Гражданская авиация Игарки: путешествия, задержки рейсов и полеты на северный край Земли

Гражданская авиация Игарки: путешествия, задержки рейсов и полеты на северный край Земли

В зимнее время воздушный транспорт – единственный способ связи с другими населенными пунктами для игарчан. Летом немного проще: добавляются пассажирские теплоходы, но все же самолет остается наиболее быстрым способом покинуть город. Только ежегодно дорога до аэропорта неблизкая и занимает почти полчаса.

Сам аэропорт «Игарка» – двухэтажное белое здание, находящееся на территории Игарского острова одноименной протоки Енисея. Напротив и рядом – еще несколько аккуратных строений таких же светлых тонов. Подъезжая к аэропорту, сразу ощущаешь то, как выделяется это место на фоне домов старого города и кирпичных многоэтажек микрорайонов: все современно и совсем как на «большой земле».

Мы побеседовали с руководством аэропорта накануне профессионального праздника Дня гражданской авиации, который в этом году отмечен приставкой «100-летие со дня основания». Именно 9 февраля 1923 года Совет труда и обороны принял постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации». Так и начался официальный путь гражданской авиации в России, но фактически ее зарождение произошло куда раньше этой даты.

На вопрос о том, что же скрывается за термином «гражданская авиация», и что представляет из себя эта сфера, Максим Владимирович Аксёнов, директор филиала «Аэропорт «Игарка» АО «КрасАвиаПорт», с добродушной снисходительностью улыбается: «Гражданская авиация необходима, особенно в наше время. Для перевозки людей, путешествий, доставки грузов и почты, работы и обеспечения всем необходимым труднодоступных районов страны. Люди пользуются услугами гражданской авиации почти ежедневно.

На сегодняшний день, основные наши задачи – обеспечение взлета и посадки воздушных судов, их техническое обслуживание, подготовка к вылету пассажиров. В нашу работу входит и охрана объектов, содержание специального транспорта, обеспечение безопасности людей, контроль состояния летного поля, чтобы самолет мог взлететь и сесть без каких-либо происшествий, – пояснил директор аэропорта. – Есть такое выражение: «безопасность полетов обеспечивается на земле», – это очень справедливо для нашей работы».

Подобное выражение действительно как нельзя лучше отражает все разнообразие жизни аэропортов, ведь многие люди при разговоре о сфере гражданской авиации вспоминают только пилотов в форменных кителях и бортпроводников, проводящих инструктаж. Однако в жизни все куда сложнее. Деятельность аэропортов можно сравнить с огромным механизмом, который включает в себя множество мелких деталей-шестеренок, которые зависят друг от друга. Не повернется первая, – останется на месте и вторая.

Это подтверждает и директор аэропорта Игарки, как никто другой, знакомый со всеми особенностями «внутренней кухни»: «Обыкновенные водители, слесари, технический состав, следящий за состоянием летного поля, дежурные, работающие с пассажирами, грузчики, уборщицы воздушных судов, диспетчеры организации перевозок, консолидирующие всю работу на перроне, аэронавигация, управляющая движением воздушного судна, – все эти профессии необходимы. Без их работы самолет просто не полетит».

Известно, что нередко профессиональная деятельность накладывает свой отпечаток на личность человека. Максим Владимирович объяснил, что каждый сотрудник понимает свою значимость, отвечая за определенную часть общей работы: «Некоторые несут не только административную, но и уголовную ответственность. Думаю, мировоззрение это меняет».

Как и многим организациям города, аэропорту не хватает новых сотрудников. Большинство человек работает вахтовым методом, проживая вдалеке от Игарки и ближайших населенных пунктов. Игарчан очень мало даже среди дежурных, водителей, грузчиков. На сегодня «недобор» в кадрах около 100 человек. А ведь спектр профессий широк, социальные условия, программы и льготы для молодежи довольно хорошие, рассматриваются кандидаты (в том числе и девушки) с разным уровнем образования, главное, проявить инициативу в вопросе трудоустройства.

Перспективы у аэропорта однозначно есть. Даже в трудные времена для отечественной авиации через игарский аэропорт проходили трассы, шедшие на восток, он нередко бывал «запасным» для Норильска. Удачное географическое расположение делает его незаменимым. По словам директора аэропорта, пассажиропоток за 2022 год составил 306 209 человек, за 2021 – 257 409, за год коронавирусных ограничений 2020 – 147 000, за 2019 – 300 000.

Общее развитие гражданской авиации России отражается на примере Игарского аэропорта довольно явственно даже без статистики: достаточно сравнить архивные снимки и современные фотографии. Все же освоение месторождений, которыми богат север, и необходимость связующего транспортного пункта играют значимую роль в вопросе развития.

Только работа маленького аэропорта в заполярных широтах отличается от той, которую мы все привыкли видеть в аэропортах крупных городов. Из этого следует закономерный вопрос: какие же особенности есть в подобной работе?

«В первую очередь, это метеоусловия, – отмечает Максим Владимирович, – под которые нам приходится подстраиваться. Морозы, ветра, метели и снег – для таких ситуаций мы имеем все необходимое, чтобы аэропорт мог работать. Благодаря новейшему оборудованию для взлета и посадки, для самолетов практически нет ограничений, связанных с климатическими условиями. У вертолетов присутствуют определенные лимиты и требования».

Современная гражданская авиация делает все необходимое для преодоления подобных преград, и на данный момент, воздушный транспорт все еще самый безопасный. Однако беспокойство и тревога перед вылетами никуда не уходят, даже если мы ясно осознаем всю их надуманность. Объяснить это можно тем, что авиапроисшествия широко освещаются в СМИ, а после внушительных кадров с места крушений человек легко ищет связь потенциальной опасности и самолета.

«Безопасность – это целый комплекс мероприятий, который проводится и летным составом, и наземным персоналом. Пилот никогда не станет управлять судном, в котором есть даже намек на неисправность. Существует трехступенчатый контроль, прежде чем самолет вылетит. И на этих «ступеньках» задействовано множество специалистов. Если у них возникают разногласия, малейшие сомнения, то полет отменяется, – рассказывает о наблюдении за состоянием воздушного судна Максим Владимирович. – Да, иногда пассажиры могут возмущаться из-за задержек рейсов, но часто это происходит как раз по причине проверок безопасности, которые необходимы и важны. Мы переживаем за жизнь наших пассажиров и, конечно же, не задерживаем рейсы специально», – шутит он.

На этой позитивной ноте наша беседа с Максимом Владимировичем закончилась, впрочем, как и полагалось теме разговора: под объявление диспетчером рейса и звук винтов вертолета на взлетной полосе за окном.

«Хотелось бы поздравить в этот праздничный день, 100-летие гражданской авиации России, всех работников аэропорта «Игарка», ветеранов, летный состав, технический состав. Пожелать вам и вашим близким здоровья, благополучия, счастья, успехов в столь трудном и ответственном труде», – Максим Владимирович Аксёнов, директор филиала «Аэропорт «Игарка» АО «КрасАвиаПорт».

Н. НЕПОКРЫТЫХ.
Фото автора.