Доходы виртуальные, а проблемы реальные

Доходы виртуальные, а проблемы реальные

В Игарке ведется активная подготовка к предстоящему осенне-зимнему периоду, все службы ЖКХ проводят текущее обслуживание и ремонтные работы как на своем оборудовании, так и в зданиях жилого фонда. Главная задача, которая стоит перед органами местного самоуправления и коммунальными службами, – в срок выполнить все работы для безаварийного прохождения отопительного сезона.

Как правило, руководство города и специалисты коммунальной сферы к новому отопительному периоду начинают готовиться тогда, когда еще текущий не завершен, так как необходимо учитывать все нюансы, например, транспортировка необходимых материалов производится только водным транспортом, да и финансовые вопросы, которых на предприятии хватает, тоже необходимо решить.

Летом основное внимание сосредоточено на подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства, тепловодоснабжения города. Подготовка энергетического, коммунального и жилищного хозяйств к предстоящей зиме ведется, в основном, в соответствии с утвержденным с городской администрацией графиком. Планерные совещания в офисе Дирекции муниципального заказа проводятся регулярно, руководители подразделений докладывают о возникших проблемах, планах выполнения, о том, на каком этапе находятся работы на данный момент.

План работы стандартный: ремонт котлов на центральной отопительной котельной, осмотр и частичный ремонт тепловых, водопроводных и канализационных сетей в первом, втором и частично пятом микрорайоне. Оставшиеся дома пятого микрорайона, которые пока еще необходимо обслуживать в полном объеме, в перспективе будут расселены, и расходы коммунальной сферы будут распределены лишь на два микрорайона. Планируется проверить качество труб, где благодаря местному грунту они подвержены гниению, эти участки коммунальщики будут вскрывать и при необходимости менять. После осмотра возможна частичная замена водопровода, что идет к элеваторному узлу общеобразовательной школы, на дорожном переходе на четвертый дом, а также на 15 и 16 дома второго микрорайона, в том числе пройдут работы на открытых участках трубопровода.

Сегодня основными подразделениями Дирекции муниципального заказа являются Центральная отопительная котельная, обеспечивающая теплом и горячей водой основную часть города, электрокотельная, подающая тепло в дома 1-го микрорайона, есть участок электрических сетей, автотранспортный цех, услугами которого пользуются не только сами коммунальщики, но и сторонние организации города. Впрочем, без проблем не обходится, они одинаковы для всех северных территорий, прежде всего это изношенность зданий и сооружений. Содержание этих объектов – большая головная боль работников жилищно-коммунальной сферы, голова болит еще больше, когда денег не хватает на основное, не говоря уже о каких-то глобальных планах. Здание Центральной отопительной котельной, одного из главных объектов коммунального хозяйства, сегодня не внушает опасения, а ведь недавно все было по-другому, – городские и краевые специалисты не давали оптимистичных прогнозов по поводу его дальнейшей эксплуатации. Сегодня ситуация иная – несколько лет назад в здании был проведен ремонт с привлечением краевых специалистов, отремонтированы дымовая труба, мостовой кран и главный паропровод. Здание признано аварийным, но стоит вроде крепко, да и деваться коммунальщикам некуда, ведь разговоры о строительстве нового теплоисточника в Игарке так на уровне разговоров и остались. В летний период в ЦОК традиционно проведут текущий ремонт всех трех котлов, которые находятся в эксплуатации, например, с одной из подрядных организаций планируется частичная замена фронтового и заднего экранов на котле № 2. Котел № 4 два года назад был выведен из эксплуатации, так как с уменьшением численности населения и расселением граждан из ветхого и аварийного жилья новой части города необходимость в нем отпала, при значительных отрицательных температурах сотрудники центральной отопительной котельной максимально задействуют в работу два котла. Этого объема хватает для обеспечения теплом оставшегося жилого фонда. Третий котел играет роль резервного, который должен быть запущен в работу в случае выхода из строя одного из двух работающих. Но такого пока не случалось. «Надо отдать должное всему коллективу ДМЗ, сбоев в работе за отопительный сезон ни на Центральной отопительной котельной, ни на электрокотельной не случалось, зима прошла, в общем, без аварийных ситуаций, надеюсь, так будет и дальше», – отметил генеральный директор МУП УК «Дирекция муниципального заказа» Р. Ю. Жимкус.

