Открытие переправы

Открытие переправы

С приходом тепла вслед за таянием снега начинается и таяние льдов. Для многих это знак приближающегося лета, но для жителей Игарки – дополнительная проблема. В течение зимы, чтобы добраться до острова Игарский, достаточно было переехать протоку на машине в любое удобное время, сейчас же для жителей города начали работать суда на воздушной подушке «Хивус».

Пассажирские перевозки через протоку вот уже несколько лет осуществляет Игарская стивидорная компания. График, согласованный  с администрацией города, предполагает работу судов на воздушной подушке с 1 мая по 12 июня.

Павел Михайлович Баев, генеральный директор Игарской стивидорной компании: «График разбит на три части, они зависят  от рейсов самолетов – с 1 мая по 22 мая, с 23 мая по 5 июня и с 6 июня по 12 июня. В транспортировке пассажиров используются три «Хивуса», потому что время от времени приходится делать дополнительные рейсы. Главной причиной задержки переправ является ледоход. Как правило, в игарской протоке лед идет не так интенсивно, как в целом по Енисею, но есть такое явление, как поднятие льда. Если это будет происходить постепенно, кусками, то возможная задержка будет минимальная, но в случае, если лед выйдет сразу,  задержка может продлиться и сутки. В этом году нам повезло, выход происходит по выходным. Бывало и так, что, приходилось задействовать для перевозки пассажиров вертолет, потому что подушки не могли проехать из-за ледяных глыб. Но могу заверить, что безопасности пассажиров ничего не грозит. Персонал у нас обучен, спасательные жилеты находятся на борту. В расписании рейсов есть примечание: «Возможно внесение изменений при изменении расписания авиарейсов». Об этом нас предупреждают за два дня, после чего мы вносим корректировки. Бывает и так, что расписание может измениться буквально за 30 минут, из-за чего приходится делать дополнительные рейсы. Кроме того, при необходимости  выполняем  санитарные рейсы в любое время суток. Случалось и такое, когда во время ледохода мы снимали со льда людей, года три назад, в итоге распороли себе скеги. Принимали участие в поисковых мероприятиях утонувших рыбаков. Нужно понимать, что мы коммерческая организация и спасательной деятельностью мы не занимаемся. Таких «Хивусов» в  городе девять штук, включая наши».

Для функционирования судов на воздушных подушках компанией ежегодно проводятся ремонтные работы или же замена старых деталей. Содержание такого транспорта – дело трудоемкое и не дешевое.

Павел Михайлович Баев: «В текущем году мы полностью заменили верхние и нижние ярусы скегов, чтобы стало более понятно, назовем их надувными «бананами». Произвели замену маршевых винтов на модернизированные, так как новые модели облегченные. Установили новое гибкое ограждение,  замена которого происходит раз в два года».

В связи с активным ростом цен в России одним из главных вопросов стал вопрос о повышении стоимости билетов на переправу. Павел Михайлович заверил, что повышения цен не будет. В контракте имеются утвержденные расценки, которые остаются неизменными и составляют 69 рублей с человека. К сожалению, льготный проезд для пассажиров не предусмотрен.

На любом транспорте, где предполагаются пассажир-ские перевозки, количество мест ограничено, как и размер багажа. «Хивус» имеет относительно небольшой размер, поэтому для комфортной переправы в некоторых случаях приходится идти на уступки.

Павел Михайлович Баев: «На одном «Хивусе» могут разместиться до девяти пассажиров, груз должен быть габаритным, чтобы была возможность поставить его к себе на колени, либо, если это крупногабаритный багаж, берем двух-трех человек, в крайнем случае, делаем дополнительный рейс. Стараемся брать всё необходимое. Конечно, если пассажир своими вещами займет весь «Хивус», то и платить ему придется за все имеющиеся места».

Кроме того, как и на всем транспорте, при переправе на судах на воздушной подушке нужно помнить простые правила безопасности: находиться на своих местах от начала рейса и до его окончания. Во время движения находиться в сидячем положении. При прибытии хивуса капитан судна выходит первым, открывает дверь пассажирам и приглашает на выход.

В распоряжении стивидорной компании кроме «Хивусов» имеются суда, которые так же нуждаются в правильной эксплуатации. Каждую весну их перегоняют на другую стоянку до полного таяния льда.

Павел Михайлович Баев: «На весенний отстой каравана суда мы еще не обкалывали, ждем подъем воды, ориентировочно на 8 метров. После обколки судно, которое высвободили изо  льда, загоняется в Медвежий лог для весеннего отстоя. Делается это для того, чтобы льды, находящиеся в протоке, не утащили с собой и суда».

С. КОРШУНОВА,

фото О. Закараевой.