Лучший педагог дополнительного образования Туруханского района работает в Центре творчества города Игарки
Совсем недавно завершился районный конкурс профессионального мастерства педагогов Туруханского района «Педагог года». В нем соревновались учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования и коррекционного обучения. Игарчане тоже приняли участие в конкурсе, и результатом стала победа Ольги Федоровны Прибыткиной, руководителя творческого объединения «Музыкальный калейдоскоп», педагога дополнительного образования МБУ ДО «Центр творчества г. Игарки».
Своей целью конкурс поставил «формирование позитивного имиджа педагогического труда через выявление, поддержку и поощрение талантливых педагогов, распространение их инновационного опыта». Также такие конкурсы помогают распространить опыт среди учителей и воспитателей, ведь во время его проведения педагоги могут ознакомиться с работой других людей и стимулировать профессиональный рост работников сферы образования. Попробовать свои силы могли педагоги образовательных учреждений Туруханского района всех типов, никаких ограничений по возрасту не устанавливалось. Конкурс проводился в один заочный этап и по нескольким номинациям: «Учитель года», «Воспитатель года», «Педагог – новатор», «Лучший педагог дополнительного образования», «Лучший педагог коррекционного обучения». Конкурсантам нужно было показать: свою визитную карточку (для создания представления об участнике, его опыте и направлениях работы); мастер-класс в виде презентации или видеоролика, представляющего педагогическую практику; видео учебного занятия на рабочем месте и его подробный самоанализ.
Ольга Федоровна Прибыткина, руководитель творческого объединения «Музыкальный калейдоскоп», педагог дополнительного образования МБУ ДО «Центр творчества г. Игарки»: «От нас требовалось сделать визитную карточку, видеоролик занятия и его аналитическую записку. Мы могли сами выбрать тему, поэтому остановились на формировании навыков певческого дыхания. Очень хотелось углубиться с детьми в эту тему, потому что дыхание является основой вокальной техники. От него зависит сила, красота и продолжительность звука, поэтому самые первые занятия мы посвящаем дыханию. За время занятия показываем, как и из чего оно формируется. С помощью презентации, по слайдам и с объяснениями дети узнают то, как образуется дыхание, откуда, как правильно делается вдох, выдох. Ребятишки ознакомились со схематическими изображениями органов дыхания: грудной клеткой, легкими, диафрагмой, голосовыми связками. Эмоции переполняли детей от увиденного. В занятиях, которые предшествовали мастер-классу, мы уделили много времени упражнениям для правильного дыхания, детям иногда было смешно во время занятия. Испробовали много способов дыхания: «еж» – короткие вдох и выдох; «воздушный шарик» – наоборот, вдох и выдох глубокие; «кипящий чайник»; «суслик» – очень веселое упражнение, во время которого нужно было глубоко вдохнуть, изобразить суслика и сделать выдох с определенным звуком. Еще одним главным аспектом является певческая посадка, ее ребятишки знают тоже с самого первого занятия».
Ольга Федоровна считает, что ее обучающиеся очень ответственно отнеслись к подготовительным занятиям и мастер-классу, а родители относятся с пониманием и очень заинтересованы тем, чем занимаются их дети. Пение и правильное дыхание – это, в первую очередь, здоровье всего тела, залог продолжительной жизни.
О. Ф. Прибыткина: «Конкурс оказался одной из ступеней роста моего профессионального мастерства. Участие принимали по желанию. Провести обычное занятие – это одно дело, но во время этого мы часто отвлекаемся. Тема «Формирование навыков певческого дыхания» трудная, но интересная, и ее лучше подавать поэтапно. Я рада, что попробовала свои силы в этом конкурсе.
Кажется, что успех в любой сфере зависит от таланта ученика и профессионализма педагога, но это не совсем не так. Деятельность детей зависит от родителей. В этот сложный и совсем короткий период подготовки, когда были жесткие ограничения из-за пандемии коронавируса, нам удалось вспомнить все прошлые занятия, показать детям, как проводятся подобные мастер-классы. Сложность возникала при восприятии беседы о дыхании, его причинах и значении, ведь оно до сих пор остается одной из величайших загадок человечества. Как раз, поэтому наш мастер-класс и начался с загадки. Хочу поблагодарить родителей всех обучающихся творческого объединения «Музыкальный калейдоскоп», они помогли достичь успеха в конкурсе «Педагог года».
