Игарка: проблемный северный город

Игарка: проблемный северный город

Игарка – город на Енисее, расположенный на севере Красноярского края, первый город, построенный на вечной мерзлоте 1929 году. Город стал центром лесопереработки, крупнейшим портом, здесь работали рыбопромышленный комбинат и судоверфь. Игарка была известна далеко за пределами Красноярского края, о ней знал не только весь СССР, но и западные страны, в том числе Америка. О стремительно развивающемся северном городе говорили все СМИ страны; неудивительно, что сюда на заработки приезжали многие. Приезжали и оставались. На рубеже XX-XXI веков Игарка пережила масштабный кризис, сопровождавшийся закрытием градообразующего предприятия и массовым переселением жителей. Ещё больше усугубило ситуацию вхождение города в состав Туруханского района в 2005 году. Тогда жителям обещали, что районный центр будет именно в Игарке, что такое муниципальное преобразование благоприятно скажется на финансировании территории. А по факту такое положение дел было выгодно только региональным властям: вместо двух депрессивных территорий получилась одна, уменьшились и бюджетные затраты благодаря переводу в районный центр (Туруханск) определённых структур. Началось всё с Роспотребнадзора, головной офис которого был переведён в Туруханск, а в Игарке закрыт; по тому же пути последовал военкомат.

Как живёт Игарка сегодня, спустя семнадцать лет с момента вхождения в состав Туруханского района? Все учреждения культуры (Дом культуры, библиотека, музей, детская школы искусств), учреждения образования (школа, детские сады, центр детского творчества) были переведены в подчинение Туруханска, Игарка практически полностью потеряла свою независимость, индивидуальность, а словосочетание «Орденоносная Игарка» вызывает лишь грустную улыбку.

ЖКХ

О городских проблемах можно говорить долго, главная из них – работа жилищно-коммунального хозяйства. Вызывает крайнюю озабоченность центральная отопительная котельная (ЦОК), здание которой находится в аварийном состоянии. Весной 2016 года в Игарке побывали представители министерства ЖКХ. Глава города и руководство Энергопрома (так тогда называлась организация, поставляющая людям тепло и воду) провели экскурсию краевым властям по ЦОКу и показали самые проблемные помещения здания. Тогда перед краевыми властями встала непростая задача: сделать так, чтобы и здание стояло, и, главное, работники были в безопасности. Единственное верное решение – проведение противоаварийных мероприятий, на эти цели городу был предоставлен бюджетный кредит в размере 25 миллионов, однако, как заверили специалисты, проводившие укрепление фасада здания ЦОК, это лишь временное решение проблем, рано или поздно придётся вновь вернуться к этому вопросу. И это время уже давно наступило. Те денежные средства, которые были вложены в противоаварийные мероприятия, решили вопрос лишь частично, все понимают, что спасти полностью здание ЦОК невозможно. Ошибка проектирования, грунты, проблемы в эксплуатации – всё это вносит свои коррективы, деформация продолжается, поэтому необходимо решить вопрос со строительством нового здания центральной отопительной котельной. Хочу подчеркнуть, что эта проблема в Игарке поднимается уже лет пятнадцать, но, тем не менее, она так решена и не была. Вот уже несколько лет коммунальщики с опаской входят в зиму, денег на строительство нового теплоисточника нет.

Сколько лет существует Игарка – столько лет существует и проблема чистой воды, особенно это было заметно с наступлением весны, когда и без того грязная вода становилась ещё грязнее. Надежда появилась в 2012 году, когда по заказу краевого правительства в Игарке началось строительство водозаборного сооружения «Кессон». Однако из-за нехватки финансирования работы были приостановлены. «Кессон» обещал стать ещё одним долгостроем, как и соматическое отделение городской больницы, здание которого сегодня напоминает о бездумно растраченных бюджетных деньгах. В 2015 году Игарку посетил губернатор Красноярского края, он побывал и на замороженной стройке водозабора. Виктор Толоконский был искренне возмущён, что объект, на который были направлены сотни миллионов рублей, медленно ветшает. В этом же году строительство возобновилось. В сентябре 2017 года губернатор торжественно запустил «Кессон» в работу – вернее, в тестовую эксплуатацию, чтобы проверить, как в работе проявит себя установленное на объекте оборудование. С момента запуска «Кессона» прошло пять лет, а в тестовой эксплуатации он находится по сей день.

