Самые распространенные виды телефонного мошенничества
В настоящее время значительную часть преступлений составляют телефонные мошенничества. Основными их видами являются:
1. Звонок мошенника, который представляется сотрудником банка и сообщает, что на владельца телефона пытаются оформить кредит в другом городе, и предлагает помочь. Как правило, у звонящих есть личные данные клиента банка, поэтому люди верят, что на телефонной линии действительно сотрудники банка. Далее мошенники просят сообщить код из СМС, который действительно придет с официального номера банка по запросу, направленному мошенниками от вашего имени, после чего оформляют кредит на жертву и списывают со счета все кредитные деньги. Пострадавший будет обязан выплачивать этот кредит, потому что для банка нет никаких причин его аннулировать: технически они получили СМС-код от клиента.
2. Звонок мошенника, который представляется сотрудником банка и сообщает о возможности получения финансовой поддержки либо рассрочки по имеющимся платежам в связи с разными обстоятельствами (кредитные каникулы, акция банка и тому подобное), и просит сообщить данные банковской карты. Если владелец карты сообщает мошенникам реквизиты, срок действия и CVV-код (код с обратной стороны карты), то они могут использовать эту информацию для оформления онлайн-покупок от имени жертвы.
3. Звонок мошенника, который представляется сотрудником банка и предлагает поучаствовать в лотерее от банка: чтобы получить крупную сумму, надо всего лишь пройти опрос на сайте. На самом деле никакой лотереи не существует, а сайт представляет собой копию, созданную мошенниками. После введения жертвой на сайте номера банковской карты и иных персональных данных, мошенники получают к ним доступ и похищают денежные средства.
4. Звонок мошенника, который представляется сотрудником брокерской или дилерской компании и предлагает вложить деньги с гарантией высокого дохода. Пострадавший соглашается и сам переводит деньги мошенникам. Человек, плохо подкованный в финансовом плане, верит липовым специалистам и теряет деньги.
5. Звонок мошенника, который представляется сотрудником службы безопасности банка, сообщает, что счет скомпрометирован, по нему осуществляются попытки подозрительных операций, и потому с него нужно немедленно снять деньги и перевести на другой, безопасный (страховой). Несложно догадаться, что «безопасный» счет принадлежит мошенникам. На протяжении всей операции злоумышленники не дают человеку опомниться и прервать разговор, нагнетают ситуацию и запугивают, – чаще всего жертвой этой схемы становятся пожилые люди, теряющие в результате свои пенсионные накопления.
6. Звонок мошенника, который представляется сотрудником правоохранительных органов (следствия, ФСБ, уголовного розыска и иных) и сообщает о том, что фирма, в которую потерпевший обращался ранее, занималась мошенническими действиями, поэтому в отношении ее руководства возбуждено уголовное дело, и чтобы улучшить свое положение, они хотят возместить ущерб, причиненный ранее, выплатить компенсацию всем, кто в нее обращался. Опасность данного способа заключается в том, что мошенники могут называть фирмы, в которые действительно ранее обращалась жертва для осуществления онлайн-покупок, оказания дистанционных услуг и т. п. Кроме того, суммы компенсаций обычно по телефону сообщаются «заоблачные», что снижает бдительность жертвы. После того, как удается заинтересовать жертву, мошенники сообщают, что для получения компенсации необходимо оплатить комиссию для перевода, страховую сумму, совершить иные денежные перечисления, якобы необходимые для осуществления перевода денежных средств. Как показывает практика, в таких случаях жертвы под воздействием обмана могут переводить деньги мошенникам в течение нескольких дней или даже нескольких недель. Каждый раз появляется новая причина для перевода, т. е. пустые обещания, в которые верит жертва.
Также в ходе любого из указанных способов мошенники могут использовать подмену номера телефона. К примеру, могут сообщить о том, что если вы им не верите, то указанную ими информацию подтвердит сотрудник полиции, ФСБ и т. д. После окончания разговора с мошенниками вам поступит входящий вызов с абонентского номера различных правоохранительных органов, как правило, актуального для вашего региона (телефоны доверия, дежурных частей ГУ МВД России по Красноярскому краю, УФСБ по Красноярскому краю, дежурные части местных отделов полиции), в ходе которого «сотрудник» подтвердит необходимость выполнения указанных операций. Техническая возможность совершения указанных операций по подмене номера в настоящее время имеется, и потому, если вы поверите и не перепроверите информацию (самостоятельно перезвонив в банк или на номер телефона, с которого якобы звонит сотрудник правоохранительных органов), то потеряете все свои денежные средства.
Как уберечь себя и свои деньги:
1. ВСЕГДА ПЕРЕЗВАНИВАТЬ – если вам позвонили и представились сотрудниками банка или службы безопасности, сбросьте вызов и наберите номер банка самостоятельно, посмотрев его на банковской карте, иных имеющихся банковских документах, в мобильном приложении, в интернете (исключительно на официальных сайтах банков). Никогда не перезванивайте по тому номеру, с которого вам звонили.
2. НИКОГДА НЕ НАЗЫВАТЬ звонящим какой-либо персональной информации: номер договора, банковского счета, номер банковской карты, CVV-код (указанный с задней стороны банковской карты), содержание одноразовых SMS-кодов, логин и пароль для входа в мобильный и интернет-банк. Сотрудники банка никогда не запрашивают подобные данные, эта информация нужна мошенникам, чтобы украсть ваши деньги.
3. НЕ ТОРОПИТЬСЯ расставаться с деньгами либо представлять персональные данные, даже если информация вас удивила, испугала или взволновала. Сбросьте звонок и позвоните близким или друзьям, кто может посоветовать, как быть.
Заместитель начальника СО (дислокация г. Игарка) ОМВД России по Туруханскому району майор юстиции В. ПОПКОВ.