Снова об игарских дорогах

Снова об игарских дорогах

Как известно, различные работы по ремонту игарских дорог ведутся с лета. При том, что проезжую часть никогда не перекрывали полностью, трудности у автомобилистов и простых пешеходов в связи с проведением ремонтной деятельности никуда не исчезали. Только к концу сентября работы на дорогах начали подходить к своему завершению. Дать комментарий об итогах и дальнейших планах согласился генеральный директор ООО «Игарская дорожная ремонтно-строительная служба» Владимир Иванович Глотов (именно под его руководством и проводились работы по ремонту автомобильных дорог).

– Владимир Иванович, расскажите, какие последние работы, связанные с эксплуатацией автомобильных дорог нашего города, проводила ваша ремонтно-строительная служба.

– Эти работы прописаны в контракте. Всего там указано 2 объекта деятельности: дорога, которая проходит мимо магазина «Лукошко», и дорога от паромной пристани до аэропорта. Вначале стоит рассказать о первой.

Как известно, от дома № 4 (2 мкр.) идет один коллектор водоснабжения, от Дома культуры и досуга идет поставка тепла, в этом же месте ниже пролегает канализация, плюс от магазина «Люкс» к дому № 5 второго микрорайона также проходит канализационная система. Эта проезжая часть располагается в месте пяти пересечений различных систем, которые, собственно, находятся под дорогой. Так как она насыпная, то вы понимаете, что под дорогой не просто лежащая труба и все. Там располагается специальный «короб» из кирпича и бетона, защищающий системы водоснабжения и т.д. И вот этот «короб» прохудился.

В одном месте дороги 60 метров плит просто упали. Бывают случаи, когда образуется большая яма на том же месте, где проходит канализация. Уличный холод встречается с теплом расположенных систем, образуется вода. Так, буквально «по песчинке» дорога и вымывается.

По итогу, в подобных местах машина гравия на 50 кубов просто намертво «ложится».

Поэтому мы сначала рассыпали цемент, чтобы сделать некую нишу. Потом опять шли слои материала. На данный момент мы обезопасились на 4–5 лет, чтобы за это время дорога не просела.

– А почему вы не рассчитываете на больший срок эксплуатации?

– На больший срок не рассчитываем, так как в Заполярье грунт очень переменчив. Именно поэтому мы четко понимаем, что в этом районе (на обозначенном выше участке ремонтных работ «Игарской ДРСС» – Прим. автора) находится и канализационный колодец, вокруг которого уже пошла просадка грунта.

Даже сейчас задача стояла отремонтировать около 30 метров дороги, но когда мы вскрывали бетонные плиты, то получилось намного больше – 49 метров. Это нужно было для того, чтобы хоть как-то привести всю эту систему в порядок.

– Разве это не дополнительные траты ресурсов?

– Конечно, все это затраты «сверх», но от них, в любом случае, никуда не деться. Мы сюда хорошо вложились. Могу привести наглядный пример: вместо 500 кг цемента ушло уже 2 т.

Но дело не в этом, ведь жители Игарки будут интересоваться не теми, кто обозначил, что вскрывать надо лишь 30 метров дороги. Жителям этого не объяснишь.

Поэтому мы и не перекрывали дорогу полностью. Если вы заметили, то сначала перекрывается одна определенная часть дороги, потом следующая.

– Когда указанные работы все-таки подойдут к концу?

На данный момент дорога исправлена, на второй части надо лишь доделать швы. Завтра (разговор с Владимиром Ивановичем был записан 26 сентября – Прим. автора) сотрудники зальют эти швы, и все работы по первому пункту контракта будут закончены. Послезавтра приступаем ко второму.

– Что подразумевает второй пункт контракта?

– Ремонт пути от паромной пристани до аэропорта.

Там аналогичная проблема?

– Нет, там отсутствуют канализации, поэтому условия работ чуть изменены.

– Есть ли в этом случае определенная специфика?

– Да, из-за того, что дорога там насыпная. В таком случае на торфяники насыпают грунт и гравий, который поднимают до определенного уровня, чтобы дорогу не затапливало. В весеннее время ее заливает, и ездить категорически нельзя, если вы хотите ее сохранить, конечно же. Тем не менее, все по ней ездили, а когда есть такое неустойчивое основание, что тут еще скажешь?

Для наглядного примера: если мы возьмем песок и насыплем его в чашу с водой и даже совсем слегка надавим сверху, он просто рассыплется в разные стороны. Такая же ситуация и с этой дорогой. Если весной прибывает вода, а мы вдобавок еще по ней катаемся, то что тут можно ожидать? Ее просто начнет размывать.

Именно поэтому дорога и «поплыла».

– Как именно будет проводиться работа по ликвидации этих последствий?

Будут работы по укреплению, в них мы применим геосетку. В таких случаях мы кладем эту геосетку, укрепляем штырями, разбрасываем семена и через год-два трава прорастет, корневая система начнет укреплять грунт даже лучше, чем цемент.

– Не могли бы подробнее рассказать, что это за технология?

– Геосетка – это, по сути, пластиковая решетка. Именно за счет сетчатого пластика в ней задерживаются песчинки грунта и ила, когда происходит подтопление. Пока корневая система растет, чтобы в будущем укрепить берег, сетка служит «страховкой». В районе аэропорта нет условий вечной мерзлоты, как в самом городе, именно поэтому такая работа там и возможна.

– Сколько времени займет такая работа?

Если говорить честно, то мы не успеем ее сделать, так как скоро уже холода. Если будет мороз, то бетон просто не станет держаться. Конечно, этот контракт мы уже заключили и от работ никуда не денемся, но если температура круглосуточно будет -2°С, -3°С, то, конечно, дорогу мы поднимем и выровняем, но бетонную работу придется отложить. Скорее всего, будем просить о продлении срока сдачи на летний период.

Конечно, можно выполнить всю работу и сейчас, но тогда заказчики и возьмут всю ответственность за плохо выполненную работу. Сделать это несложно, но весной все это снова развалится. Чтобы так не случилось, наверное, попросим, чтобы они перенесли сроки на теплое время.

– Когда именно был объявлен тендер?

19 сентября только был подписан контракт.

– Почему такие поздние сроки?

В конце июля – начале августа пришли деньги, которые выделил Туруханский район на ремонт этой дороги. За август мы бы все доделали, это не проблема. Но ты не можешь приступить к деятельности, пока не выиграешь контракт, неизвестно кто вообще выиграет. Хоть меня и убеждали, что, мол, Владимир Иванович, можно начинать работы сейчас, все равно тендер ты и выиграешь, больше никого нет, но это все глупость.

В подобных условиях техническое задание никак не предугадать. Вот ты его увидел и дальше должен просчитать: выгодно ли оно к исполнению?

Пример опять приведу: вот есть около 6 млн. Сейчас, на минутку, доставить тонну цемента в Игарку – это почти 60 тысяч рублей. На тот участок около 50 метров ушло 2 тонны, а это 120 тысяч рублей исключительно прямых затрат. Весь этот участок – 230 тысяч. К этой же сумме идет оплата работ крана, выплата зарплат работникам, сварщику, оплата топлива, подсыпные материалы и все остальное.

Эта работа вышла просто в минус. Надеешься на то, что дорога с аэропорта принесет какой-никакой плюс. А здесь, если считать именно выгоду для предприятия, то это большой минус.

– Спасибо за беседу.

Интервью подготовила Н. НЕПОКРЫТЫХ.