Здравоохранение

К сожалению, в нашей стране модель здравоохранения основана на оценке численности населения территорий, то есть правительство финансирует их по количеству обслуживаемых пациентов. Малочисленным же городам деньги выделяются по остаточному принципу. Как ни печально, это тоже своего рода бизнес. Может, это и правильно, но с таким мнением явно не согласятся жители северных территорий, где большая разбросанность населённых пунктов, а качество оказания медицинской помощи нельзя назвать высоким, учитывая нехватку узких специалистов на местах.

Один из вопросов, который требует решения, – это лицензирование. Так, в Игарке необходимо лицензировать направление по акушерству и гинекологии. Эту работу необходимо было провести  ещё в 2013 году, однако  внимание на это стали обращать только пять лет спустя; всё это время большая часть беременных женщин направляются в Красноярск, хотя по медицинским показаниям они могли стать счастливыми мамами и в Игарке без изнурительных перелётов. Эту проблему игарчане неоднократно поднимали перед представителями правительства края, главами города и района. Что же будет после получения учреждением здравоохранения города этой лицензии? Можно будет вести женщин вплоть до родоразрешения, наблюдать за новорождёнными. Однако сначала необходимо соблюсти ряд требований, в частности, получить санитарно-эпидемиологическое заключение, а для этого в стационаре горбольницы необходимо открыть родовую палату. Для этого потребуется время и деньги. Родовая палата должна соответствовать санитарным нормам, они предполагают большое количество требований, которые больница должна исполнить. Как уже было сказано, на родоразрешение женщинам приходится ехать в Красноярск, а чтобы не допустить экстренных ситуаций, игарские врачи стараются отправить рожениц на несколько недель раньше ПДР. Перед будущими родителями остро встаёт вопрос финансовых затрат на проживание в краевом центре, питание и проезд. Компенсируется бюджетом только проезд!

В марте 2015 года Игарку посетил бывший губернатор Красноярского края Виктор Толоконский, который выслушал чаяния игарчан по поводу больничных проблем. В своём выступлении он много говорил о здравоохранении, о необходимости его развития в районах Крайнего Севера, о приобретении оборудования для качественного медицинского обслуживания. Побывав в нашей больнице, он распорядился, чтобы министр здравоохранения (на тот момент Вадим Янин) решил проблему с ремонтом главного корпуса и поставкой в город необходимого оборудования, также затронул тему о выделении так называемых «подъёмных» врачам, желающим приехать сюда работать. Что сегодня, по  прошествии семи лет? А  проблемы игарского здравоохранения никуда не ушли. Симптомы неутешительные: ветхость и даже аварийность некоторых объектов, нехватка кадров – это одна из главных болевых точек. 

Хорошим лекарством для Игарской больницы стали нефтяники, которые взяли её «под своё крыло», включив в систему оказания экстренной медицинской помощи, куда также вошли Красноярская краевая больница и медицинские пункты самого Ванкора. Благодаря финансовой поддержке нефтяников на третьем этаже главного корпуса городской больницы был проведён капитальный ремонт, приобретено современное медицинское оборудование в хирургическое отделение и операционный блок. Тогда же для местных СМИ проводили экскурсию по чистым, отремонтированным помещениям. Второй этаж по сравнению с третьим представляет собой иную картину: обшарпанные стены, кое-где на потолке отвалилась штукатурка, да и само состояние какое-то жуткое. Сегодня второй этаж больницы закрыт, пациенты терапевтического отделения переведены на первый.

Цокольные этажи – что в главном корпусе больницы, что в поликлинике – постоянно заливает сточными водами, системы дренирования не работают, воды подмывают фундамент. Несколько лет назад был разработан проект по укреплению свайного поля городской больницы и реконструкции отделений, размещённых на первом и втором этажах. Проект поддержали – более того, незадолго до ухода Вадима Янина с должности министра здравоохранения программа реконструкции городской больницы была утверждена. Её реализация должна была начаться три года назад, в 2019 году. Как говорится: «Должна, но не обязана». Сегодня руководством городской больницы и министерством здравоохранения обсуждается вопрос перевода стационара в другое помещение, ремонт ныне действующего здания нецелесообразен, время, когда ещё можно было исправить ситуацию, упущено. Рассматривалось здание городской гостиницы, которая в 2020 году была закрыта из-за нерентабельности, однако площади по санитарным нормам не подходили для размещения там палат. Министерство здравоохранения поставило перед руководством городской больницы задачу найти помещения для размещения в них больницы и поликлиники. Учитывая, что в Игарке строительство не ведётся, а те здания, что имеются, мало подходят под нормы работы учреждений здравоохранения, – задача сложная.

