19 августа и 29 августа – Яблочный и Ореховый Спасы

19 августа и 29 августа – Яблочный и Ореховый Спасы

Яблочный Спас (Второй Спас, Спас на горе, Преображение Господне) – православный праздник, отмечаемый 19 августа, и олицетворяющий евангельское событие, когда апостолы Петр, Иаков и Иоанн увидели Господа Иисуса Христа преображенным – во всей Божественной славе. Также Яблочный Спас, наряду с другими Спасами (Медовым и Ореховым) приходится на период Успенского поста и несет в себе очень важное значение для всех православных людей. На Руси Яблочный Спас являлся одним из самых старейших праздников и был посвящен сбору летнего урожая и встрече осени. Наши предки верили, что по дню Спаса можно определить и дальнейшие сезоны. Например, сухой Спас предвещал сухую осень, мокрый – мокрую, а ясный – суровую зиму.

Накануне этого праздника нужно навести дома порядок, собрать плоды яблок и освятить их, а затем приготовить из них вкусные угощения или употребить в свежем виде. Кроме того, в этот день гадали на будущее, совершали ритуалы очищения дома. В день Яблочного Спаса запрещается:

– работа по дому, на участках (не касается сбора яблок и готовки вкусных блюд);

– вредить насекомым, в это время они несут удачу и предсказание будущего;

– организация шумных застолий, вечеринок, праздников (даже дней рождения, свадеб);

– нарушать установленные правила Успенского поста.

Однако послабления в ограничениях постных дней допустимы.

Ореховый Спас (Спас Нерукотворный, Хлебный Спас) приходится на 29 августа и является последним. Он приурочен к перенесению из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Иисуса Христа в 944 году. Среди правосланых считается, что в этот день принято благодарить господа за урожай орехов и хлеба. В некоторых регионах России орехи не пользовались большой популярностью, поэтому на дни Орехового Спаса освящали зерна ржи и пшеницы. Именно поэтому этот Спас еще зовут «хлебным».

На Руси Ореховый Спас был днем, когда освещали орехи и зерна нового урожая. Хозяйки из новоурожайной муки пекли хлеб, булочки и пироги с орехами, готовили лечебные ореховые настойки. Накануне праздника завершается Успенский пост, поэтому на стол можно было подавать мясные и рыбные блюда. Также считалось, что если на Ореховый Спас найти два сросшихся между собой орешка, их нужно убрать в кошелек, – они сулят материальное благополучие на год вперед. Кроме того, в эти сутки пекли пироги и хлеб, ходили в церковь и покупали полотняные или холщовые изделия в память о полотенце Иисуса Христа. Как и остальные Спасы, Ореховый несет в себе и запреты:

– снова работать по дому, в огороде, в поле и в саду нельзя, но это не касается сбора орехов и приготовления вкусных блюд, а также выпечки;

– ругань, сквернословие, сплетни, пожелания зла кому-либо;

– предаваться чревоугодию запрещено.

Ореховый Спас означал не только день памяти о перенесении образа Христа, но и праздник встречи осени, благодарности за принесенный урожай и прощания с летом.

Подготовила Н. НЕПОКРЫТЫХ.