Услуги по оказанию помощи на дому
Социальное обслуживание на дому для определенных категорий населения является вынужденной жизненной необходимостью. Помощь для обеспечения нуждающихся необходимыми условиями способен предоставить специализированный отдел Комплексного центра социального обслуживания населения.
Социальные работники отдела социального обслуживания на дому занимаются предоставлением услуг, направленных на улучшение условий жизни при сохранении пребывания подопечных в привычной для них обстановке. Для определения необходимости предоставления услуг учитываются обстоятельства, ухудшающие или способные ухудшить жизнь получателя. При заключении договора комплексного центра с предполагаемым подопечным, сотрудники обязательно обговаривают условия работы и рассказывают о правилах внутреннего распорядка для того, чтобы избежать возможных непредвиденных ситуаций и проблем.
Валентина Викторовна Нечаева, заместитель директора СП КГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Туруханский»: «На базе учреждения, в данный момент, находится пять социальных работников, на которых приходится 63 подопечных. Пользователями услуг социального обслуживания на дому являются одиноко проживающие пенсионеры, частично или полностью утратившие способность к осуществлению самообслуживания, и люди с ограниченными возможностями здоровья. Посещают подопечных 2 раза в неделю, на одного социального работника приходится 12–13 человек. Для каждого сотрудника предусмотрен журнал посещений обслуживаемых, где указаны фамилии, наименование услуги, дата и время ее оказания. Каждый месяц все итоги работы вносятся в реестр, после чего составляется рапорт для отправки в отделение Туруханска. У сотрудников установлен специальный тариф, определяющий допустимое для оказания услуги время. Возможность оплаты платных услуг определяется отделом социальной защиты. Исходя из дохода подопечного, устанавливается сумма оплаты».
Список услуг, предоставляемых организацией, достаточно обширен, чтобы обеспечить необходимые условия для проживания. Каждая из услуг по покупке и оплате выполняется за счет подопечного отдела социального обслуживания на дому. Желающие способны воспользоваться различными видами услуг.
Социально-бытовые:
– обеспечение книгами, журналами, газетами, в том числе их приобретение за счет подопечных, доставка на дом, заполнение квитанций на подписку;
– покупка продуктов питания и доставка их на дом за счет пользователя услуг;
– покупка промышленных товаров первой необходимости, средств личной гигиены, средств ухода и доставка на дом;
– помощь в приготовлении пищи;
– оплата жилищно-коммунальных услуг и услуг связи;
– сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт, обратная их доставка;
– организация помощи в проведении ремонта жилых помещений (в том числе вызов на дом сантехника, электрика и других необходимых работников, осуществление поиска исполнителей и организация заключения с ними договоров подряда для устранения неисправностей и ремонта жилых помещений);
– предоставление санитарно-гигиенических услуг лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход;
– отправка почтовой корреспонденции, оказание помощи в написании и прочтении писем;
– уборка жилых помещений, в том числе с привлечением иных лиц (служб);
– содействие в посещении кино, театров, выставок и других культурных мероприятий (в том числе приобретение билетов, по просьбе получателя социальных услуг информирование о предстоящих культурных мероприятиях, при необходимости, в рабочее время, сопровождение получателя услуг при посещении мероприятий, прогулки с гражданами пожилого возраста);
– содействие в помещении в организации, осуществляющие стационарное социальное обслуживание (помощь в оформлении документов);
– получение по доверенности (содействие в получении) пенсий, пособий и других социальных выплат.
Социально-медицинские услуги:
– покупка лекарственных препаратов и медицинских изделий (по заключению врачей), в том числе по льготному рецепту, и их доставка получателю;
– выполнение процедур, связанных с наблюдением за состоянием здоровья подопечного (в том числе измерение температуры тела, артериального давления, контроль за приемом лекарств, назначенных врачом);
– содействие в получении медицинской помощи в объеме территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в Красноярском крае, госпитализации, диспансеризации, медицинских осмотрах (в том числе осуществление вызова соответствующего специалиста для выполнения медицинских процедур, осуществление доставки анализов, сопровождение в медицинские организации, осуществление взаимодействия с лечащим врачом);
– выполнение медицинских процедур по назначению врача (в том числе помощь в обработке ран, наложение повязки, осуществление накладывания горчичников, компрессов, закапывание капель).
Социально правовые услуги:
– оказание помощи в оформлении и восстановлении утраченных документов;
– оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно;
– оказание помощи в защите прав и законных интересов (содействие в получении полагающихся льгот, пособий, компенсаций, алиментов и других выплат в соответствии с действующим законодательством);
– консультирование по социально-правовым вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание, получение мер социальной поддержки.
Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг:
– содействие в обеспечении техническими средствами реабилитации, включая протезно-ортопедические изделия, содействие в проведении медико-социальной экспертизы;
– содействие в перевозке граждан пожилого возраста и инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, к социально значимым объектам, в том числе с предоставлением транспортной услуги «социальное такси».
Валентина Викторовна Нечаева, заместитель директора СП КГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Туруханский»: «Все наши сотрудники добросовестно относятся к своей работе. Они готовы пойти навстречу каждому и при необходимости предоставить всю возможную помощь. В момент приема на работу, и дальше находясь на должности, каждый из сотрудников проходит обучение, направленное на знание специфики работы и на умение предоставления как услуг, так и помощи, не входящей в реестр. Совсем недавно они завершили обучение уходу и реабилитации тяжелобольных пожилых. Из основных качеств сотрудника можно выделить терпеливость и понимание в отношениях с пользователями услуг. Все прекрасно знают о несхожести характеров у людей, время от времени к нам обращаются достаточно капризные подопечные, но к каждому из них у сотрудников получается найти свой подход. Чаще бывают и противоположные ситуации. Многие из пенсионеров, особенно одиноко проживающие, проявляют большое дружелюбие и стремление к общению. Для нас их истории о молодости, радушный прием, приглашение выпить вместе чай лучше любой благодарности. В обязанности социального работника также входит и приглашение на дом специалиста, не относящегося к нашему учреждению. Специфика работы подразумевает активное сотрудничество со всеми учреждениями города. Пользуясь случаем, хотелось бы еще раз поблагодарить сотрудников МЧС за то, что не отказали в помощи, когда нужно было отвезти в больницу пациента. Ежегодно мы отмечаем День пожилого человека. Раньше посещали ветеранов с поздравлениями и подарками. К сожалению, сейчас финансирование на это не выделяется. Мероприятия проходят по мере возможности, в основном это посещение других учреждений организованными группами. Все мы с любовью и трепетом относимся к своим подопечным».
Работа отдела социального обслуживания требует огромной ответственности и человеколюбия. Несмотря на количество услуг, каждый из сотрудников оказывает помощь, оценить которую сложно. Для нуждающихся находят мебель, посуду и одежду, обеспечивают продуктами и просто поддерживают приятную беседу, даря положительные эмоции.
С. КОРШУНОВА.