На самом деле то, что основные объекты ЖКХ отработали зиму без сбоев не то, что удивляет, но вызывает уважение, учитывая, в каких условиях пришлось коммунальщикам готовить город к отопительному периоду 2021/2022 годов. Грубо говоря, в «кустарных условиях», когда отсутствовало финансирование, когда даже уголь приобрести было не на что. Но коммунальщики строго выполнили наказ бывшего председателя правительства России Д. А. Медведева «Денег нет, но вы держитесь», держались, как могли. Тогда остро стоял вопрос приобретения товарно-материальных ценностей, заключения договоров по подрядным работам. «Возможно, у населения складывается впечатление, что объекты жилищно-коммунального хозяйства в хорошем состоянии, что они не требуют значительных затрат в подготовке, только ведь это далеко не так, взять те же электролинии, если бы не безостановочная круглогодичная работа на них, мы бы сталкивались не с сезонным отключением света, а с постоянным».

Недавно в газете «Игарские новости» была опубликована статья «Игарка – проблемный город», где было указано, что водозаборное сооружение Кессон до сих пор находится в тестовой эксплуатации, оказывается это не так, в декабре прошлого года глава администрации В. С. Добромыслов подписал акт о вводе объекта в эксплуатацию, документы оформлены, с руководством ДМЗ заключен договор на право пользования Кессоном, собственником является городская администрация. Еще весной 2018 года, когда объект только был запущен в тестовый режим, игарчане массово стали жаловаться на отвратительное качество воды соответствующего цвета и запаха, будто дорогостоящего объекта в городе как не было, так и нет. Тогда, признается Ромуальдас Жимкус, был человеческий фактор, неправильная дозировка реагентов дала такой результат. Таких ошибок стараются больше не допускать. Приобретается и дозируется ровно столько реагентов, сколько нужно в соответствии с рекомендациями. Как и для других объектов коммунальной сферы, все необходимые материалы для Кессона в летний период будут приобретены. Паводковый период сам по себе очень тяжелый, ухудшение качества воды кратное, в связи с этим приобретена новая гипохлоритная установка, которая должна это самое качество улучшить.

Также в первые годы работы водозаборного сооружения не раз в администрации обсуждался вопрос лаборатории, которая отслеживала качество подаваемой в город воды, говорили о необходимости обучения персонала, аттестации и аккредитации лаборатории, все это должно было сделать государственное предприятие Красноярского края «Центр развития коммунального комплекса», которое обслуживало объект на начальном этапе. Не сделало, причин тому тогда обозначалось несколько, в том числе отсутствие соответствующих площадей для полноценной работы лаборатории. Помнится, тогда администрация города и ГП КК «ЦРКК» долго спорили, перекладывали обязанности в решении этого вопроса друг на друга, вернее администрация спорила, а госпредприятие просто молчало. Сегодня лаборатории как таковой на Кессоне нет. Проводятся ли лабораторные исследования качества воды? Проводятся, делают это сами специалисты Кессона, но так как аккредитованной лаборатории нет, и в штате нет обученных лаборантов, делают это для своего контроля, чтобы в случае необходимости добавить очистные реагенты.

Что касается угля, экономии с прошлого отопительного периода не было, сожгли почти все, что было. С учетом экономии периода 2020/2021 гг. было приобретено 10 тонн, с учетом довольно мягкой зимы, всех запасов хватило. На следующий зимний период, с учетом норматива, городу необходимо 12 тысяч тонн. Пока остро стоит вопрос финансирования, тем более, что коммуналка еще осталась должна за уголь с прошлого года. Несмотря на то, что учредителем городской коммуналки является администрация Игарки, предприятие ведет хозяйственную деятельность самостоятельно, соответственно должно зарабатывать, а не трясти бюджеты города и района. Да оно и зарабатывает, вот прошлый год, например, был закрыт с прибылью. ДМЗ на сегодняшний день виртуально имеет 220 миллионов рублей: 145 миллионов составляет задолженность Управляющей компании МЭК и 85 миллионов – долги населения. То есть, деньги вроде как есть, но фактически их нет, и когда они упадут на счета, и упадут ли вообще – вопрос открытый.

«Будь у нас эти деньги, мне не надо было бы ничего просить ни у района, ни у города, даже эти трубопроводные сети и электрические так бы не выглядели, как они выглядят сегодня, – сетует Р. Ю. Жимкус. – Для уменьшения суммы долга предприятие ведет претензионную работу, на некоторых потребителей исполнительные листы и судебные решения получены, в казначейство отправлены, исполнительный лист на Управляющую компанию в банк отправлен. Претензионная работа по населению несколько осложнена необходимостью оплаты госпошлин, но она ведется. Определенный результат дает».

