Памяти Сергея Малышева

Памяти Сергея Малышева

Сергей Васильевич Малышев – член Туруханского районного Совета депутатов, бывший кандидат на должность главы города, руководитель механического цеха Игарского лесопильно-перевалочного комбината, сотрудник МП УК «Дирекция муниципального заказа», ООО «Игарстрой», честный коллега, надежный друг и товарищ, любимый отец, муж… Игарчане были знакомы с разными сторонами личности Сергея Васильевича, но многие сходились во мнении: это был исключительный человек, гибель которого – огромная утрата для его родных и близких и не только.

Родился Сергей в Нижегородской области (до 1990-х именовалась Горьковской). В детстве Сережа был, как и все дети – активным и озорным. Однако отношения в семье Малышевых были образцовые: между родителями и детьми царило доверие. «У нас не были заведены физические наказания, просьбы и поручения родителей мы понимали с первого слова, – делится воспоминаниями о детстве родная сестра Сергея Мария Васильевна Евтюнина. – А вот отцу не сиделось на одном месте, он вечно стремился к переездам. Да и, по правде сказать, в те годы Горьковская область была небогата».

Именно поэтому в 1961 году Малышевы сначала переезжают в Тюменскую область, в августе 1964 года уже в Игарку, даже не подозревая, что их сын останется в небольшом северном городке на долгие годы.

Сереже было 10 лет, когда он стал жителем Заполярья. Детство и юность – все прошло здесь, в Игарке, тут же он и окончил 10 классов, впоследствии поступив в среднее профессиональное учебное заведение Красноярска, но бросил учебу спустя 3 курса. Потом же вовсе женился.

На вопрос, почему Сергей не уехал из Игарки, Мария Васильевна приводит множество причин: «Сергей уже считал, что разучился жить на «большой земле», привыкнуть будет тяжело, а в Игарке у него были дела, работа, дети, любимая внучка Ксения. Он хотел, чтобы она получила хорошее образование, окончила обучение, конечно, помогал деньгами. Я уговаривала много раз на переезд, даже звала жить к себе – ни в какую. Когда погибли его жена и сын, это стало просто невозможным. Он сказал, что не уедет, ведь здесь память о них».

Дальше Сергея ждала работа, которой он отдавал много времени, позже деятельность районного депутата, а там и майские выборы 2022 года на должность главы Игарки. Говорить об этом сестре он не стал, но та все равно узнала новость от общей знакомой. Марию такие вести не очень обрадовали, она понимала, что должность требует огромных сил, физических и моральных, которыми Сергей уже не располагал. Но вот огласились результаты выборов, и в семье об этой теме даже не упоминали.

Несмотря на то, что Мария Васильевна уехала из Игарки в 2011 году, связь с братом они поддерживали постоянно: беседовали по телефону, часто приезжали друг к другу в гости. Последний раз Сергей со своей семьей навестил Марию в 2012 году. Через два года погибает его жена Наталья, следом – сын Егор. Многие коллеги Сергея Васильевича списывали все его проблемы со здоровьем на случившуюся трагедию, но как рассказала Мария, проблемы с сердцем – это наследственное в их семье: «Сережа ставил стенты на сердечные сосуды, старался следить за этим, но вот от коронавируса не уберегся – заболел, тяжело это перенес. Вот этот «звоночек» и нашел отклик в будущем».

В последние годы Сергей планировал поездку в Санкт-Петербург вместе с гражданской женой Еленой, хотел встретиться с сестрой, которая будет к тому моменту в Москве, а потом совместно навестить родственников.

«Он будто бы знал что-то, хотел встретиться, поговорить, – задумчиво замечает Мария Васильевна. – Когда мы увиделись в Москве, мне показалось, что он выглядит странно, как-то измученно. Я спросила его, мол, что с тобою, а Сережа ответил: «Все в порядке, просто устал немного». Надо сказать, что его жена Елена значительно повлияла на Сережино состояние, измотав его прогулками и экскурсиями. Я советовала и жене, и дочери Ирине отправить его на медицинское обследование в Красноярск. Да и если бы он пробыл со мною дольше, может, самой получилось бы уговорить. Он же хотел совершить «круг», чтобы взять направление в Игарке, потом бесплатно пройти врачей. Конечно, это того не стоило. Может, не езди он в Петербург, то остался бы жив».

