Чудо Благодатного огня

Чудо Благодатного огня

В Игарку привезен Благодатный огонь. Конечно, тысячи километров, отделяющие наш городок от Иерусалима, и совсем непростой путь доставки не позволили доставить огонь в Светлую пасхальную седмицу, но сейчас православные игарчане могут приобщиться к его чуду. О чуде Благодатного огня наш разговор с настоятелем Свято-Никольского храма отцом Александром.

– С любовью в сердце, дорогие игарчане, я как ваш пастырь поздравляю вас с Пасхой! Неоднократно я с амвона говорил о том, что это величайшее чудо – Благодатный огонь. Раз в году, именно во время богослужения на светлое Христово Воскресение, во время молитвы Патриарха Иерусалимского в кувуклии на Гробе Господнем сходит Благодатный огонь. Сейчас мы можем видеть то, что происходит в Храме Города Господня во время прямых телетрансляций. Единственное, что мы не видим  –  то, как именно сходит огонь.  Лишь однажды на камеры попали маленькие искорки-блики, которые начинают во время молитвы патриарха вспыхивать то в одном месте, то в другом, от них в один прекрасный момент и начинают тлеть маленькие легко воспламеняющиеся ваточки, разложенные в приделе Гроба Господня, их раздувают, зажигают свечи и от  них молниеносно Благодатный огонь распространяется по свечам и лампадам всех присутствующих  в храме, начинается ликование. Смысл схождения Благодатного огня в том, чтобы нам всем было ясно, что Господь с нами. Примечательно то, что сходит огонь именно на православную Пасху. Ведь Пасху мы встречаем три раза: по иудейскому календарю, по католическому – григорианскому, введенному Папой Григорием, и по календарю юлианскому, введенному Юлием Цезарем – по нему живет Русская православная церковь и Иерусалим-ская церковь  – это самый старый календарь. День Пасхи высчитывается так, как было утверждено отцами-богословами на первом Вселенском соборе – первое воскресенье после весеннего луностояния. Именно в православную Пасху, накануне в субботу, Господь являет нам чудо явления огня.

В последнее время явление Благодатного огня начинает восприниматься мистически. Я как пастырь хочу предостеречь от этого. Мы ведь ходим в церковь не для того, чтобы лицезреть этот огонь, взять его в руки, принести домой, и якобы после этого все наши проблемы будут решены сами собой… Ни в коем случае. Когда  в свое время у отца Серафима Саровского монашенки спросили: «Как же так, батюшка Серафим, мы живем в России, верим в Бога, а ни разу в жизни не были ни на Афоне, ни у Гроба Господня, как же мы можем прикоснуться к святыням?», он им ответил: «Пройдите по канавке, которую я протоптал, сто раз прочитаете молитву «Отче наш», так и будет вам и Иерусалим, и Афон». Не в том смысл, что можно один раз в год в праздник прийти в храм, тем более, что сейчас это официальный праздник. Во многих религиях сейчас это приобретает  мистический характер: мол, например, чтобы деньги водились, надо помолиться той иконе, чтобы зуб не болел, надо помолиться другой иконе, чтобы счастье было, надо принести этот огонь к себе… Не в этом дело. Если человек в церковь не ходит, ни разу не причащался, не исповедовался, не был ни на одной службе, не молится дома, не молится в церкви и уже полжизни прожил не крещеным, то, что ему от того, что он принесет этот огонь к себе домой? Он попадет только в большее искушение. Сам огонь – только огонь. Господь говорил: «По вере вашей да будут вам». Три раза тайно прикасалась к нему женщина, трижды он отвергал её, спрашивая, кто прикоснулся к нему, а когда всё открылось, он сказал ей: «Иди, жено, по вере твоей да будет тебе». Когда нехристианин-сотник просил у Господа исцелить его сына, ему было достаточно лишь только одного слова Господа о том, что сын исцелится. Всё делается только по нашей вере и убеждению. Вера в Бога должна быть, в первую очередь, в душе. Иконы, огонь святой, те страшные события, которые происходили на горе Голгофе –  разорвавшаяся надвое  церковная занавесь, землетрясение, затмение – всё это показывает нам присутствие Бога, говоря о том, Господь над нами наблюдает. Человек, считающий и называющий себя христианином должен знать, что, в первую очередь, вера в Бога должна быть у него в душе, а раз так, то он должен, как минимум, исполнять заповеди Христовы.

Что касается доставки огня, в этом году, да и в предыдущие, мы просили кого-нибудь, чтобы нам его привезли.  Весь секрет в том, чтобы приобрести специальную лампу для переноса святого  огня – стоит она дорого, изготавливают их в Турции, а компания, реализующая такие лампы, находится в Санкт-Петербурге. Я хочу получить благословение Агафангела, епископа Норильского и Туруханского, съездить в Александро-Невскую Лавру, попросить благословение у ее наместника, потому что мы имеем прямое отношение к лавре, ведь наш храм тоже носит имя Александра Невского, и постараться приобрести такую лампу. АО «Ванкор-нефть»  выразило согласие доставлять нам огонь. Таким образом, он будет прибывать в наш храм намного раньше, прямым путем из Красноярска, а не окольным, как, например, в этом году – через Светлогорск на вездеходе.

В храме огонь горит на престоле в алтаре в центральной лампаде и на горнем месте,  он горит постоянно, его поддерживают. Для того, чтобы он горел, надо использовать специальное лампадное масло, которое просто подливают в лампаду. Если использовать масло обыкновенное, подсолнечное, из магазина, огонь тухнет. Стараемся, чтобы огонь горел сорок дней, но насколько хватает масла, настолько и хватает.

Получив частичку огня в храме, можно и должно поделиться им с другими, зажигаете лампаду и свечи дома, а потом раздаете его дальше, что мы в миру и делаем, поздравляя друг друга со светлым праздником Пасхи.  

О. ЗАКАРАЕВА, фото автора.