Коммунальное хозяйство отдает предпочтение южному углю, который не нужно дробить, однако с учетом финансовой ситуации рассматриваются и другие виды угля – каменный или бурый, все будет зависеть от суммы и условий договора, будет ли там предусмотрена рассрочка платежа. На сегодняшний день угадать стоимость угля сложно, учитывая происходящее в мире, да и речные перевозки по сравнению с прошлым годом увеличились примерно на 30 процентов. До конца месяца ДМЗ необходимо определиться с необходимой для приобретения черного топлива суммой.

Если когда-нибудь игарское ЖКХ столкнется с модернизацией и реконструкцией объектов ЖКХ, а оно столкнется во многом благодаря расселению нового города, а значит, сокращению протяженности сетей. «Сегодня хотелось бы понимать некие перспективы города, хотя бы определения его границ, и только исходя из этого строить планы. Если интересно мое мнение, то нам достаточно два тепловых источника с возможностью резервирования по сетям, эти требования в настоящее время возвращаются, этого одна котельная не даст никогда, две могут себя подстраховать. В идеале, учитывая опыт прошлых лет с приобретением угля, необходимости разовой закупки в больших объемах и постоянное отсутствие денежных средств, это должны быть электрокотельные. На мой личный взгляд, это перспектива 6–7 лет, так как требует, в том числе, реконструкции подстанции Игарка АО «НТЭК». Это опять же изыскания, проектная документация, это серьезные денежные средства, в общем, все это не так просто и быстро». На сегодня программа водопроводных сетей, которая в том числе предусматривает строительство очистных сооружений и замену ветхих линий, предполагает земельный отвод под эти водопроводы, чего в Игарке нет. Если все же получится сделать земельный отвод, можно будет заняться заменой металлических труб водопровода на пластиковые, а это более чистая вода для населения. Ведь сегодня вода с Кессона и вода, что течет из кранов потребителей, имеет большую разницу. Об этом в свое время, кстати, говорил и бывший министр ЖКХ края Евгений Афанасьев, который отмечал, что на Кессоне нельзя было останавливаться, нужно было уходить в водопроводную сеть. Что еще более примечательно, срок работы этого пластика – 50 лет, он не дает ржавчину, не нагревается на солнце, плюсов масса. Сегодня некие наброски будущих перспектив появляются, например, внутридомовые сети некоторых домов планируется перевести на пластик уже в ближайшие два-три года. Модернизации требуют и электрические линии, хотя визуально, возможно, это и не заметно, так как в пределах города участки заменены, речь идет об электролиниях, что находятся в лесном массиве. Все это будет зависеть не только от организации ЖКХ, но и от городской администрации и городского Совета, в том числе от разработки городских программ. «На мой взгляд, первым и более действенным шагом является проведение изыскательских работ, аудит электрических сетей с ясным пониманием того, сколько нам надо фидеров, сколько подстанций и какой они должны быть мощности, и только потом принимать какое-либо решение» – объяснил Р. Ю. Жимкус. На сегодняшний день город использует снимаемое оборудование, расселение новой части города позволило коммунальщикам демонтировать три подстанции. Выкручиваются разными способами, если не хватает мощности трансформаторов, используются те, что снимаются с присвоением номера. Например, в районе пожарной части планируется установить ранее снятую подстанцию с перенумерацией, там довольно большой гаражный массив, а старая подстанция, установленная еще при советской власти, нагрузку уже не выдерживает. Самостоятельно капитально отремонтировать все линии электропередач с заменой подстанций коммунальщики не могут, на это нет средств, финансовые возможности предприятия в данном вопросе ограничены, в том числе тарифом, как по текущему ремонту, так и капитальному, выйти за эти рамки возможности нет.

Что касается очистных сооружений, недавно глава Туруханского района Олег Игоревич Шереметьев принял участие в заседании Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, на котором шло обсуждение строительства жизненно-важных объектов в населенных пунктах Туруханского района, в том числе шла речь о проектировании очистных сооружений в Игарке. На ближайшей районной сессии будет рассмотрена корректировка бюджета, где помимо прочего будет предложено народным избранникам предусмотреть в казне межбюджетные трансферты в сумме почти 14 миллионов рублей для проведения инженерных изысканий, разработки проектно-сметной документации и получения положительного заключения государственной экспертизы на объект «Очистные сооружения в городе Игарка». Мероприятия планируется провести уже в этом году – об этом сообщает районная газета «Маяк Севера».

О. ЗАКАРАЕВА.