспомнил сибиряк слова клятвы при приеме в партию. Еще отчетливее, чем прежде, увидел перед собой Петр ствол вражеского пулемета. И откуда взялась у раненного в обе ноги и руку младшего сержанта сила для последнего, стремительного броска вперед! Он вскочил и грудью своей закрыл амбразуру вражеского дота. И дот замолчал.

Воодушевленные великим подвигом своего товарища, бойцы-чекисты ворвались в окопы гитлеровцев и разгромили их.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1942 года младшему сержанту Барбашову Петру Парфеновичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Память сибиряка Петра Барбашова священна для трудящихся Северной Осетии. Его именем названы улица и средняя школа. На могиле в городе Гизель воздвигнут памятник.

Подполковник И. ДЖОГА.
«Коммунист Заполярья», 9 мая 1963 г.