Оптимизация детско-родительских отношений
Важнейшая социальная функция семьи – воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье; определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней развития и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития.
Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения.
Оптимальная родительская позиция должна отвечать трем главным требованиям: адекватности, гибкости (динамичности) и прогностичности. Рассмотрим данные требования подробнее.
Адекватность – степень ориентировки родителей в восприятии индивидуальных особенностей ребенка, его развития, соотношения качеств, объективно присущих ребенку, и качеств, видимых и осознаваемых родителями. Родитель не должен концентрироваться только на том, чего он хочет в принципе добиться от своего ребенка. Знание и учет его возможностей и склонностей – важнейшее условие успешности развития. При неадекватной позиции родители как бы не видят своего ребенка, воспринимают его искаженно, не различают его реальных и приписываемых ему качеств. Иногда неадекватное родительское поведение приобретает характер тотального неприятия личности ребенка. Неадекватное представление о ребенке, приписывание ему незрелости, слабости, роли «маленького», «младшенького», навязывание представления о беспомощности, зависимости, невозможности существования без матери определяется как «инфантилизация». Другой вид искаженного видения ребенка – инвалидизация – состоит в недооценке психофизических данных ребенка, приписывания ему болезненности. Социальная инвалидизация заключается в обесценивании точки зрения ребенка, его планов, намерений, интересов, приписывание ему социальной несостоятельности, дурных наклонностей, социальной малоуспешности.
Параметр адекватности описывает когнитивную составляющую взаимодействия родителей с ребенком.
Гибкость (динамичность) родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Динамичность отражает степень подвижности родительских позиций, способность изменениям форм и способов взаимодействия с детьми. Динамичность может проявляться:
– в восприятии ребенка: создание изменяемого портрета ребенка, либо оперирование раз и навсегда созданным статичным портретом;
– в степени гибкости форм и методов взаимодействия в связи с возрастными изменениями ребенка;
– в степени изменчивости воздействия на ребенка в соответствии с различными ситуациями, в связи со сменой условий взаимодействия.
Ригидная позиция – это выработанные в семье способы воздействия, которые годами применяются по отношению к уже изменившимся детям. Форма взаимодействия с ребенком в этом случае не зависит от ситуации и его возраста. Это относится к формам наказания, контроля над поведением, использованию речевых штампов.
Под прогностичностью позиции понимается способность родителей к предвидению перспектив дальнейшего развития ребенка и построению взаимодействия с ним с учетом такого поведения. Таким образом, прогностичность определяет как глубину восприятия ребенка родителями, то есть описывает когнитивный компонент родительской позиции, так и особые формы взаимодействия с детьми, то есть поведенческий компонент родительской позиции. Эмоциональный компонент появляется по всем трем параметрам родительской позиции (адекватность, динамичность, прогностичность). Он выражается в эмоциональной окраске образа ребенка, в преобладании того или иного эмоционального фона во взаимодействии родители–дети.
Родительская позиция может быть осознаваемой, когда отношения и взаимодействие с ребенком отрефлексированы родителем, или неосознаваемой, когда взаимодействие родителя с ребенком подчинено влиянию неосознаваемой мотивации родителя.
В семье существует такой вид отношений, как доминирование–подчинение. Выделяют 5 видов социальной власти, характеризующей отношения между ребенком и взрослыми в семье.
Власть вознаграждения. Ребенка могут вознаграждать за определенное поведение. Награда следует за социально одобряемым (ожидаемым) поступком, наказание – за социально порицаемым.
Власть принуждения. В ее основе лежит жесткий контроль над поведением ребенка, каждый незначительный проступок подлежит наказанию (либо словесному – угроза, либо физическому).
Власть эксперта. Основана на большей компетентности родителей в том или ином деле (социальная или профессиональная компетентность).
Власть авторитета. В ее основе лежит уважение человека (одного из родителей), который является образцом, носителем социально одобряемого поведения.
Власть закона. Единственная форма внеличностной власти, однако, носителем и истолкователем закона, правил поведения для ребенка являются взрослые и, в частности, родители.
Как правило, психологи связывают доминирование с принятием социальной ответственности за действия группы: доминирующий член группы отвечает за успешность выполнения общей задачи и, кроме того, несет ответственность за сохранение нормальных отношений между членами группы.