После печальных событий жена Елена уехала, в городе осталась только горячо любимая внучка Сергея – Ксения. Как рассказала Мария Васильевна, Сергей любил ее, «взял на руки с родильного дома и больше не расставался». Хоть Ксения – человек сложного характера, Сергей нашел с ней общий язык и был хорошим дедушкой. Конечно, и для Марии Васильевны Сергей навсегда останется в памяти как хороший брат, который был ее опорой и поддержкой.

Как сказано ранее, среди игарчан Сергея Васильевича Малышева знали как хорошего друга, ответственного руководителя и сотрудника. Один из близких товарищей и коллег Сергея Васильевича по МП УК «Дирекция муниципального заказа» Александр Иванович Каплунов охотно согласился рассказать о своем сослуживце: «Познакомились мы с Сергеем очень давно, можно сказать в прошлом веке, – шутит Александр Иванович. – Мой тогдашний товарищ был его родственником, оба любили рыбачить. Как-то раз они возвращались по морозу с очередным уловом и решили заехать ко мне, погреться. Они-то посидели и поехали обратно, а вот дружба уже связала нас на многие годы вперед. Так и произошло наше знакомство, практически мимолетно. Потом, конечно, стали встречаться с ним куда чаще, вместе начали работать в ДМЗ, хоть он и раньше меня сюда пришел».

На вопрос, каким человеком был Сергей Васильевич вне работы, Александр Иванович дает множество ответов, и все они однозначны: «Сергей – это такой человек-интеллигент, очень общительный, безотказный, до-брожелательный, не знаю того, кто мог бы отозваться о нем отрицательно. Он показывал себя только с лучшей стороны, не был равнодушным, переживал и «болел душой» за нас всех. Коллектив к нему относился замечательно. Это именно тот случай, когда у человека нет врагов, настолько он умел найти к каждому подход. Поэтому Сергей Васильевич был известен не только среди работников учреждений, но и среди простых жителей. Практически все игарчане знали или слышали о нем.

Александр также уделил внимание личности Сергея как руководителя. По его словам, Сергей Васильевич отличался тем, что мог решить почти любую проблему или же находил того, кто мог. Отличительным в нем как раз был дар убеждения. «Любое дело доводилось у него до конца, задачи и разногласия решались быстро. Долгое время он был моим заместителем, да и сам часто оказывался на руководящих должностях. Вот и в механическом цехе, даром, что цех довольно маленький, все на Сергее буквально и держалось. Он был надежным и исключительным человеком. Сослуживцы прислушивались к словам Сергея, и точно знали: в них не будет места пустословию или глупости. Вместе с этим он имел прекрасное чувство юмора, знал подходящее время для шутки. Если на работу кто-то пришел с понурым видом, Сергей не оставлял это без внимания, старался поднять этому человеку настроение, приободрить».

Со слов Александра, в последнее время Сергей изменился: «Он плохо себя чувствовал, хоть и не жаловался никому – не имел такой привычки – но многие знали, что он перенес не только проблемы со здоровьем, но и потерю близких людей. Естественно, он всех уверял, мол, все в порядке, не волнуйтесь за меня, но, как оказалось, это обернулось трагически. Говорить про Сергея Васильевича можно долго и при этом будет приходить на ум только хорошее. Думаю, если бы ему удалось вступить на должность главы города, Игарка бы не пожалела», – напоследок уверил Александр Иванович.