Участие в конкурсе не обошлось без переживаний. В Центре творчества работают прекрасные педагоги, профессионалы своего дела, и будучи интеллектуально развитыми людьми, они время от времени сомневаются в своих способностях, таким качеством наделен каждый человек.
Ольга Федоровна Прибыткина, руководитель творческого объединения «Музыкальный калейдоскоп», педагог дополнительного образования МБУ ДО «Центр творчества г. Игарки»: «Дети приходят к нам получать дополнительное образование, мы познаем жизнь в музыке, игре, общаемся. Сложилась дружная команда. Выбранную тему мне лично хотелось развернуть, но в то же время одолевал страх, потому что для ребят она могла оказаться сложной. Творческое объединение «Музыкальный калейдоскоп» посещают детишки 1–4 классов. Например, в Туруханском районном Доме культуры работают прекрасные музыканты, исполнители, может быть, кто-то из них принимал участие. Имидж нашего Центра творчества хотелось повысить».
Большую помощь Ольге Федоровне оказали: заместитель директора по учебно-воспитательной работе в оформлении документации; программист записал занятие на видео. Дети на уроке познакомились с дыханием, механизмами вдоха и выдоха, строением голосового аппарата, певческим дыханием, его типами, правилами.
О. Ф. Прибыткина: «Обязательно проговаривались все нюансы. Чтобы занятие не казалось обычным, сухим, каких большое количество в интернете, и раз одна из мыслей, что дыхание – это чудо, в конце занятия ребята сами показывали чудеса вдоха и выдоха. Брали два стакана с водой, две трубочки и, вдохнув полной грудью, дули через трубочки в воду. В стакане с большим количеством жидкости вода бурлила будто кипяток, а с меньшим – выливалась из емкости. Чудо заключалось в том, что дыхание может заставить воду «закипеть». Еще детишки подкидывали вверх перышко и, выдыхая, не давали ему упасть. Воздух его держал. Также брали большую снежинку, клали ее на пол и с помощью воздуха старались переместить ее. Такие упражнения привели детей в восторг».
Кроме творческого объединения в ЦТ города Игарки Ольга Федоровна руководит вокальной студией «Веселая нотка» в Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Забота».
В 4 классе жизнь связала Ольгу Федоровну с вокалом в Доме культуры лесокомбината на занятиях художественной самодеятельностью детского сектора под руководством Светланы Григорьевны Амбарцумян. Из ДК ЛПК подавали заявку на обучение в музыкальном училище Абакана, О. Ф. Прибыткина могла поехать туда и получить профессию хормейстера, руководителя хора. Судьба распорядилась иначе, и Ольга Федоровна поступила в Игарское педагогическое училище и окончила его. Так педагогика и культура заняли важное место в ее жизни. После выпуска Ольга Федоровна уехала по распределению работать учителем младших классов в Усть-Порт Таймырского Долгано-Ненецкого района. Вернувшись в Игарку, устроилась воспитателем в детский сад «Жарки». После ликвидации учреждения работала директором детского клуба «Дружба», который через несколько лет был закрыт. Ольга Федоровна продолжила свою деятельность в городском Доме культуры и досуга, где являлась руководителем клубного объединения «Горница»… В настоящее время работает в Центре творчества руководителем творческого объединения «Музыкальный калейдоскоп».
Ольга Федоровна Прибыткина, руководитель творческого объединения «Музыкальный калейдоскоп», педагог дополнительного образования МБУ ДО «Центр творчества г. Игарки»: «Вся моя деятельность – это педагогика и культура, области, неразрывно связанные между собой. Где-то между ними, в самом сердце, находится творчество – главный смысл моей жизни. Сейчас я не представляю себя без творческого объединения «Музыкальный калейдоскоп» и вокальной студии «Веселая нотка».