Главным в анализе детско-родительских отношений является понятие «роль».Принятие той или иной роли родителями по отношению к детям определяет стиль родительского отношения, или стиль воспитания. Как социально-психологическое понятие, стиль обозначает совокупность способов и приемов общения по отношению к партнеру. Стиль взаимодействия родителей и ребенка является наиболее очевидным, доступным для внешнего наблюдения. Следует сказать, что стиль семейного воспитания в силу своей очевидности является очень важным, прежде всего для самого ребенка, так как он детерминирует родительскую роль и в целом оказывает влияние на его личностное становление и развитие.
Родительский стиль – это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку.
Выделяют следующие стили воспитания:
изоляция: совместные решения в семье не принимаются; ребенок изолируется и не хочет делиться своим внутренним миром с родителями;
соперничество: общение характеризуется противостоянием, критикой, что является следствием реализации потребности в самоутверждении и симбиотической привязанности;
псевдосотрудничество: партнеры проявляют эгоцентризм, мотивация совместных решений не деловая, а игровая (эмоциональная).
Эмоциональную составляющую стиля семейного воспитания определяют родительские чувства, эмоциональный фон в общении с ребенком, то есть проявление родительских позиций, чувства к брачному партнеру, отношение к распределению ответственности и ролей в семье, оценка себя как родителя в целом.
Наконец, в поведенческой составляющей в той или иной мере реализуются все компоненты родительства: родительское отношение, установки и ожидания, родительские чувства, позиции, реализация семейных ценностей и позиция ответственности. Учитывая взаимозависимость отношений в семье, их описывают через те роли, которые выполняет ребенок. Наиболее типичны четыре роли: «козел отпущения», «любимчик», «бэби», «примиритель».
Козел отпущения – это объект для проявления взаимного недовольства супругов – родителей. Детская роль возникает в семье, когда супружеские проблемы родителей переходят на ребенка. Он как бы отводит на себя эмоции родителей, которые на самом деле они испытывают друг к другу.
Любимчик заполняет вакуум в супружеских отношениях, забота и любовь к нему чрезмерно преувеличены. Данная роль возникает в семье тогда, когда родители не испытывают друг к другу никаких чувств.
Бэби – в этой роли ребенок очень ограничен в своих правах, отдален от родителей, он как бы вытесняется из семейной общности, ему раз и навсегда предписано быть в семье только ребенком, от которого ничего не зависит. Эта роль возникает при сильной близости супругов друг к другу.
Примиритель вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты, включаться в сложности семейной жизни.
Становясь воспитателем, родитель должен начать с себя, с изменения своего восприятия ребенка как несовершенного «наброска» человека. Только уважительное, доверительное, но возлагающее определенную меру ответственности воспитание может привести к оптимальному формированию личности ребенка.
Важно, какие эмоциональные впечатления получает ребенок в семье, ведь от этого будет зависеть, какое положение он займет в семье и обществе. Уважение должно проявляться в отношении к ребенку любого возраста. Нередко в результате конфликтов утрачивается эмоциональный контакт родителей с детьми, вследствие чего возникает нетерпимость к другим мнениям. Вот почему так важно для родителей знать присущие данному возрасту достоинства и недостатки, чтобы лучше регулировать жизнедеятельность растущего человека, создавать оптимальные условия для раскрытия его дарований и способностей.
В настоящее время трудно найти взрослого, у которого не возникают, время от времени, сложности и проблемы во взаимоотношениях с детьми, также наблюдается разорванность родственных отношений. Следует отметить, что многие родители заняты преимущественно физическим «выращиванием» детей, а значение процессов, происходящих в их душах, ими нередко недооцениваются.
Под оптимизацией отношений между родителями и детьми следует понимать переход отношений между родителями и детьми от дистантного, конфликтного типа взаимодействия к гармоничному. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье.
Для того, чтобы происходила оптимизация детско-родительских отношений, родителям необходимо:
вовлекать ребенка в активное участие в жизни семьи;
всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
поинтересоваться его проблемами, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
уважать право ребенка на собственное мнение;
уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
с уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
Краевое государственное бюджетного учреждения социального обслуживания «Комплексный центр
социального обслуживания населения «Туруханский». Отделение социальной помощи семье и детям.