Боевой путь

Боевой путь

Мир – это счастье, это звонкий смех ребенка и покорение своенравного Енисея, это золотое поле пшеницы и учебники на парте. Так давайте сегодня, в День Победы, поговорим о тех, кому мы обязаны этим счастьем, – о людях, в суровые годы войны взявших в руки оружие.

Мы не всегда их теперь узнаем, потому что они скромны и не говорят о себе, потому что сейчас главное – бои на трудовом фронте. А ведь среди нас много бывших фронтовиков, и мы встречаем их каждый день, как встречают работники биржи пиломатериалов начальника первого участка Алексея Григорьевича Гончаренко.

Среднего роста, худощавый, с ясным взглядом внимательных глаз и преждевременными бороздками на лице, он прошел тяжелый и славный путь в годы Великой Отечественной войны и завершил его в Берлине.

Война застала А. Г. Гончаренко под Москвой, где находился он с курсантами общевойсковой школы младшего комсостава. А потом – Белая Церковь, грохот и пламя яростных бомбежек…

Память цепко хранит бой у балки Смерти, как потом ее окрестили солдаты. Пьяные, остервенелые, стеной шли немцы в психической атаке. Сколько их было – не счесть. Враг бросил несколько батальонов, надеясь сломить упорное сопротивление противника. Все новые и новые ряды немцев коваными сапогами вбивали в землю шаг. И тут заговорили «Катюши»! Врагу ничто уже не могло помочь…

А бой у Северного Донца, когда пули, как злые осы, жалили насмерть… Вот старшине выбило оба глаза. Рядом упал друг и земляк. «Костя! Костя!» – хотел закричать Алексей, но не смог. Страшная боль ослепила его.

Тяжело раненный, пролежал он в болоте 14 часов. Подобрали свои, выходившие из окружения.

Гончаренко сохранил на всю жизнь в сердце своем имя солдата Дрендюка, спасшего его тогда. Уже потом, в 1954 году, работая на Сибтяжмаше в Красноярске, встретил человека, чем-то очень дорогого, но вот никак не мог вспомнить – чем. И когда человек улыбнулся, узнал – это он, Дрендюк. Какой счастливой была встреча!

А тогда… Под тонкой березкой похоронили красноярца Костю на девятые сутки, ослабев от ран и голода, вышли к своим.

Госпиталь в Астрахани. А потом привела дорога Алексея в Калмыцкую степь. Пережил Гончаренко и палящий зной, и страшную жажду: там воевали не только за рубеж, но и за каждый колодец с водой, отбивая его от врага.

И вот оно пришло наступление. Враг покатился на запад, еще более яростно сопротивляясь.

За героизм и находчивость, проявленные в бою на реке Миус командира орудийного расчета Гончаренко наградили орденом Отечественной войны II степени. Здесь снова он был тяжело ранен.

А потом Днепропетровск, Одесса, Яссы, Кишинев… Тяжелые бои у Днестра. Закончив школу младших лейтенантов, Алексей Григорьевич снова вернулся в ту же часть.

За бой с «Фердинандом» Гончаренко был награжден орденом Красной Звезды, и еще орден Отечественной войны II степени вручили ему за бой у деревни Кинице на Одере.

Да, разные были пути у сынов Родины в дни Великой битвы за Победу, но каждый из них, опаленный огнем пожарищ, обагренный кровью, был славным, как славен был путь Алексея Григорьевича Гончаренко.

В. МАНДРЫКО.
«Коммунист Заполярья», 9 мая 1963 г.