Девиантное поведение подростка
В последнее время все чаще стали происходить случаи проявления агрессии со стороны подростков по отношению к окружающим с причинением вреда здоровью людей и более негативными последствиями. По каждому случаю правоохранительными органами проводятся проверки. Чтобы не допустить повторения таких случаев взрослым следует вовремя обращать внимание на изменения в поведении своих детей. Когда ребенок начинает вести себя откровенно плохо, перестает соблюдать установленные обществом нормы морали, взрослым следует незамедлительно выявить причину возникновения такого поведения и скорректировать процесс воспитания.
Девиантное (отклоняющееся) поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым, нравственным нормам или нормам психического здоровья. Иными словами это разрушительная, неадекватная реакция, выражающаяся в пренебрежении участью окружающих людей.
Как проявляется девиантное поведение у детей?
В большинстве случаев плохое поведение носит демонстративный характер. Как говорится, есть зрители – есть концерт. Избавиться от девиантного поведения крайне сложно. К нему относятся: клептомания, воровство; табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков; бродяжничество (бегство от проблем); увлеченность азартными играми; проституция; суицидальные наклонности; активное потребление нецензурных слов; агрессия по отношению к окружающим (брань, драки, поджоги).
Дети, имеющие деструктивные психологические установки, со временем становятся неконтролируемыми, слишком агрессивными или скрытными.
Родителям следует проявлять терпение и мудрость в тех случаях, когда ребенок в гневе ведет себя отвратительно вне зависимости от причины конфликта. Не оценивать поведение ребенка, а в спокойной обстановке проговаривать ситуацию, успокаивая бурю эмоций. Разъяснить ребенку, как он себя вел во время конфликта, что происходило до и после. Дать возможность ребенку самому сделать вывод о неподобающем поведении в приступе ярости. Таким образом родители могут помочь ребенку переоценить конфликтные обстоятельства и показать ему конструктивные способы решения проблемы.
Также важно родителям самим контролировать собственные негативные эмоции, избегать крика и ругани.
Ни в коем случае нельзя допускать сарказма или высмеивания; обещания награды за хорошее поведение; выяснения отношений в присутствии других людей; угроз, нотаций; давления; жестокости; обсуждения конфликта с его сверстниками и другими людьми, и тем более применения физической силы.
В данном случае родители должны не бороться с ребенком, а быть ему опорой. Демонстрировать спокойствие и полное владение ситуацией.
Опыт работы с «трудными» подростками приводит к выводу, что девиантное поведение детей связано с низким уровнем социализации и отражает недостатки в основных формах воспитания как в семье, так и в школе. Особенность «трудных» подростков выражается в негативном отношении и сопротивлении педагогическому воздействию. Подросток, стремясь освободиться от контроля взрослых, становится критичным по отношению к родителям и учителям, начинает ост-ро реагировать на замечания, старается самоутвердиться в подростковой среде, чутко реагирует на реакцию сверстников. В такие периоды дети часто самоутверждаются путем совершения асоциальных поступков (кражи, поджоги, угоны автотранспортных средств, вымогательство, побои). Именно те дети, которые не получили поддержку в семье или в школе, зачастую «уходят на улицу». Как показывает статистика, юноши более подвержены пониженному уровню самооценки, что выражается в девиантном поведении – лживость, эмоциональные взрывы, принадлежность к преступным группировкам, пьянство, агрессивное поведение.
Следует помнить, что каждый ребенок индивидуален. Конечно, универсального рецепта, способного помочь взрослым установить прочный эмоциональный контакт с ребенком, не существует. Только родители могут разобраться и понять, какие методы воспитания приемлемы по отношению к их ребенку.
Инспектор по делам несовершеннолетних Е. МАРИИНСКАЯ.