Хорошо отзываются о Сергее Васильевиче даже те, кто знал его «мимоходом». Бывший корреспондент игарского муниципального телеканала Надежда Ильинична Чеснокова отзывается о Сергее исключительно тепло: скромный, отзывчивый и порядочный человек. По долгу профессии она не раз сотрудничала с ним: «К сожалению, близко знакома с Сергеем Васильевичем я не была, общались только по работе, но не припомню случая, когда он отказывался от интервью или не отвечал на поставленные вопросы. Очень жаль, что так рано оборвалась его жизнь. Светлая память игарчанину…»

Похожие слова говорит и председатель Игарского городского Совета депутатов Федор Федорович Сухинин: «Перед своим отпуском я встречался с Сергеем: говорили об Игарке. Он баллотировался тогда на должность главы города и сам уверял, что прекрасно понимает, что в его годы будет трудно работать на такой должности. Несмотря на это, Сергей пообещал приложить все усилия для улучшения города и благоустройства, взаимоотношений между предприятиями. Да, Сергей умел заставить людей вокруг себя работать и выполнять все необходимое. Знания, навыки, опыт, умение находить общий язык с людьми – все это присутствовало у него в полной мере. Он с душой относился к работе, всегда откликался на просьбы о помощи.

Другом и товарищем он был надежным, уважительным, добропорядочным, никогда не шел на конфликт. У нас во многом были полярные точки зрения, но Сергей всегда стремился обменяться взглядами, найти истину и прийти к решению, которое устроило бы всех. Если он ошибался, то не доказывал, несмотря ни на что собственную правоту, а справедливо соглашался с собеседником. Свою точку зрения отстаивать умел. Хоть Сергей Васильевич и являлся депутатом Туруханского районного Совета, он всегда выступал за Игарку, старался поднять проблемные вопросы и найти их решения. В меру своих сил стремился, чтобы к городу лучше относилось руководство района.

Я знал его с детства: родители Сергея работали в Игарке, потом уехали. Он лишился самых близких людей в короткое время, смерть жены и сына стали ударами судьбы для Сергея. Его сын, Егор, пошел в отца: талантливый парень мог заменить трех специалистов на работе. Отец возлагал на него большие надежды. И все-таки Сергей выдержал эти удары, пусть и не совсем, – это отразилось на его здоровье и проблемах с сердцем. Как сами видите, до конца оправиться он не смог».

Владимир Иванович Глотов, генеральный директорООО «Игарская дорожная ремонтно-строительная служба», был знаком с Сергеем Васильевичем куда ближе, они дружили около 30 лет и часто пересекались на каких-то объектах, сотрудничали. История их знакомства похожа на рассказы многих товарищей Сергея: встретились, начали помогать друг другу в работе, стали близко общаться.

Это произошло еще в 90-х, тогда Владимир Иванович вернулся с армии, а Сергей уже заведовал механическим цехом. «Тогда я занимался рыбалкой, с финансами было очень сложно, – рассказывает Владимир Иванович. – К Сергею Васильевичу я часто обращался с просьбами: отремонтировать двигатель снегохода, проточить какие-то детали и многое другое. Все обрабатывающие станки тогда были у него в руках. Так как советский автопром слабоват, а выживали в 90-е рыбалкой, охотой, то многие приходили по нужде к нему. Он сам был заядлым рыбаком и охотником, поэтому знал, что и как сделать для долговечного результата, который необходим. Когда у тебя ломается двигатель при -50 °С, то там два варианта: либо попросту замерзнуть, либо все же надеяться, что техника вывезет. Поэтому ему и его работе доверяли и, можно сказать, вверяли жизнь. Когда-то я ему помог советами по рыболовной снасти, он мне – по технике, постепенно начали контактировать чаще».

Как известно, в 90-х произошел развал СССР, и это отразилось во всех сферах жизни страны. В Игарке это ознаменовалось закрытием механического цеха ЛПК, потребность в работе которого никуда не исчезла. Тогда Сергей Васильевич очень возмутился тем, что многую технику просто пустили на металл или продали за бесценок, однако ему удалось забрать некоторое оборудование.

Как отметил Владимир Иванович, Сергей знал, как эффективно должна работать подобная техника, умел находить с рабочими именно тот контакт, который нужен для слаженной работы коллектива.

