Старые раны затягиваются, а шрамы остаются

Старые раны затягиваются, а шрамы остаются

Мы мало знаем о тех, кто побывал в фашистских концлагерях, многое забылось или просто замалчивалось. Огромное количество наших соотечественников было убито.  Выжить смогли немногие. Мы продолжаем  говорить о ветеранах Великой Отечественной войны,  для которых это не просто праздник, это – олицетворение  долгожданного  мира, к которому наша страна шла долгих четыре года. Сегодня мы расскажем о Варваре Иосифовне Курбатовой, узнице концлагерей. Даже спустя многие десятилетия она не может вспоминать о тех событиях без слез.    

В январе 1942 года  маленькая деревушка Долина Хвастовического района Калужской области была сожжена немецкими войсками, видимо, немцы в сельчанах видели большую угрозу для своей армии. Жители деревни, спасаясь, убежали в лес, среди них была и Варвара Иосифовна Курбатова, тогда маленькой Варе не исполнилось и четырех лет. Около двухсот жителей деревни убежать не успели, они погибли в страшном пожаре, среди них была и тетя Таня, родная сестра отца, ей было всего 30 лет. Варвара вместе с семьей выживала в непривычных для себя условиях – им пришлось обустраиваться в землянках.  Однако даже спустя  месяцы фашисты  о них  не  забыли, в апреле 1942 года своих пленных они пригнали в деревню Хвастовичи, где решалась их дальнейшая судьба – либо в Германию отправить, либо сжечь.  Спасла положение железная дорога из Брянска в Ульяновск, которая находилась недалеко  от Долины, она была очень нужна фашистским захватчикам, и ее надо было  обслуживать, поэтому туда и отправили и без того обессиливших пленных.  Несмотря на юный возраст, Варвара Иосифовна хорошо помнит, как под дождем и мокрым снегом, не зная выходных, голодные и измученные женщины и дети восстанавливали железную дорогу после бомбежек. За их работой следили надсмотрщики, которые по периметру построили будки для наблюдения, фактически это был концлагерь.  Был страшный голод, многие просто не смогли вынести таких условий. Из воспоминаний Варвары Иосифовны, которыми она поделилась с членом городского Совета ветеранов Зинаидой Григорьевной Стукаловой в 2009 году: «Когда проезжали составы с солдатами, голодные дети бежали к поезду и солдаты из жалости кидали им кусочки сахара и хлеба. Так продолжалось долго. Очень много людей умирало страшной смертью. Немцы заставляли узников копать для себя могилы-траншеи, ставили их лицом к яме, обливали бензином и расстреливали. Потом поджигали и ставили следующих…»

На долю жителей деревни Долина выпало много, было все – и голод, и холод, прятались от бомбежек, жили в лесу больше года. Красной армией были освобождены только в августе 1943 года. Оставшиеся в живых люди вернулись в свою деревню, в свои сожженные дома. Помнит Варвара Иосифовна, как вместо домов стояли печки с трубой, печальное напоминание о некогда мирной счастливой жизни. На первое время построили небольшие шалаши: врытые столбики обкладывали ветками, соломой, ее же стелили на землю, чтобы было теплее. Так и жили, пока не вернулись мужчины. Общими усилиями люди стали отстраивать свою деревню, мужских рук очень не хватало, с фронта вернулось всего семь человек. Чтобы построить небольшие домики, нанимали мужчин из других деревень. В этих маленьких хатенках жили по три семьи, долго еще жителям деревни пришлось восстанавливаться. Потихоньку возрождали колхоз, появились тракторы и комбайны, до этого землю пахали с помощью лошадей, а траву косили вручную. 

Варвара Иосифовна окончила 7 классов, пошла работать в колхоз, работы не боялась, хваталась за любую. Однако, в то время в колхозе деньги не платили, а если у кого была корова, куры  или свиньи, то заставляли большую часть произведенного отдавать государству. На каждую такую «зажиточную» семью имелся определенный план сдачи яиц, литров молока, мяса. В общем, получалось, что даже если у семьи и было свое хозяйства, от голода это ее не спасало. Чтобы заработать реальных денег Варваре Иосифовне в  течение нескольких лет приходилось ездить на торфяное предприятие, где за работу платили деньгами.  До этого, как и многие, ходила в лаптях, с появлением  денег смогла купить себе и маме одежду и обувь, помогла с одеждой и некоторым родственникам.  В 1958 году стала работать дояркой в родном колхозе, позже встретила своего будущего мужа, родился сын Александр и дочь Оксана.

В Игарку с семьей приехала в 1977 году. Без дела не сидела, работала в двух-трех местах. Вырастили с мужем сына и дочь.

Время шло, старые раны забылись, но Варвара Иосифовна никогда не сможет вычеркнуть из памяти тот страшный год, когда смерть была   рядом. С тех пор  прошло более 80 лет, но каждый раз при воспоминании о том времени слезы застилают глаза. Такое разве можно забыть? Старые раны затягиваются, только шрамы остаются.

С. КОРШУНОВА, фото автора.