Каждый судовладелец должен знать

Каждый судовладелец должен знать

Близость реки, активное развитие рыболовной деятельности, а также значительная удаленность города от других населенных пунктов сделала водный транспорт в Игарке широко востребованным. Однако, несмотря на популярность данного вида транспорта, число аварий и нарушений с ним связанных не уменьшилось.

Как известно, пользование маломерными судами разрешается после их государственной регистрации в едином реестре маломерных судов, нанесения идентификационных номеров, освидетельствования (кроме судов, не подлежащих государственной регистрации). При проверке на водоеме маломерное судно уже должно быть зарегистрировано, укомплектовано сигнальными, противопожарными и спасательными средствами, а также должно нести на бортах четкие регистрационные номера. Судоводитель же должен иметь при себе судовой билет и удостоверение на право управления маломерным судном или доверенность от владельца судна.

Под регистрацию попадают маломерные суда, независимо от материала изготовления (ПВХ, металл, пластик, дерево и др.), которые используются для некоммерческих целей (охота, рыбалка и т.п.) и соответствуют следующим параметрам:
– не превышают в длину 20 метров;
– имеют вместительность не более двенадцати пассажиров (при такой вместительности судно считается маломерным);
– максимально возможный вес судна с мотором не более 200 кг (при расчете учитывается вес двигателя с максимальной мощностью, который возможно установить на лодку);
– маломерные суда имеют мощность двигателя, не превышающую 8 кВт (10,8 л.с.) согласно 16 статье Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

По данным Игарского инспекторского участка Центра ГИМС ГУ МЧС России по Красноярскому краю, в анализе навигации 2021 года основными нарушениями судоводителей были:
– отсутствие судового билета и удостоверения на право управления маломерным судном;
– использование подвесного двигателя, не зарегистрированного в установленном порядке;
– отсутствие технического освидетельствования маломерного судна.

По статистике, также предоставленной Центром ГИМС, в 60–70% причинами аварийных происшествий с маломерными судами является неисправность. Около 40% всех аварий совершено лицами в состоянии алкогольного опьянения, у половины же лиц, совершивших аварии на катерах и моторных лодках, отсутствовало удостоверение (или доверенность от владельца судна) на право управления маломерным судном. Более 60% аварийных случаев с маломерными судами происходит во время рыбной ловли и охоты. Нередки случаи групповой гибели людей на моторных и гребных лодках из-за превышения норм пассажировместимости и при плавании в штормовую погоду.

Также остро стоит и проблема отсутствия специализированных баз (стоянок) для маломерных судов в городе. Как рассказала старший государственный инспектор по Игарскому участку Центра ГИМС МЧС Светлана Владимировна Демина, на территории, подведомственной администрации г. Игарки, стоянки для подобных судов не зарегистрированы.

Отсутствие оборудованных баз или парковочных мест для судов вынуждает владельцев оставлять свой водный транспорт прямо во дворах жилых домов. Зачастую, стоящие там лодки занимают и без того редкие места, служащие парковкой для машин. Также дополнительную опасность несет и само маломерное судно. Нередко можно увидеть катер или лодку, оставленные рядом с игровыми детскими площадками. В таких случаях возникает опасность того, что играющие поблизости дети могут получить травмы по неосторожности. При подобных ситуациях немалый ущерб может быть нанесен и владельцу при повреждении каких-либо частей судна.

Все вышеперечисленные проблемы в области вождения и эксплуатации делают сферу водного транспорта Игарки одной из самых проблемных, поэтому Игарский инспекторский участок Центра ГИМС ГУ МЧС России по Красноярскому краю напоминает, что нередко принимаемые в самый последний момент действия для ухода от столкновения с другим плавсредством, приводят к опрокидыванию судна с потенциальными человеческими жертвами. Поэтому судоводитель обязан внимательно следить за окружающей обстановкой и заблаговременно совершать маневры, обеспечивающие безопасное расхождение судов. Также в его обязанности входит поддержание исправности и хорошего внешнего вида судна, а также недопущение нарушений или создания аварийных ситуаций при вождении.

Н. НЕПОКРЫТЫХ.