В Доме культуры и досуга прошел спектакль «Дорога теней»

В Доме культуры и досуга прошел спектакль «Дорога теней»

Спектакль «Дорога теней», представленный на сцене Дома культуры и досуга г. Игарки, посвящался периоду Второй Мировой войны, главным лейтмотивом представления стали рельсы. На протяжении всего действа они превращались во множество символов, олицетворяющих груз и боль сороковых годов: часы, лестницу, оковы, дорогу. В исполнении актеров «Катарсиса» прозвучали записки из концлагерей «Вольные переложения несказуемого» (автор Ганс Гюнтер Адлер), стихи из концлагеря в вольном переводе Виктора Кагана и Григория Злотина. Участникам театральной студии «Катарсис» удалось не только погрузить зрителей в атмосферу военных лет, но и точно передать все эмоции, помочь каждому глубоко прочувствовать историю, воплощенную на сцене.

Мы поговорили с Софьей Михайловной Гавриловой, режиссером массовых мероприятий Дома культуры и досуга. Именно ей принадлежит идея и сценарий спектакля «Дорога теней».

– Здравствуйте, Софья. Расскажите, сколько времени заняла подготовка к спектаклю, как сильно менялась идея по ходу работы над «Дорогой теней»?

– Подготовка заняла месяц. Мы от начала до конца придерживались направления, основных решений. Например, рельс, которые выступали в роли лестницы, решетки, оков.

Вообще, когда разводятся спектакли, первым этапом идет читка сценария. Я работаю по иной системе: даю актерам впечатления. В силу возраста у некоторых участников «Катарсиса» нет опыта в каких-то вещах, а кто-то вообще не знает, что такое концлагерь. Поэтому сначала я рассказываю то, что сама узнала, ввожу их в тему, вместе смотрим видеоролики, фильмы. Девчонки подготовились к спектаклю морально, знали, о чем говорят и для чего.

Я даже делала отсылки к фильму «Мальчик в полосатой пижаме», а именно момент с давкой, когда героев фильма сгоняли в баню. Зарисовка, когда девушка спускалась с куба одна, как будто пряталась от остальных – это тоже частично оттуда. Были и другие отсылки, которые, к сожалению, не «просмотрелись» из зала: момент с медицинским крестом, когда руки из-за ткани складывались в фашистский знак.

Некоторые из ребят стали дебютантами, одна из девочек вообще впервые на сцене, но сразу попала в такую серьезную тему, у половины есть опыт участия только в игровой форме – тем не менее, все хорошо справились.

Девочки из «Катарсиса» – молодцы. То как они раскрылись, смотрели на людей в зале… Мы с ними, конечно, работаем над этим, но и творческий кураж дает о себе знать. Они поймали реакцию зрителей, и им это возвращалось.

– Игарчане часто видят «Катарсис» на сцене, а в преддверии Дня Победы пройдет еще множество мероприятий, напоминающих нам о днях войны. Присутствовала ли боязнь самоповторов: в концептуальной или технической части?

– У меня есть определенный авторский почерк, и наши постоянные зрители уже его узнают. Категоричных повторов нет, мы просто можем взять похожие приемы.

– Как известно, режиссер видит изначальную постановку по-своему, актеры впоследствии всегда вносят что-то свое, личное. Зритель же может понять идею, которую ты хотел донести, иначе. Что вы изначально хотели вложить в «Дорогу теней»?

– Я заинтересовалась историей концлагерей, когда окончила школу. Почему-то о них не говорили подробно: «Да, существовали концлагеря, например, Освенцим» – вот так обычно рассказывают в школе, особой углубленности нет. Я случайно наткнулась на тематический видеоролик, начала в этом копаться, стало интересно. Со временем поняла, что «хорошего финала» нет даже для тех людей, которые выжили. Концентрационный лагерь – то, что поражает на всю жизнь. Дальше только два выбора: жить с болью или отдавать ее людям как надежду. Моя главная мысль, которую хотелось заложить в спектакль: если люди смогли преодолеть такое горе, пережить абсолютно нечеловеческие условия, то в сравнении любая житейская мелочь покажется незначительной.

Это моя сверхзадача, с которой люди выходили бы из зала. Мы вели тему от начала, показывая гонение евреев, взятое за основу. Ведь сначала им предлагали уехать в трудовые лагеря, что не кажется таким страшным. Но осознание приходит позже.

В спектакле, когда актеры спускались с лестницы, мы изображали давку и давление окружающего пространства, в «вагонах» не находилось свободного места, чтобы хоть на минуту присесть. Поэтому все ехали стоя, умирая в дороге от жары, духоты, голода, болезней. Остальные же оставались с ними бок о бок до конца поездки.

Как я уже говорила, страх начинается уже с замкнутости вагона, и дальше продолжается, не отпуская людей от этого чувства. По итогу, из лагеря никто не вернулся тем, кем приехал.

– Удалось ли воплотить все, что задумывалось?

– На данный момент, моя основная проблема – возможности зала ДК. Наш фонарь – тоже одно из основных решений – я крепила на стойку, прикрывала тканью, чтобы что-то лишнее не замечалось со зрительских мест. В профессиональном зале оборудование крепится на специальный крюк. Кубы и лестницы мы делали с волонтерами, это не какой-то специализированный реквизит. На генеральной репетиции дно одного из кубов просто провалилось.

Также сдерживает, что отсутствует выход из сцены. Начинающим хорошо учиться на таком зале, но раскрывая сложные темы, как в «Дороге теней», я думаю, нужен зал больше, чтобы достичь еще большего эффекта.

– Думаю, в следующем спектакле этот опыт пригодится, а ошибки вы учтете.

– Да, мы будем повторять «Дорогу теней», но после майских праздников. В начале мая планируем спектакль, посвященный Великой Отечественной войне.

Хотелось бы, чтобы люди больше посещали представления. Мы стараемся, делаем, но отклика нет. Качество спектаклей хорошее, на них действительно стоит сходить, особенно в нашем маленьком городе, где особо нет культурных развлечений вроде кинотеатра, филармонии. То количество зрителей, которое пришло на «Дорогу теней» – это нормально, не «вау, премьера», но очень хороший показатель. Мы делали спектакль на военную тематику в прошлом году, тогда зрители сидели прямо на лестницах, зал с трудом вмещал гостей.

Я надеюсь на аншлаг при повторе «Дороги теней». Мы пишем статьи в социальных сетях, распространяем информацию по своим личным страницам. Расстраивает, что мало людей ходит, а в остальном я считаю спектакль очень удачным. Редко я настолько сильно довольна.

– Видно, что подобные темы вам глубоко не безразличны.

Да, тем более, я давно хотела воплотить идею с железной дорогой. Еще во время спектакля, рассказывающего о блокадном Ленинграде и спасительной дороге на льду Ладожского озера, у меня родилась подобная идея. Только если там Дорога жизни, то у нас – дорога смерти. Вдохновлялись и «Стройкой № 503». Мне показалось такое совпадение символичным, особенно тут, в Игарке.

– Большое спасибо за беседу.

Н. НЕПОКРЫТЫХ.
Фото автора.