В работе педагога дополнительного образования самое важное – любовь к своим воспитанникам. Если относиться к каждому ребенку умело, с добром, даже если ему кажется, что у него ничего не получается, при должном подходе дети справляются с трудностями. Почувствовав, что бояться и стесняться нечего, воспитанники не будут сопротивляться и раскроют свои таланты. Если создать в коллективе атмосферу доверия и доброжелательности, любви и уважения, «один за всех, и все за одного», тогда все сложности и преграды станут по плечу. Дети доверяют друг другу и руководителю, а это значительное достижение».
«Музыкальный калейдоскоп» воспитанники Центра творчества посещают с удовольствием и относятся к Ольге Федоровне с уважением и чистой детской любовью.
Кристина, воспитанница МБУ ДО «Центр творчества г. Игарки»: «Я очень люблю петь и хочу стать певицей, поэтому хожу в «Музыкальный калейдоскоп». Ольга Федоровна очень добрая, учит нас правильно петь, а мы стараемся не подводить ее».
Александра, воспитанница МБУ ДО «Центр творчества г. Игарки»: «Мне очень нравится вокал. Здесь мы учим новые песни, многие кажутся интересными и становятся любимыми. Ольга Федоровна добрая, никогда не сердится, даже когда мы устаем и не хотим заниматься».
Коллектив Центра творчества ценит профессионализм и хватку победительницы конкурса. Коллеги о ней отзываются только положительно.
Инга Вячеславовна Короткова, и. о. директора МБУ ДО «Центр творчества г. Игарки»: «Свою трудовую деятельность как педагог дополнительного образования Ольга Федоровна начала еще в далеком 2000 году, но по стечению обстоятельств, в 2004 она уволилась. Несмотря на это, Ольга Федоровна очень долгое время работала в учреждении по совместительству, а в 2018 вновь вернулась к нам на постоянное место работы педагогом объединения «Музыкальный калейдоскоп». За все время работы Ольга Федоровна показала себя грамотным специалистом. В своей деятельности она осуществляет развитие музыкальных способностей у обучающихся. Как педагог определяет содержание занятий с учетом возраста детей, уровня их подготовленности, индивидуальных особенностей. Ее учащиеся неоднократно становились победителями городских конкурсов.
Наиболее ценный вклад в учреждение, на мой взгляд, – это получение Гран-при в городском конкурсе «Колокольчик мой хрустальный» в 2019 году. Как педагог неоднократно награждалась благодарственными письмами от учреждений нашего города. В 2021 году отмечена Почетной грамотой МБУ ДО «ЦТ г. Игарки».
Ольга Федоровна является профессионалом своего дела, которое очень любит. Ее занятия – не просто знакомство и разучивание песен. Она вводит детей в мир музыки, опираясь на межпредметную связь. Речь, дикция, дыхание, стихи, сценические постановки – все это взаимосвязано между собой. Для нее главное интересно и доступно подать это обучающимся. И как результат – хороший показатель на конкурсах.
В 2021 году Ольга Федоровна прошла аттестацию на первую квалификационную категорию. И вот стала победителем районного конкурса «Лучший педагог». Я считаю, что это заслуженная награда, и надеюсь, что Ольга Федоровна еще не один год проработает в Центре творчества и будет радовать выступлениями наших детей. Как человек она легкая, открытая, готова прийти на помощь в различных ситуациях. Интересный собеседник и человек, умеющий слушать, выслушать и поддержать».
Победители конкурса по всем номинациям смогут поучаствовать в региональных соревнованиях. Ольга Федоровна Прибыткина заняла первое место в конкурсе профессионального мастерства педагогов Туруханского района «Педагог года» в номинации «Лучший педагог дополнительного образования» не просто так, она имеет большой опыт за плечами, любит то, чем занимается, из-за чего способна не самую простую и интересную тему превратить во что-то захватывающее и веселое. Неординарное мышление, поддержка со стороны воспитанников, их родителей и педагогического коллектива помогли ей стать лучшим педагогом дополнительного образования Туруханского района и получить шанс побороться с коллегами из Красноярского края.
Е. ХАМИДУЛИН.
Фото автора.