В маленькой Игарке – большая выставка

В маленькой Игарке – большая выставка

«Романтик. Монументалист…мне кажется, никто так сильно не любил Игарку, как он…» (Михаил Волгин, председатель правления Норильской организации «Союз Архитекторов России»). Эти слова – о художнике Евгении Каунченко, выставка которого, названная «Нехоженый маршрут», открылась в ЭВЦ Музея вечной мерзлоты в День рождения автора, 20-го декабря и продолжает работать весь январь.

А это – еще отзывы, пришедшие на почту: «Как нам всем нужна эта выставка! Огромное спасибо!» (Елена и Юрий Афоновы, художники, Санкт-Петербург); «Удивительные работы! Светлая память Евгению» (Наталья Олешко, художник, Новосибирск).

Не менее ценны и искренни строчки, написанные и игарчанами о том, как неожиданно было увидеть мир глазами художника, как это удивительно и здорово. Сам автор чурался публичности, не любил ни «подводить итоги», ни говорить о себе. Тем не менее для любого художника всегда очень важно, когда его работы видят люди.

В 2000-м году в Дудинке и Норильске выставка Евгения Каунченко «Розовая чайка» собрала огромное количество зрителей. До этого здесь, в Игарке, были выставки: совместная – с Владимиром Бичевым в 1976-м году; в начале 90-х – в первом стихийно созданном самими художниками выставочном зале; потом – в Музее вечной мерзлоты: работы выставлялись и выставляются в составе постоянных экспозиций; в 2019-м – на музейной выставке, посвященной 90-летию Игарки, «Притяжение Севера».

 «Нехоженый маршрут» – это более восьмидесяти работ художника, отобранные из огромного количества графики и живописи. Устроителям выставки хотелось, чтобы зритель увидел разнообразие жанров и тем, вариаций, техник и подходов автора к раскрытию любимых сюжетов. Север. Романтика Севера, романтика путешествий – эти слова звучат для многих непонятно в наше прагматичное и жесткое время. Настоящая Романтика – это любовь к жизни, вера в человека и в красоту. Для меня символ этой жизнеутверждающей веры на выставке – линогравюра «Двое». Фигуры седоков, своей сказочностью напоминающие мифических древнегреческих кентавров, на фоне низкого горизонта бескрайней тундры, залитой лучами весеннего солнца. Поэтический образ Человека, его истинное Человеческое достоинство выражены немногословным языком печатной графики.

Серия маленьких натурных этюдов «Таймыр» (1975 г.) – точка отсчета для многих и многих работ, выполненных позже: «Отдых», «Оленевод», «Дети Таймыра», «Далекое стойбище», «Тундра» и другие. Находясь в творческой командировке на Таймыре с омским живописцем В. И. Бичевым, художник пополнил свой арсенал десятками чистейших по цвету этюдов. Тяжелейшие условия таймырской зимы, передвижение вместе с кочевниками по тундре, ежедневная физическая работа наравне со всеми и маленький этюдник с замерзающими на морозе красками – цена впечатлений от удивительного мира Арктики. Десятки линогравюр появились потом на основе этого бесценного этюдного материала. Цветная линогравюра с одной доски стала излюбленным видом графики, в котором автор позволял себе смело экспериментировать: успевал работать одновременно над несколькими цветовыми вариантами, пока доска (линолеум) не срезалась штихелем почти до основания. Поиск, эксперимент – черты, присущие художнику и в живописи. Классический подход к работе над холстом соседствует на выставке с новаторскими «квадратиками», из которых мозаично выложены цвет и форма («Летний день», «Солнечный март», «Тюльпаны», «Катя», «Олеся», «Ира и Злата», «Автопортрет»), – техника, разработанная автором, исключает возможность привычного смешивания красок на палитре. Вместо кисти – маленький шпатель и заранее приготовленные колера. Ограничивая себя этими рамками, художник выходил на выполнение задач монументального характера, что совсем непросто на маленьком формате. Монументальность – это собранность взгляда, умение отсечь лишнее, представив зрителю цельный и гармоничный образ (портрет это, пейзаж или натюрморт). Одно из монументальных мозаичных панно автора известно игарчанам. Несколько живописных работ(пейзажи), напоминающих эскизы к будущим панно, не вошли на выставку из-за своих размеров…

Два больших полотна (предоставленные для выставки Игарской НИМС) «Майская ночь. Чайки» и «Северное сияние. Игарка» – работы, требующие пространства для восприятия. И нынешние просторные залы ЭВЦ (для которых, кстати, художник выполнял эскизы их цветового решения) позволяют зрителю достойно оценить увиденное.

На выставке есть акварель и монотипия. К этим техникам автор прибегал нечасто. Несмотря на это, они очень убедительны: акварель «Сумерки» – как окно в чудесный мир маленькой деревянной Игарки с ее фантастическими закатами. Монотипия «Первый снег» – отстраненный взгляд на холодный мир Арктики, ее спокойствие выражено двумя тонами: плотной массой темной воды и сияющей белизной снеговых облаков и переднего плана с крохотной фигуркой человека.

Серия зарисовок с натуры (цветной карандаш) «Изба на озере Турухан» – сюжеты из ежедневного быта охотников -зимовщиков. Подробности и детали, особая, замкнутая в себе атмосфера таежного зимовья.

Небольшие портретные зарисовки моряков-яхтсменов вместе с гравюрой «Дагмар-Эйн» в Игарском порту» – это серия работ под названием «Экспедиция «Ледовый парус». Фантастичность события начала 90-х – в самом силуэте обмерзшей инеем высокой мачты в морозном розовом свете игарского утра. Игарчане помнят, как странно было видеть в порту среди вмерзших на зимовку катеров изящное деревянное судно с тонкой мачтой под немецким флагом.

Серия натурных этюдов из окна мастерской (на выставке их 32 из более чем 200) – работы 2020–2021 гг. Каждый день года: свет и тень, облака, дождь, искрящаяся вода протоки, туман… – сотни меняющихся мгновений прекрасного мира северной природы. Живописные пейзажи с енисейскими зимними застругами, кипящим весенним солнцем, стынущим от мороза воздухом над безлюдными просторами – чистота цвета полярных широт. Необычные гало и миражи в небе, северное сияние – то, к чему невозможно привыкнуть, что восхищало художника на протяжении всей его жизни, без чего жизнь не была бы так удивительна.

Эта выставка – большое событие для нашего города.
Спасибо всем, кто ее увидел и еще увидит!

Галина Сергеевна ЧЕРКАСОВА