«В Игарке 90-х основной формой расчета были либо деньги, либо рыба, либо водка, и, зачастую, в оплату труда шло последнее, – вспоминает директор ДРСС. – Мастеров в подчинении Сергея тогда было прилично, но многие работали за бутылку. Тогда-то он и пытался сформировать привычку работать за деньги, чтобы люди не продавали труды за бесценок. Да и они после такой «зарплаты» уходили в загулы, соответственно показатели работы падали вниз, и производство уходило в минус. Малышев умел донести то, что нужно, не только внушительной речью, но и при помощи крепкого словца. Так он «забрал» из ЛПК одного из известных в Игарке специалистов, а также многих других работников, которые изначально не хотели продолжать деятельность вообще. Он лично создавал гибкий удобный график, чтобы они хоть как-то работали. Конечно, Сергею приходилось иногда идти на крайние меры. Мужики отрабатывали эти дни, и производство не страдало. Потом они ему доверяли. Он мог пообещать зарплату токарю 50–60 тысяч, и никого не волновало, где он возьмет эти деньги. Тогда Сергей раздавал задания и уходил на дополнительные заказы, чтобы выполнить обещания. Также в нем ценили и особый талант: Сергей мог разглядеть в молодом специалисте, будет от него толк или нет. 20–30 минут общения, и он уже знал результат. Все это позже и помогло Сергею уйти в самостоятельную деятельность».

На вопрос, что можно назвать отличительной чертой Сергея Васильевича, Владимир отвечает: «Наверное, то, что он был истинным патриотом своей родины. Я сейчас имею в виду даже не Россию, а малую родину – Игарку». Последний раз, когда они пересеклись, как раз был период выборов главы города. Как вспоминает Владимир Иванович, единственное, что тогда помешало Сергею победить, – возраст. В другом случае депутаты справедливо бы отдали это место ему: «Сергей переплюнул всех кандидатов с высшим образованием, не имея такового. Просто переплюнул на раз. Идея о выселении жителей совхоза была сложной дилеммой, ведь многие духовно остались связаны со своей землей. Хоть на данный момент в совхозе живет всего 4 семьи, многие игарчане используют дома на острове как летние дачи, а землю в качестве огорода, сада. Сергей пошел по пути «номенклатурного работника», озвучил то, что со стороны бюджета было наиболее верно: выселить людей с острова и дать им жилплощадь в другом месте. Многим это пришлось не по нраву, но, с другой стороны, так Сергей показал собственную готовность к работе. Мы с ним не раз обсуждали выполнение обязанностей главы города в его возрасте, но Сергей всегда неизменно отвечал: «Да я здоровее всех вас буду».

По мнению Владимира Ивановича, в городах Заполярья руководители должны радеть за город, понимать, какой подход к работе окажется эффективнее, осознавать северные условия, характер местных жителей, а также уметь нести ответственность за свои решения. В глубине души все это чувствовали и другие игарчане.

«У него было еще одно неоспоримое преимущество – программа развития города. Когда кандидатам задавали вопрос «Какой в будущем вы видите Игарку и что планируете предпринять для этого?», Сергей единственный из всех кандидатов произнес конкретные предложения, даже сейчас помню одно из них: возродить Игарский рыбозавод. Это разумная и хорошая идея».

Несмотря на это, Владимир Иванович уверен: руководитель должен уметь идти и на сделки с совестью ради благополучного развития города: «Просто быть хорошим человеком, каким и являлся Сергей Васильевич, недостаточно. Ты должен уметь хорошо лгать, ведь не всем людям можно объяснить свои действия. К сожалению или к счастью, у Сергея этой черты не было».

Порядочный и честный человек, ответственный, внушающий доверие руководитель, любимый брат, муж, сын, – все это звучит как от близких Сергея, так и от друзей, знакомых, коллег по работе. В современном мире, когда малейшие слухи и совершенные ошибки становятся известны с молниеносной скоростью, а человеческое доверие легко подорвать, такие слова дорогого стоят. Мы надеемся, что Сергею довелось услышать многие из них при жизни и осознать, как уважают и ценят его работу и его самого жители Игарки.

Н. НЕПОКРЫТЫХ.
Фото взято из социальной сети «Одноклассники».