Сельское хозяйство

и животноводство

Сельское хозяйство в Игарке работало практически с начала основания города; удивительно, но игарчане доказали, что здесь, на Крайнем Севере, можно выращивать практически все овощи, кроме особо теплолюбивых. Однако в 2021 году руководством Туруханского района и города была поставлена жирная точка на игарском  сельском хозяйстве и животноводстве. Игарская организация была единственным сельхозпредприятием на енисейском севере, в последние годы она переживала не самые лёгкие времена. Среди руководства постоянно понимался вопрос о необходимости поиска путей выхода из финансовых проблем, которые с каждым годом увеличивались; выделялись бюджетные ассигнования на покрытие убытков, но все понимали, что это лишь временное решение проблем, для сохранения в Игарке натуральной сельхозпродукции необходимы регулярные финансовые вливания на оплату тех же коммунальных услуг. Чтобы сельское хозяйство и животноводство в Игарке продолжало существовать, обсуждались два варианта: либо заходит частный инвестор, либо всё-таки муниципальное предприятие покупает имущество и начинает работать по новой системе. Однако все понимали, что организация расположена в районах Крайнего Севера, соответственно, ни о какой коммерческой успешности говорить не стоит. Изначально для сохранения сельского хозяйства предлагалось сделать организацию в форме муниципального предприятия, для того чтобы и со стороны муниципалитета, и со стороны органов государственной власти можно было рассчитывать на поддержку.

Красноярский край – передовая территория по уровню государственной поддержки, которая оказывается организациям сельского хозяйства. Это и программы по материально-техническому обеспечению, помощи в приобретении техники, субсидирование затрат на приобретение и завоз кормов, и многое другое. В 2018 году Игарская организация сельского хозяйства и животноводства вошла в состав муниципального  предприятия «Надежда», учредителем которого является администрация Туруханского района: тогда местные власти видели в этом единственную надежду на спасение. Сменился и руководитель, который имел лишь поверхностное знание о работе сельхозорганизаций. Молодой, но перспективный руководитель мог, по мнению властей, стабилизировать работу организации, тем более что продукция пользовалась спросом среди местного населения. И, справедливости ради, надо отметить, что он старался – старался увеличить охват потребителей, периодически отправляя кисломолочную и мясную продукции в Туруханск. Но и это не спасло предприятие от финансового провала, коммунальные долги продолжали расти. Стало понятно, что без постоянных бюджетных вливаний организация не выживет, а с учётом того, что все депрессивные территории (а Игарка и весь Туруханский район таковыми являются) всегда ищут способы бюджетной экономии, было понятно, что финансовой поддержки не будет, и, значит, итог печален.

Закрытие сельского хозяйства игарчане пережили очень болезненно, перед вывозом скота в Уярский район было написано множество писем в разные ведомства и органы власти всех уровней с просьбой о помощи, но в ответ услышали лишь тишину. Что сказать: когда нет финансовой прибыли, а лишь финансовые потери, благополучие и желание населения отходят на второй план. Такой вот печальный конец единственного на енисей-ском севере предприятия сельского хозяйства и животноводства.

В заключение

Очень проблемным получился этот материал. Как ни старалась, а о чём-то хорошем вспомнить трудно. Плюсов немного. С 2018 года Игарка стала участвовать в различных краевых и федеральных конкурсных программах по благоустройству территорий. Благодаря чему за два года в городе появились три детские площадки и большая спортивная площадка около многопрофильного техникума. Может, для жителей «большой земли» это капля в море и «не особо какие достижения», – но для игарчан это дорогого стоит, так как в последний раз две малые архитектурные формы для детей в Игарке были установлены в 2009(!) году. 

Остаётся надеяться, что в следующий раз игарчанам будет чем похвастаться,  как минимум, появится надежда если не на развитие, то хотя бы на стабильность…

 Е.ЛУКИНЦОВА,

апрель, 2022 год. Материал подготовлен по заказу портала об Арктике  GoArctic.ru