Озаренный талантом и светом добра
Игарский художник Евгений Каунченко относится к числу тех, кто оставался верен до конца своей жизни Северу, его неповторимой красоте, маленькой Игарке, некогда процветавшей, а теперь брошенной всеми. Он ушел из жизни 6 октября 2021 года.
Как и многие творческие личности, не любил публичности. Постоянно был в поиске и в вечном путешествии по Енисею, его берегам.
Евгений воспитан на лучших традициях известных художников – учился у непревзойденного мастера линогравюры В. И. Мешкова, был несколько лет рядом с омским живописцем В. И. Бичевым, хорошо знал профессиональных мастеров Красноярска, Норильска. Выезжал на выставки во многие города России.
Известен как мастер монументального искусства и автор музейных экспозиций и выставок.
Художник оставил большое наследие, которое хранится не только в личных коллекциях игарчан, но и в фондах Игарского краеведческого комплекса «Музей вечной мерзлоты». Познакомиться с ним можно на сайте Госкаталога Музеев РФ. Назвать лучшие полотна Евгения Каунченко очень сложно. В каждой работе бесконечная любовь к Северу, неповторимой природе, мужественным людям, которые живут здесь. Даже если мы сильно захотим сейчас собрать полную коллекцию работ Евгения, вряд ли нам это удастся. Они не только в России. Многие иностранные гости считали большим везением приобрести картины художника, который так верно схватывал дух северной жизни России. Стоили работы копейки. Художник часто их просто отдавал.
Евгений Каунченко был большим гуманистом, преданным избранному делу. Много сил он отдавал тому, чтобы игарчане помнили имена художников, запечатлевших образ города, могучего Енисея, покорителей Севера. Заботился о том, чтобы лучшие работы В. И. Мешкова, В. И. Бичевого, а также местных художников были доступны северянам и стали частью наследия города. Лучшие традиции искусства линогравюры, переданные Мешковым, мы видим в иллюстрациях Каунченко к книге «Удивительная Игарка» Ростислава Горчакова. Каждая новая глава начинается с художественного образа, который тематически верно отражает содержание.
Важной работой для Игарки стал портрет известного писателя Виктора Петровича Астафьева из бересты. Евгений Каунченко вместе с Андреем Тарасовым сделал также доску в память о пребывании В. П. Астафьева в детском доме по улице Полярная. Здание удивительным образом сохраняется на окраине разоренной старой части города. Каунченко вспоминал: «От В. Бичевого в Игарке пошли профессиональные городские выставки. А в 1977 г. началась общая работа над малыми архитектурными формами. Жаль, что все это осталось во многих десятках эскизов, набросках, да и те на сегодня утеряны. Идея В. Бичевого – поработать с местным галечником в «римской мозаике» – была услышана».
Евгений занимался мозаикой из природного галечника много лет. Сам тщательно отбирал камни, промывал их, сортировал по цветам. Главная работа в этой технике посвящена В. П. Астафьеву, она размещена на жилом доме № 10 второго микрорайона. Удалось это сделать чудом – был выделен небольшой социальный грант на оформление площадки возле общеобразовательной школы. Но большую часть затрат – физических и душевных – художнику никто не оплачивал. Сложной была работа по монтажу панно на доме. Помогли городские власти.
Главным проектом в мозаичном исполнении Евгений Каунченко все же считал тему «Иван Леонидов – первый и главный архитектор Игарки». Полотно было завершено в мастерской художника в доме № 4 второго микрорайона, но так и осталось невостребованным. На этот раз никто художника не поддержал.
В вечном поиске. Мастерская в доме 4 второго микрорайона Портрет Леонидова
Думаю, неудачи оставались в сердце художника рубцами, но они никогда не останавливали Евгения. Он снова и снова находил новые проекты. В Игарке, которая в 90-х годах совсем перестала развиваться, это сложно было делать, но Евгений был большим жизнелюбом.
Он понимал, например, что стелу, которую установил на берегу Енисея Игарский ЛПК, уже не восстановят, поэтому предложил сохранить память об этом месте, дорогом всем игарчанам, в виде памятника Карским экспедициям на Енисее.
Мне кажется, Евгению были доступны все формы художественного мастерства. Когда нужно было оформить здания Игарского музея, мы обратились именно к Е. Каунченко. Он помог привлечь других художников, однако многие фигуры животных из дерева вырезал сам. Другие здания музея тоже оформлялись по его проекту. У музейного здания «Из истории Объекта 503 ГУЛАГа» появилась инсталляция с фрагментом железной дороги и досками, которые изготовил сам Каунченко. На территории музея по проекту художника появилось место, где разместились доски памяти жертв репрессий.
Самая первая из них от игарчан была изготовлена самим Евгением.
Евгения Каунченко горожане уважали. К нему устремлялись многие гости. Часто они пишут о Евгении в своих Живых журналах как об удивительном человеке. Поразительно, как много друзей было у него. Его любили, например, геологи. Однажды прочитала в прозе Г. Моршанского: «Через год после трагических событий в 1989-м геологи Игарской партии на озере Бедовом на месте гибели Ржевского и Ершова поставили памятник. Подходящую глыбу диабаза на мысе Кармакулы нашел геолог Юра Бурмистров. Игарский художник Евгений Каунченко на никелевой пластине методом травления изготовил табличку с их изображениями и соответствующими надписями».
Норильский филиал Благотворительный фонд социальных программ «Территория добра» провел в 2014 году выставку «Совершенно летняя – 2», показав разнообразие возможностей северных художников. Отмечалось, что зрителям понравилась выразительная компьютерная графика игарского художника Евгения Каунченко. Увлечение этим изобразительным средством не стало данью современной моде. Скорее это было желание изучить новые возможности выразительности.
На одном из сайтов прочитала заметку В. В. Ершова: «В издательстве «Апекс» вышла новая книга Сергея Лузана «Орион». В предисловии к сборнику известный российский писатель Валентин Курбатов написал о творчестве товарища. А обложку нарисовал игарский художник Е. Каунченко, тоже матерый таежник». Так много создать и оставить после себя мог только талантливый и озаренный светом добра человек. Мы толком и не знаем, сколько удалось ему сделать на своем веку, но во всем – надежда на жизнь, на созидание, на сохранение всего лучшего, что есть в природе или создано человеком. Даже в проектах, не реализованных художником, живет память о том, чего нельзя забывать.
М. МИШЕЧКИНА, Почетный гражданин города Игарки.
Фото автора.