День памяти Андрея Рублева и День Казанской иконы Божией Матери
17 июля Русская православная церковь отметила День памяти преподобного Андрея Рублева. Он является первым русским художником, который был причислен к лику православных святых. Деятельность иконописца оставила уникальный след не только в православной вере, но и в истории искусства.
Информации о личности и биографии Андрея Рублева крайне мало. Историки склоняются, что иконописец родом либо из Московского княжества, либо из Великого Новгорода. По некоторым предположениям, он мог происходить из семьи ремесленников, так как фамилия Рублев происходит от слова «рубель» (инструмент для накатки кож), а имя Андрей скорее всего является не данным при рождении, а принятым во время монашеского пострига. По другой версии, преподобный происходил из обеспеченной семьи и был неплохо образован, а также изучал иностранные техники росписи. Андрей Рублев также являлся не только художником и иконописцем, но и богословом.
В летописях Рублев впервые упомянут как один из художников, принявших участие в росписи Благовещенского собора в Московском Кремле. Второй раз, имя иконописца фигурирует наряду с известным иконописцем Даниилом Черным. Оба художника расписывали Успенский собор во Владимире. Спустя всего три года с начала деятельности православного художника, у Андрея Рублева появляются собственные ученики и последователи, его приглашают руководить работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. К сожалению, эти росписи не сохранились до наших дней. Последнее его произведение, известное по летописным заметкам, – фрески Спасского собора. Столь незначительное упоминание в исторических документах можно объяснить тем, что у монахов было не принято подписывать собственные работы, именно поэтому работам иконописцев раннего периода сложно присвоить авторство.
Особенность произведений Андрея Рублева заключается в возвышенном и одухотворенном подходе к иконописи. Его иконы, фрески и росписи отражают внутреннее состояние творца, любовь к собственному делу и безоговорочную веру в бога. Лики святых в работах художника приближены к простому народу. Главным же шедевром среди работ Рублева считается икона «Троица». Это знаменитая работа художника, которая является одной из самых прославленных русских икон и признанным шедевром искусства. На данный момент «Троица» Андрея Рублева выставлена в Государственной Третьяковской галерее как экспонат.
Канонизирован Рублев был только в 1988 году в лике преподобных. По православному календарю память святому совершается три раза в год, но 17 июля является основной датой, в которую Андрей Рублев почитается как православный, совершивший монашеский подвиг.
На иконах Андрей Рублев часто представлен как почтенный старец. Считается, что он покровительствует художникам, иконописцам, людям искусства. Часто православные люди обращаются к образу преподобного с просьбами помочь в работе и раскрыть способности. Молитвы к нему помогают укрепить собственную веру и преодолеть трудности.
В честь памяти святого Русская православная церковь ежегодно служит торжественную литургию.
Казанская икона Божией Матери – одна из наиболее воспроизводимых и чтимых икон Русской православной Церкви. Образ Богородицы, запечатленный на иконе, является одним из самых известных образов в России. Традиционно, День Казанской Божией Матери отмечается два раза в год. В середине лета (21 июля) православные празднуют явление образа Богородицы, а осенью (4 ноября) церковь чтит память иконы за помощь в изгнании иностранных захватчиков с русской земли. 4 ноября также является и Днем народного единства в России, что объясняет такую связь.
История данной иконы берет свое начало в 1516 году, когда русский посол привез ее из Константинополя в Москву, чтобы подарить князю Василию III. Долгое время икона находилась в Московском Кремле, но через какое-то время попала в Казань. Все же, именно «казанской» она стала называться намного раньше, из-за сходства со стилем иконописи казанских мастеров, чьи работы в то время были широко известны.
После пожара 1579 года в Казани икона была утеряна. По православному сказанию, потерянный образ нашла десятилетняя Матрона после того, как во сне увидела Богородицу. На ме-сте, где была найдена икона, выстроили Богородицкий женский монастырь, а сама Матрона стала монахиней монастыря вместе со своей матерью.
Во множестве православных летописей описано возвращение иконы, которое сопровождалось торжеством и первыми чудесами: к двум людям, которые долгое время были слепы, вернулось зрение.
Именно к чудесному явлению лика святой Богородицы и событиям, сопровождающим его, относится празднование 21 июля православными людьми.
Осенняя же дата празднования, связана со значением иконы в истории России. Как известно, в 1612 году польские войска напали на Москву. Именно 4 ноября, народное ополчение смогло отбить столицу и войти в Кремль. Икона (а точнее ее копия) все время была с ополченцами, которые верили в чудотворные силы и перед освобождением Москвы молились о помощи святой Богородице.
В православной вере Казанская икона Божией Матери является символом исцеления от болезней (в особенности, связанных со зрением) и физических недугов. Часто у иконы молятся о сохранении дома и родины от бед, а также о защите семейного очага. Молодожены обращаются к иконе для благословления своего союза.
Как известно, Казанская икона Божией Матери несет в себе огромнейшую ценность не только как почитаемый святой образ в православии, но и как исторический и художественный объект. Именно поэтому на протяжении всей своей истории икона часто похищалась. Большинство историков считает, что именно подлинник, находившийся в Казанском соборе, был украден и уничтожен в 1904 году. На данный момент в Москве, Санкт-Петербурге и Казани находятся воспроизведенные копии иконы Казанской Божьей Матери, которые занимают особое почитаемое место в русском православии и являются местами паломничества большого количества верующих.
Н. НЕПОКРЫТЫХ.